V. Диктант с заданием
• Задание. Определите существительные множественного числа, укажите их падеж.
1. На растрепанных березах золотой весенний луч, и уносят дождь и грозы паруса из темных туч. (Е. Трутнева.) Весь день у ручьев суета, кутерьма – играют и прыгают с круч. А вечером снова приходит зима. Ручьи запирает на ключ. (Е. Трутнева.) 2. Вьется речка небольшая, средь полей и рощ петляя. (А. Вронский.)
Домашнее задание:упражнение 550.
Урок 18.
Множественное число имен существительных
Цель: закрепить умение правильно писать и употреблять существительные множественного числа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Орфографические минутки.
Выделите знакомые орфограммы.
1. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечом и ввалился в дом со своей ношей. (И. С. Тургенев.)
2. Ошибаться при склонении; бамбуковая тросточка; нуждается в помощи; убедился в честности; трудолюбивые пчелы; спелый крыжовник; умолять о пощаде; примирить соседей.
III. Выполнение упражнений 551, 552.
IV. Запишите отгадки.
1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.) 2. Черный Ивашка – деревянная рубашка, где носом ведет, там заметку кладет. (Карандаш.) 3. Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. (Мяч.)
V. Определите склонение, число и падеж существительных, выделите окончание.
Около дач (мой) карандаш мышь
Много туч (красивый) малыш тишь
VI. Распределите словосочетания на три группы.
– Объясните, почему распределили именно так.
С высоких круч, зеленый камыш, яркий плащ, нет спелых груш, тихая ночь, едем мимо рощ, выпускники училищ, звездная ночь, скоро увидишь, много встреч.
VII. Объяснительный диктант.
1. Загорелись огни в окнах соседских дач. 2. За ночь наступила оттепель. 3. С крыш свесились толстые острые сосульки. (А. Гайдар.)
домашнее задание:упражнение 553.
Урок 19.
Множественное число имен существительных
Цель: закрепить знания учащихся в написании имен существительных множественного числа.
Ход урока
I. Словарно-орфографическая работа.
Пианино – пиано – тихо (итал.)
Фортепиано – форте – громко (итал.)
II. Синтаксические минутки.
– Чем отличаются предложения по структуре?
1. [ ], (когда).
2. [ ], [ ].
III. Самостоятельная работа.
1. Образуйте форму множественного числа родительного падежа данных существительных, поставьте ударения.
В а р и а н т I туфель курорт белорус
В а р и а н т II узбек кружево барышня
2. Вставьте нужные буквы.
В а р и а н т I – упражнение 554 до слова брошь.
В а р и а н т II – упражнение 554 от слова брошь.
3. Распределите существительные на три группы: с ь на конце после шипящих; без ь на конце после шипящих; существительные в р. п. мн. ч.
Задание выполняют оба варианта.
секач?, туч?, грач?, мяч?, товарищ?, рощ?, молодеж?, задач?, кляч?, певуч?, чащ?, мыш?, грач?, с круч?, глуш?, луж?, (нет) полотнищ?, не поможеш?.
4. Фонетический разбор.
В а р и а н т I – силач.
В а р и а н т II – товарищ.
Домашнее задание:упражнение 555.
Урок 20.
Правописание о – е после шипящих и ц
в окончаниях имен существительных
Цель: учить применять правило написания о – е после шипящих и ц.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Синтаксические минутки.
• Задание. Составьте предложения по данным схемам.
1. [ ], и [ ]. 2. [ ]: «[ ]».
III. Наблюдения на с. 221 учебника.
Наблюдения по таблице, отражающей все варианты изучаемой темы.
Падеж, число | О | Е |
Им. п. ед. ч. | Кольцо | Солнце |
Т. п. ед. ч. | Свечой Плащом Ковшом Ножом Свинцом | Тучей Рощей Маршем Пляжем Глянцем |
Р. п. мн. ч. | Борцов | Горцев |
Выводы из наблюдений; чтение и заучивание правила № 18 по учебнику.
IV. Запись словосочетаний с комментированием.
Орфограмму № 18 выделить.
– С помощью какого суффикса образованы названия лиц (людей) по месту их жительства?
V. Объяснительный диктант.
1. Сегодня за тучами спряталось солнце, и капли дождя барабанят в оконце. (Н. Забила.) 2. Нас на заре разбудили веселых скворцов голоса. (М. Матусовский.) 3. Ветер шуршит камышом. (И. Бунин.) 4. Над старинной пожарной каланчой летали галки. (В. Катаев.)
VI. Вставьте буквы. Выпишите слова с орфограммой № 18.
Жлудь, крышй, шрох, шпот, дчей, рщей, шлк, мячм, жлтый, зашл, щтка, улицй, шфер, чрные, школад, почт, шрстка, удачй, ключм, колодцв, дворцв, калачм.
VII. Выполнение упражнения 556.
Домашнее задание:упражнение 557, орфограмма № 18.
Урок 21.
Написание о – е после шипящих и ц
Цель: тренировать учащихся в написании о – е после шипя-щих и ц в существительных.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Пейзаж, пейзажист, пейзажистка, пейзажный.
III. Выполнение упражнения 559, проверка.