Подготовка к работе над ошибками в контрольных диктантах
ИМЕНИ М.К. АММОСОВА»
(СВФУ)
Филологический факультет
кафедра методики преподавания русского языка и литературы
РЕФЕРАТ
на тему:
Работа над ошибками. Классификация, учет, анализ ошибок.
Оценка письменных работ учащихся. Критерии оценок.
Выполнила:
Босикова А.И.,
студентка 5 курса, группы РН-АО11
Руководитель работы:
Никифорова Е.П.
к.п.н., профессор кафедры методики
преподавания русского язык и литературы
г. Якутск 2016
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Основные понятия.....…………………………………………………..5
1.1 . Основные понятия изложения……………………………………………..5
1.2 Виды изложений и их классификация……………………………………...6
1.3 Выборочное изложение……………………………………………………...9
Глава 2. Методы преподавания изложения на уроке русского языка……….10
2.1. Подготовка к проведению уроку русского языка…………………...……10
2.2. План-конспект урока………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….....22
Использованная литература…………………………………………………….23
Подготовка учителя к работе над ошибками
Подготовка учителя к работе над орфографическими ошибка
ми складывается из ряда элементов: проверки тетрадей, составле
ния учетных листов орфографических ошибок, составления плана
урока, на котором (или на его отдельной части) намечается рабо
та над ошибками. Содержание первых двух элементов подготовки
описано выше. Остановимся на составлении плана урока (или его
части) работы над ошибками.
Подготовка к работе над орфографическими ошибками в обу
чающих упражнениях.
Работа над ошибками в обучающих уп
ражнениях проводится столько р а з, сколько проверяется учени
ческая тетрадь (см. «Нормы проверки тетрадей»). Следователь
но, элемент работы над ошибками входит в ежедневную дея
тельность учителя на уроке.
В план урока на очередную тему включается следующий мате
риал: 1) общая оценка выполненной работы (она сообщается до
раздачи тетрадей); 2) перечень 2-3 самых распространенных оши
бок; 3) текст словарно-орфографического предупредительного дик
танта из 5-7 слов, более всего затруднивших учащихся; 4) разные
виды заданий со словами, в которых было более всего ошибок;
5) задание выучить правописание слов из индивидуального учетно
го листа. Таким образом в течение всего урока предусматривается
работа над трудными в орфографическом отношении словами.
Подготовка к работе над ошибками в контрольных диктантах.
Опыт показывает, что над всеми видами ошибок, допущенных
учащимися, работать невозможно. Целесообразно, анализируя
учетный лист общеклассных ошибок, выбрать часть видов орфо-
грамм, над которыми предполагается работать на специальном
уроке. Ими будут 5-6 наиболее частотных орфограмм. Среди
них должны быть: а) орфограммы, проверяемые в связи с изу
ченной грамматической темой; б) трудные орфограммы, ранее
пройденные в других грамматических темах.
В плане подготавливаемого урока необходимы следующие
структурные элементы: общая оценка результатов контрольного
диктанта; исправление ошибок школьниками и учет ими слов с
ошибками; работа над каждым из отобранных видов орфограмм;
диктант из слов, над которыми велась работа на уроке; подведе
ние итогов урока и задавание работы на дом.
В общую оценку включаются следующие сведения: продвиже
ние учащихся в овладении орфографией; перечень видов орфо
грамм, более всего затруднивших учащихся; количественные по
казатели выполненной работы. Учитывая ситуацию в классе, учи
тель добавит и другие сведения. Важно, чтобы сообщаемые сведе
ния не отбивали интереса к намечаемой работе.
При исправлении ошибок необходима индивидуальная помощь
слабым, поэтому в плане урока следует указать фамилии таких
учащихся.
Для работы над каждым из отобранных видов орфограмм
нужно предусмотреть такие виды работ: запись названия объяс
няемой орфограммы; диктант из слов с данной орфограммой,
взятых из контрольной работы, с объяснением условий ее выбо
ра; другие упражнения по выбору учителя (подбор однокорен-
ных слов, составление словосочетаний или предложений, обра
зование разных форм слова, в том числе работа по учебнику,
работа с карточками и т.д.). Работа над одним видом орфо
граммы обычно рассчитана на 5-6 мин.
Задание на дом предусматривает п о в т о р е на учениками всех
слов, над которыми велась работа, а также зауживание правопи
сания слов из личного учетного листа индивидуальных ошибок.
Подготовка к работе над ошибками в изложениях и сочинени
ях. Урок работы над ошибками в изложениях и сочинениях по
свящается исправлению речевых и содержательных недочетов.
Работа над орфографическими ошибками переносится на оче
редные уроки грамматики и правописания и проводится рассре
доточенно.
Анализируя учетный лист общеклассных ошибок, учитель вы
бирает самые частотные среди них, но не более 5-6 видов. В план
очередного урока включается следующий материал по каждому из
отобранных видов орфограмм: перечень всех слов с данной орфо
граммой, в которых была соответствующая ошибка; распределение
их на группы по степени трудности; включение этих групп в систе-
184 му упражнений, отобранных для изучаемой темы (для образования
форм слов, составления словосочетаний и предложений и т.д.); сло
варный диктант из этих слов в конце урока.
Работа над орфографическими ошибками в изложениях и со
чинениях, таким образом, длится в течение нескольких уроков,
что обеспечивает достаточную прочность усвоения детьми право
писания трудных слов.