III. Знакомство с материалами учебника, с. 110

Составление таблицы.

III. Знакомство с материалами учебника, с. 110 - student2.ru

При произнесении звуков воздух, поступающий из легких, то свободно, без преград, проходит через рот, то встречает на своем пути препятствия. Первые движения органов речи соответствуют гласным, вторые – согласным. Именно поэтому известный ученый В. А. Богородицкий предлагал назвать гласные ртораскрывателями, а согласные – ртосмыкателями.

IV. Выполнение упражнений 261, 262.

V. Работа над упражнениями 263, 264.

– Что такое скороговорки? Чему они помогают?

VI. Знакомство с орфоэпией.

Орфоэпия – это совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний. В орфоэпии изучаются также правила постановки ударения.

Домашнее задание: упражнение 266.

Урок 3.
Позиционные чередования гласных и согласных

Цели: сообщить о сильной и слабой позициях гласных и согласных звуков; учить различать сильную и слабую позиции.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

III. Знакомство с материалами учебника, с. 110 - student2.ru

Запись и разбор предложения:

III. Знакомство с материалами учебника, с. 110 - student2.ru

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное.)

III. Знакомство с материалом учебника, с. 112.

IV. Упражнение в определении сильной и слабой позиции.

– Укажите гласные в сильной позиции:

Поле, голубь, осень, леса.

– Укажите гласные в слабой позиции:

Земля, воробьи, кузнечик, стрекоза.

– Укажите согласные в сильной позиции:

перо, осина, нора, подарок.

– Укажите согласные в слабой позиции:

III. Знакомство с материалами учебника, с. 110 - student2.ru

V. Выполнение упражнения 269.

Повторить правило о написании безударных гласных, проверяемых ударением.

VI. Запись текста под диктовку.

• Задание: прокомментируйте знаки препинания; выделите грамматические основы; укажите слова с гласными в сильной и слабой позициях.

Осенью в лесу

Ветер занес семечко, и оно упало под березой. Елочка стала расти, а береза защищала ее от солнца и морозов. Теперь эта ель обогнала березу и стоит рядом с ней вершинка к вершинке.

Тихо я сижу под елкой на середине лесной полянки. Слышу, как шелестят осенние листики. Этот шелест будит спящих под деревьями зайцев, они встают и уходят.

Вот один вышел из елок и остановился. Слушает заяц. Везде шелестит, куда идти? И пошел он от березки к березке.

М. Пришвин

Домашнее задание: упражнение 270.

Урок 4.
Согласные твердые и мягкие

Цель: учить различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного при фонетической записи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

III. Знакомство с материалами учебника, с. 110 - student2.ru

Дорожки сада уже давно засыпали листья дубов, а желуди все еще висели кое-где на голых ветках.4

Наши рекомендации