Речевая ошибка - это нарушение произносительных или согласовательных норм языка

Темы контрольных сочинений по литературе для студентов 1 курса всех специальностей УК ОГУ.

1.«Государство и личность» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

2.«Печально я гляжу на наше поколенье…» (по мотивам лирики М.Ю.Лермонтова и романа И.С Тургенева).

3.Борьба личности за право быть свободной. (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»).

4.Полнота и сложность характера Обломова. (По роману И.А.Гончарова «Обломов»).

5.Конфликт поколений как конфликт мировоззрений (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

6.«Тварь ли я дрожащая, или право имею?» (по страницам романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

Структура сочинения (примерный план).

ЭПИГРАФ

Обратите внимание: эпиграф оформляется без кавычек и фамилия автора пишется без скобок!

Пример оформления эпиграфа:

Умен ты или глуп, велик ты или мал,

Мы не поймем, пока ты слово не сказал.

Саади

I Вступление

1. Лирическое отступление по теме.

2.Слово о писателе (авторе произведения).

3.Сведения из истории создания произведения.

II Основная часть – название этой части всегда совпадает с названием ТЕМЫ сочинения.

1.

2. (в этих пунктах вы раскрываете тему сочинения.

Они индивидуальны для разных тем.)

3.

III Заключение, выводы.

1.Актуальность (злободневность) поставленной автором проблемы .

2.Ваше восприятие произведения (аргументированное, обоснованное).

3.Ваше решение поставленной проблемы.

Критерии оценки сочинения:

Сочинение оценивается двумя оценками.

Первая оценка – содержание текста.

Требования к содержанию текста:

1.Полнота. (Тема сочинения полностью раскрыта, присутствуют все структурные части текста: вступление, основная часть и, самое главное, мотивированное заключение, внятно сформулирована проблема произведения, дан четкий анализ текста произведения с обязательной опорой на художественный текст (цитирование), сформулирована личная позиция по данной проблеме, тема актуализирована). Внимание: сочинение, в котором объем цитат превышает 50% текста считается плагиатом и не рассматривается! Правила оформления цитат - приложение №1

2.Логичность. (Умение последовательно, непротиворечиво и аргументировано оформлять выражаемое содержание –Мысли следуют последовательно, одна вытекает из другой или дополняет предыдущую мысль (тезис), нет резкой смены высказываний, никак не связанных друг с другом. Особое внимание обратите на предложения - связки между структурными частями текста).

3.Точность (отсутствие фактических ошибок . Обратите внимание приложение №2 «Нарушения норм русского языка»)

4.Культура речи,т.е.соответствие речи нормам русского литературного языка. (Отсутствие речевых, грамматических и лексических ошибок, этичность повествования. Обратите внимание на приложение №2 «Нарушения норм русского языка»)

Вторая оценка - грамотность, т.е. отсутствие нарушений норм орфографии и пунктуации.

«5» - 1 негрубая орфографическая или пунктуационная ошибка.

«4» - 2-3 негрубые орфографические или пунктуационные ошибки. (если среди них есть однотипные).

«3» - 4-5 орфографических или пунктуационных ошибок. Допускается до 6 ошибок, если среди них есть однотипные.

«2» - более 6 орфографических или пунктуационных ошибок.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Правила оформления цитат.

Цитата – дословное воспроизведение слов автора. В оформлении цитат необходимо пользоваться правилами постановки знаков препинания при прямой речи.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

А: «П».

А: «П!?»

А: «П…»

«П»,-а.

«П?»-а.

«П!»-а.

«П…»-а.

«П,-а,-п».

«П,-а.-П».

«П!-а.-П».

«П…-а.-П».

«П,-а:П».

А: «П»,-а.

А: «П!?»-а.

Пример оформления цитаты:

Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» рассуждает: «А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё больше мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе».

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Нарушения норм русского языка.

1.Фактической ошибкойсчитается грубое искажение фактов из жизни писателя, неверно переданный смысл произведения, неверное имя главного героя, неверное цитирование текста или критической литературы, неверное изложение сюжета, ошибки в цитировании литературной критики и т.д.

Речевая ошибка - это нарушение произносительных или согласовательных норм языка.

К ним относятся:

тавтология (неоправданное повторение однокоренных слов в одном предложении или абзаце).

Например: Писатель написал замечательное произведение.

Верно: Писатель создал роман.

плеоназм– речевая избыточность (например: другой альтернативы нет. Верно: Альтернативы нет. Я как бы утверждаю, что.. Я считаю, что вы не правы и так далее…. Верно: я утверждаю, что…; Я считаю, что вы не правы).

3.К грамматическим ошибкам относятся: нарушения морфологических и синтаксических норм языка (нарушения морфологических норм, норм сочетаемости слов, допущены ошибки в склонении или спряжении, неправильное образование форм сравнительной и превосходной степени, неверное употребление местоимений и собирательных числительных, неверное образование формы повелительного наклонения глаголов и т.д.)

Запомните, что:

Проблему – преодолевают

Задачу – решают

Цель- достигают

Требование – выполняют

Правило – соблюдают

Решение – осуществляют.

4.К лексическим ошибкам относится неверный выбор слова в данном контексте. Самая распространенная ошибка – смешение паронимов (невежа – невежда, значащий –значимый и т.д.). Так же к лексическим ошибкам относится неверное употребление слова в контексте вследствие незнания его лексического значения. (Например: Она была эмоциональной и экзистенциальной.)

5.Этическая ошибка – это нарушение норм морали и светской этики: наличие в тексте бранных, жаргонных слов, неоправданное употребление диалектизмов, оскорбительных высказываний в адрес кого – либо, некорректные выводы, резкие, бездоказательные, безапелляционные суждения.

Методика создания текстов различного назначения:

Создавая текст, вы, прежде всего, должны ответить на следующие вопросы:

1.О чем я хочу сказать? (написать) – тема

2.Для чего я хочу это сказать (написать)? – цель

3.Что именно я хочу рассказать (описать)? – идея

4.Как именно я хочу об этом рассказать? – композиция текста

5. Для кого я буду это писать (рассказывать?) – стиль речи.

6.Чем я могу украсить свой текст (речь) и нужно ли это делать? – художественно – выразительные средства речи.

7. Как я могу (должен) оформить свой текст?

Это основные вопросы, ответив на которые вы легко напишете любое сочинение, любую речь.

Но если вы хотите сделать это как можно лучше. То постарайтесь вооружиться знаниями лингвистики текста.

Хорошо если вы, отвечая на вопрос : как именно вы хотите об этом рассказать будете представлять себе тип речи, который вы собираетесь использовать в своем рассказе. Далее небольшие знания строения данного типа речи - и у вас уже получается не хуже писателей!

ИТАК:

· О чем?

· Для чего?

· Что именно?

· Как?

· Для кого?

· Как украсить?

· Как оформить?

И ваш текст готов!!!

Наши рекомендации