Практическая работа №4

Практическая работа №4

Тема: Лексические ошибки и их исправление.

Цель работы:

научиться владеть лексическими нормами литературного языка

Задание:

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Исправьте предложения, заменяя иноязычные слова русскими.

1. После долгих дебатов договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье.

2. Онегин и Ленский отличались контрастирующими чертами характера.

Задание 2. Исправьте предложения, используя синонимы.

1. Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

2. Не без труда удалось преодолеть трудности и затруднения.

3. Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнём.

Задание 3. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Перепишите, исправив предложения, заменив эти слова на правильные.

1. Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так оставляет молодёжь на земле свой зелёный автограф. 2. Во всю длину газеты дан аншлаг: «Пусть горит земля под ногами хулиганов». 3. Планктон – армада загадок. 4. Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма – сбалансировать применение радиоактивного облучения и антибиотиков. 5. Если первый матч складывался напряжённо и драматично, волнующих коллизий было хоть отбавляй, то во втором, наоборот, победителя можно было предсказать уже в середине первого тайма. 6. Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь. 7. Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина. 8. Их семнадцать – героев только что закончившегося первенства. Среди них и ветераны, и дебютанты мирового кворума. 9. После десяти туров возглавляет турнирную таблицу квартет динамовских команд. 10. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо.

Задание 4. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.

В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство. (Главную, заглавную) роль в пьесе «Маскарад» исполнит молодой артист. О работе мне пока думать рано, надо сначала (закончить, кончить, получить) среднее образование. Минеральные и витаминные добавки, введённые в рацион, очень (калорийны, полезны). Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.

Задание 5. Объясните разницу в значении словосочетаний.

Молодой советник – молодой советчик; опасный человек – опасливый человек.

Задание 6. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.

Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный).

Задание 7. Определите, правильно ли даны толкования книжных слов. Неправильные определения исправьте.

Авгур – верховный правитель, пользующийся неограниченной властью, основанной на произволе.

Адепт – приверженец, последователь какого-либо учения, идеи.

Аскет – тот, кто стойко и мужественно переносит жизненные испытания.

Базилика – кустарник или полукустарник, распространённый в тропиках и субтропиках.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «лексика».

2. Что входит в понятие «лексические нормы»?

3. Раскройте понятие «оксюморон».

4. Приведите два-три примера антитезы из художественных произведений русской классики.

5. Перечислите, в чём заключается особенность употребления паронимов.

Практическая работа №4

Тема: Лексические ошибки и их исправление.

Цель работы:

научиться владеть лексическими нормами литературного языка

Задание:

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Исправьте предложения, заменяя иноязычные слова русскими.

1. Во время интервала между двумя уроками в класс вошёл директор школы.

2. Докладчик предложил сделать акцент на физкультурную работу.

Задание 2. Исправьте предложения, используя синонимы.

1. Обширные залы обширного здания выставки были заполнены экспонатами.

2. Робкий мальчик своей робостью резко отличался от своих товарищей, которые нередко смеялись над его робостью.

3. Все работали напряжённо, выполняя срочную работу.

Задание 3. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Перепишите, исправив предложения, заменив эти слова на правильные.

1. М. Горький всю жизнь жил инкогнито. 2. Павел каждое утро застилал и подметал свою постель. 3. Ниловна родилась дряхлой, забитой женщиной. 4. Раньше Ниловна ходила полубоком. 5. Поэт-трибун – горлопан своего времени. 6. В парке заложено тридцать два дерева. 7. В Приморском крае вновь началась избирательная фиеста. 8. На выставке была представлена целая плеяда новых машин. 9. В зале собрались люди изрядного возраста. 10. Став активной помощницей сына, Ниловна стала привлекательной для жандармов.

Задание4. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.

