IV. Работа с таблицей
• Задание. Запишите в таблицу примеры на каждый вид перечисленных орфограмм: 1, 2, 3, 4, 6, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 24.
V. Повторение орфограмм № 7, 21.
VI. Выполнение упражнения 743.
VII. Диктант.
• Задание. Выделите орфограмму № 21. Пословицы объясните.
1. Я был крайне недоволен, негодовал. 2. Не нужно ее неволить. 3. Отцу нездоровилось с осени. 4. Мы не знали, почему все молчали. 5. Не годится худым хвалиться. (Пословица.) 6. Не ошибается тот, кто ничего не делает. (Пословица.)
Домашнее задание:упражнение 744.
Урок 6.
Знаки препинания в простом
и сложном предложениях
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Повторение изученного.
– Расскажите о грамматической основе простого предложения. В своем сообщении приводите примеры.
III. Запись предложений с комментированием.
1. Каких зверей, каких там птиц я не видал! Какие бабочки, букашки, козявки, мушки, таракашки. (И. Крылов.) 2. Снятся людям иногда голубые города. (Л. Ошанин.) 3. Звезды меркнут и гаснут. (И. Никитин.) 4. Париж – столица Франции. 5. Жить – Родине служить. 6. Мила мне русская природа: поля и села, и равнины, и шум колеблемых лесов, и звон косы в лугу росистом. (А. Толстой.)
IV. К данным схемам составьте и запишите предложения.
1) [ ]. 2) 3)
– Что интересного можно сказать о схеме 3?
– Являются ли обращения членами предложения?
V. Игра «Найди ошибку».
В каком предложении неправильно определена грамматическая основа?
1. Дети с увлечением рассказ старого охотника. 2. парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов.) 3. Хмуро непогожий день.
VI. Выполнение упражнения 747.
VII. Какой пример не является словосочетанием?
1) Кончить дело; 2) чудесный день; 3) в солнечный день; 4) красный и синий; 5) вдали от родины.
Домашнее задание: упражнение 748; подготовить сообщение о сложном предложении.
Урок 7.
Знаки препинания в простом
и сложном предложении
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Повторение.
– В каком словосочетании неправильно определено главное слово?
III. Прослушивание сообщения о строении сложного предложения.
IV. Работа с использованием таблицы.
– как соединяются простые предложения в составе сложного?
Учащиеся приводят примеры.
Предложения
• Задание. Дайте характеристику каждому предложению.
1. Ослепительно сверкнула молния, и раздался страшный удар грома. 2. Луна начала одеваться тучами, а на море поднялся туман. 3. Над тростниками взмывают стаи уток, кружатся чайки, парят степные орлы, пролетают кулики и чибисы. 4. Росточек был такой крошечный, что мы посадили его в крошечный горшок.
V. Выполнение упражнения 752 (устно).