Результаты изучения учебного предмета
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение», 1 класс
Ивановой О.В., учителя начальных классов первой квалификационной категории
МОУ «Верхнеуслонская гимназия»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____________ от
«_____» ________________2010 г.
Учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 1 класса разработаны на основе примерной программы по литературному чтению в рамках ФГОС, авторской программы В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение», что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным государственным образовательным стандартом в области литературного чтения.
Стратегическая цель курса литературы – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру.
Более конкретная цель – воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении.
Текущая цель курса – осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
Задачами начального курса литературы являются:
· расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
· воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;
· создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
· развитие речевых навыков школьников, связанных с процессом восприятия (слушание, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
Основные содержательные линии предмета «Литературное чтение» представлены следующими разделами: «Виды речевой деятельности», «Виды читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, осмысленности.
В результате освоения предметного содержания литературного чтения формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности учащихся: речевые, организационные, коммуникативные.
Примерное тематическое планирование составлено согласно базисному образовательному плану из расчёта 2 часа в неделю, 12 учебных недель (24 часа).
В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт освоения основных вопросов курса каждым учеником, выбирая форму учёта по своему усмотрению.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные:
· осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
· формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
· знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
· восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
· полноценное восприятие художественной литературы;
· эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
· высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные:
· освоение приемов поиска нужной информации;
· овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
· освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
· овладение основами коммуникативной деятельности.
Предметные:
· формирование необходимого уровня читательской компетентности;
· овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
· умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
· умение пользоваться словарями и справочниками;
· умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Учебно-тематическое планирование