Кони пошли шагом и (встали, стали). Мать (воспретила, запретила) детям играть со спичками. После недельной оттепели завтра из-за резкого похолодания на дорогах (возможен гололёд, возможна гололедица). (Дискуссия, диспут) о школьной реформе продолжается и после того, как на специальном заседании Правительства (обсуждался, осуждался) этот вопрос. Спорные вопросы (доложит, расскажет, разъяснит, пояснит) мой заместитель.

Задание 5. Объясните разницу в значении словосочетаний.

Осудить поступок – обсудить поступок; годовой отпуск – годичный отпуск.

Задание 6. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.

Удачный – удачливый (день, охотник, намёк, операция); расчётный – расчётливый (человек, книжка, характер, система).

Задание 7.Определите, правильно ли даны толкования книжных слов. Неправильные определения исправьте.

Цензор – свирепый и бдительный страж.

Экскурс – коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.

Экслибрис – художественно выполненный знак на книге с обозначением её владельца.

Эксперт – тонкий ценитель прекрасного.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «лексика».

2. Что входит в понятие «лексические нормы»?

3. Раскройте понятие «оксюморон».

4. Приведите два-три примера антитезы из художественных произведений русской классики.

5. Перечислите, в чём заключается особенность употребления паронимов.

Практическая работа №4

Тема: Лексические ошибки и их исправление.

Цель работы:

научиться владеть лексическими нормами литературного языка

Задание:

ВАРИАНТ 3

Задание 1. Исправьте предложения, заменяя иноязычные слова русскими.

1. В концерте превалировали вокальные номера.

2. В коридоре висит анонс, информирующий о предстоящем собрании.

Задание 2. Исправьте предложения, используя синонимы.

1. Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

2. Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие.

3. Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.

Задание 3. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Перепишите, исправив предложения, заменив эти слова на правильные.

1. Заглавие кинофильма было мне незнакомым. 2. Сульфонол и сульфонат также становятся моющими средствами только в сочетании с различными активными добавками. 3. Единственный продуктовый магазин в нашем микрорайоне аннулировали, и теперь там расположилась какая-то фирма. 4. В последние пять лет в городе возникли три новых кинотеатра и драматический театр. 5. В нашей библиотеке есть очень дефицитная книга – первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву». 6. У Кузнецова вчера был день рождения. И взвод преподнёс имениннику памятный подарок. 7. Наташа Ростова росла нескладной девочкой, с большим ртом и выпирающими из-под платья костями. 8. Ещё когда Пушкин был молодым лицемером, он уже писал вольнолюбивые стихи. 9. Пушкин сказал царю, что восстал бы, если бы был в Петербурге, но он был, к сожалению, в отъезде. 10. Корчагин является прототипом Николая Островского, автора этого произведения.

Задание 4. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.

Идти одному по ночному городу (боязно, боязливо, страшно). При старом руководстве в нашем коллективе (бытовали, происходили, случались) срывы в работе. В (будние, будничные) дни я обычно встаю около шести часов. Оратор уже (вошёл, взошёл) на трибуну, но говорить не смог: ему мешали (окрики, выкрики) из зала. На общем собрании было решено (возвести, построить, сдать в эксплуатацию) новый курятник.

Задание 5. Объясните разницу в значении словосочетаний.

Мелкие придирки – мелочные придирки; абсолютный невежа – абсолютный невежда.

Задание 6. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.

Кожный – кожаный (портфель, заболевание); классный – классовый (характер, руководитель, строй).

Задание 7.Определите, правильно ли даны толкования книжных слов. Неправильные определения исправьте.

Визави – тот, кто находится напротив, стоит или сидит лицом к лицу к кому-либо.

Эллины – граждане Древнего Рима.

Фетиш – то, что является предметом безусловного признания, слепого поклонения.

Панегирик – торжественная песнь в честь бога Диониса.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «лексика».

2. Что входит в понятие «лексические нормы»?

3. Раскройте понятие «оксюморон».

4. Приведите два-три примера антитезы из художественных произведений русской классики.

5. Перечислите, в чём заключается особенность употребления паронимов.

Наши рекомендации