III. Работа по теме урока. 1. Объяснение о видах глагола как грамматической категории ведется параллельно по
1. Объяснение о видах глагола как грамматической категории ведется параллельно по учебнику, с. 253–254.
1)
– Поясните, что сообщает в этом предложении глагол?
Учащиеся должны понять, что глагол несовершенного вида обозначает действие в его течении (процесс).
2)
В данном случае глагол обозначает действие как достижение цели (результат).
• Задания. приведите примеры предложений, где глаголы обозначают действие как процесс и как результат.
– На какие вопросы отвечают глаголы, обозначающие действие как процесс? как результат?
Запомните! Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? – несовершенного вида; глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? – совершенного вида. (Глаголы совершенного вида легко отличить по приставке с- в вопросе.)
Текст записан на доске.
– Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы, определите вид глагола (карточка 457 дидактического материала).
меня всегда поржала редкосная особенность бабушк: бранися новости расказывать и в то же время греметь посудой накрывать на стол поднсить унсить дело править и все при этом слышать если даже люди и шпотом разгваривают в другой половинизбы. (По В. Астафьеву.)
2. Работа по таблице учебника, с. 254.
В примере Буду решать задачу нужно задавать вопрос Что буду делать? – вопрос будущего сложного времени.
В о п р о с ы.
1) Какого вида бывают глаголы в русском языке?
2) На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? глаголы несовершенного вида?
3) Что выражают виды глагола?
4) В каком времени может быть глагол совершенного вида, и в каком не может быть?
3. Чтение теоретического материала, с. 254 учебника, подтверждающего правильные ответы учащихся.
Внимание! Для глаголов несовершенного вида характерны суффиксы -и-, -ва-, -ива- (-ыва-) и отсутствие приставок; для глаголов совершенного вида характерны суффиксы -и-, -ну- и приставка
IV. Запишите предложения, обозначьте вид глаголов.
1. Поклажа бы для них казалась и легка: да лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду. (И. Крылов.) 2. Гусеница очень прожорлива: она только и делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то сделается куколкой. (К. Ушинский.) 3. Мысленно я старался перенестись на юг, откуда получил письмо.
– Что интересное вы заметили в первом предложении? (Если однородные сказуемые выражены глаголами, то они обычно одного вида.)
V. Выполнение упражнения 644 самостоятельно.
Домашнее задание:упражнение 645.
Урок 14.
Виды глагола
Цель: закрепить умения распознавать вид глагола.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.