III. Списывание с творческим заданием

• Задание. Распространите предложения определениями, поставьте к ним вопросы от существительных.

На лугах

Кланяются (?) колокольчики, вьется (?) горошек, и белеют (?) ромашки.

Ползают по былинкам (?) жучки, порхают (?) бабочки. Деловито звенит (?) пчела, с цветка на цветок перелетают (?) шмели. Медом пахнет (?) клевер. (По И. Соколову-Микитову.)

с л о в а д л я с п р а в о к: лиловые, высокий, цепкий, разноцветные, пестрые, мохнатые, трудолюбивая, сочный.

IV. Просклоняйте словосочетания (по вариантам), выделите окончания.

I в. – дремучий лес III в. – колючий кустарник V в. – свежий воздух II в. – скрипучий мостик IV в. – могучий дуб VI в. – рыжая белка

В момент проверки составляется таблица вопросов и падежных окончаний имен прилагательных.

М. р. Ж. р.
III. Списывание с творческим заданием - student2.ru III. Списывание с творческим заданием - student2.ru
С. р. Мн. ч.
III. Списывание с творческим заданием - student2.ru III. Списывание с творческим заданием - student2.ru

Наблюдения по таблице.

В ы в о д ы.

Учитель обратит внимание учащихся на следующее:

1. в окончаниях прилагательных -ого-, -его- на месте г всегда произносится [в].

сильно[в]о чисто[в]о домашне[в]о

2. Прилагательные в форме м. р. в им. п. и в сходном с ним вин. п. имеют окончания -ый, -ий, -ой, а отвечают на вопрос какой?

III. Списывание с творческим заданием - student2.ru

Помните! Эти окончания нельзя проверять вопросом.

V. Запись предложений под диктовку.

Найдите словосочетания, соответствующие схеме III. Списывание с творческим заданием - student2.ru определите род, число, падеж зависимого слова.

О б р а з е ц. III. Списывание с творческим заданием - student2.ru

1. И мудрому человеку совет требуется. 2. Оживает цветок, теплым солнцем согрет. 3. В синем небе щебет слышен, к нам летит семья скворцов. 4. Дубовую рощу ветер не свалит.

VI. Работа по материалам учебника на с. 229–230, орфограмма № 19.

VII. Работа над упражнением 579 с комментированием.

Домашнее задание: упражнение 580.

Урок 6.
Правописание гласных в падежных окончаниях
имен прилагательных

Цель: совершенствовать умение грамотно писать окончания прилагательных.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

III. Списывание с творческим заданием - student2.ru

III. Опрос учащихся с использованием карточек.

По данным окончаниям (см. табл., урок 5) определите грамматические значения прилагательных.



К а р т о ч к а 1 1) III. Списывание с творческим заданием - student2.ru 2) III. Списывание с творческим заданием - student2.ru К а р т о ч к а 2 1) III. Списывание с творческим заданием - student2.ru 2) III. Списывание с творческим заданием - student2.ru

IV. Найдите в тексте словосочетание по следующим данным:

1) слово изменяется по числам, родам, падежам;

2) согласуется со словом свет, употреблено в ед. ч., в м. р., в и. п.

весна! Темнеет над аулом,

Свет фиолетовый мелькнул –

И горный кряж стократным гулом

Ответил на громовый гул.

И. Бунин

V. Работа над морфемным составом слов.

• Задание. Выделите окончания слов.

Синие, здание, (об) армии, большие, (к) станции.

– В какой части речи встречается окончание III. Списывание с творческим заданием - student2.ru

VI. Выполнение упражнения 581.

Наши рекомендации