III. Списывание с творческим заданием
• Задание. Распространите предложения определениями, поставьте к ним вопросы от существительных.
На лугах
Кланяются (?) колокольчики, вьется (?) горошек, и белеют (?) ромашки.
Ползают по былинкам (?) жучки, порхают (?) бабочки. Деловито звенит (?) пчела, с цветка на цветок перелетают (?) шмели. Медом пахнет (?) клевер. (По И. Соколову-Микитову.)
с л о в а д л я с п р а в о к: лиловые, высокий, цепкий, разноцветные, пестрые, мохнатые, трудолюбивая, сочный.
IV. Просклоняйте словосочетания (по вариантам), выделите окончания.
I в. – дремучий лес III в. – колючий кустарник V в. – свежий воздух | II в. – скрипучий мостик IV в. – могучий дуб VI в. – рыжая белка |
В момент проверки составляется таблица вопросов и падежных окончаний имен прилагательных.
М. р. | Ж. р. |
С. р. | Мн. ч. |
Наблюдения по таблице.
В ы в о д ы.
Учитель обратит внимание учащихся на следующее:
1. в окончаниях прилагательных -ого-, -его- на месте г всегда произносится [в].
сильно[в]о чисто[в]о домашне[в]о
2. Прилагательные в форме м. р. в им. п. и в сходном с ним вин. п. имеют окончания -ый, -ий, -ой, а отвечают на вопрос какой?
Помните! Эти окончания нельзя проверять вопросом.
V. Запись предложений под диктовку.
Найдите словосочетания, соответствующие схеме определите род, число, падеж зависимого слова.
О б р а з е ц.
1. И мудрому человеку совет требуется. 2. Оживает цветок, теплым солнцем согрет. 3. В синем небе щебет слышен, к нам летит семья скворцов. 4. Дубовую рощу ветер не свалит.
VI. Работа по материалам учебника на с. 229–230, орфограмма № 19.
VII. Работа над упражнением 579 с комментированием.
Домашнее задание: упражнение 580.
Урок 6.
Правописание гласных в падежных окончаниях
имен прилагательных
Цель: совершенствовать умение грамотно писать окончания прилагательных.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
III. Опрос учащихся с использованием карточек.
По данным окончаниям (см. табл., урок 5) определите грамматические значения прилагательных.
К а р т о ч к а 1 1) 2) | К а р т о ч к а 2 1) 2) |
IV. Найдите в тексте словосочетание по следующим данным:
1) слово изменяется по числам, родам, падежам;
2) согласуется со словом свет, употреблено в ед. ч., в м. р., в и. п.
весна! Темнеет над аулом,
Свет фиолетовый мелькнул –
И горный кряж стократным гулом
Ответил на громовый гул.
И. Бунин
V. Работа над морфемным составом слов.
• Задание. Выделите окончания слов.
Синие, здание, (об) армии, большие, (к) станции.
– В какой части речи встречается окончание
VI. Выполнение упражнения 581.