Упражнение 892: в приведенных фрагментах из литературных произведений найдите черты разговорного стиля, укажите их и определите роль каждого из них в художественном тексте

Упражнение 845: составьте предложения с приведенными ниже предлогами. Укажите, в каком стиле речи уместно употребление этих предлогов. Запишите составленные предложения так, чтобы у вас получились примеры на все стили речи.

I. 1. Ввиду – вследствие – в силу – в связи с – по причине – благодаря – в результате.

2. О – про – насчет – относительно.

3. С помощью – при помощи.

4. По отношению – в отношении.

5. С целью – в целях.

II. 1. Между – меж. 2. Через – сквозь. 3. По – после. 4. По – о (при глаголах скучать, тосковать). 6. В – за (при словосочетании последнее время)

Обобщение и систематизация знаний: самостоятельная работа №4.

1. Разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону человеческой жизни.

(стиль языка)

2. К какому стилю относится словесно-художественное творчество?

(язык художественной литературы)

3. Для какого стиля характерна устная форма речи?

(разговорный стиль)

4. Основные стили современного русского языка.

(разговорный, книжный, поэтический)

5. Как называется стиль литературного языка?

(функциональный)

Задание 1: найдите ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки.

2. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.

3. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.

4. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию.

5. В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм».

6. Существовавшее до сих пор положение в области использования электровозов не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта.

7. Крестьяне знали, что в хозяйстве имеется свыше 40 тонн зерна, могущего быть отправленным на элеватор.

8. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики и тщательно разработанной специалистами инструкцией.

Изучение нового материала: (конспект)

- сфера бытования разговорного стиля – 420

Быт, неофициальное общение, преимущественно в устной форме.

- слова, использующиеся в разговорном стиле.

Слова с суффиксами субъективной оценки (ручка, ручонка, ручище). отглагольные формы типа ПРЫГ, СТУК, БРЫК.

- предложения разговорного стиля

Простые по составу. Неполные.

- специфика разговорного стиля.

Диалоговый характер.

- выразительные средства разговорного стиля.

Экспрессивно-окрашенные средства, передающие позитивнее или негативное отношение автора речи к тому, о чем он говорит.

- разговорный стиль в языке художественной литературы – 421.

Используется писателем для создания достоверности повествования и речевой характеристики героя.

Формирование новых умений:

Упражнение 884: прочитайте. Найдите признаки разговорного стиля. Отметьте их, попробуйте заменить разговорные слова и обороты их нейтральными синонимами. Что вы можете сказать об авторе речи?

Доктор веселый. Большею частью специалист по нервным и детским болезням. Подходит к кровати больного с открытым лицом и дружеским смехом «Ну что? Мы захворали немножко? Посмотрим, сейчас посмотрим. Ну-с, покажите ваш язычок. Язычок хоро-оший, микстурку пропишем сладенькую».

Упражнение 885: прочитайте текст. Укажите языковые средства разговорного стиля. Выпишите разговорные и просторечные слова, укажите, какова их окраска. Что вы можете сказать об отношениях между героями? Почему вы так решили?

У деда Ккоквани в лесу у покосных ложков балаган поставлен. Вот и пришли они туда с девочкой Даренкой и кошкой Муренкой. Зимуют. А Даренка привыкла к лесу-то. Сама говорит старику:

- Дедо, сходил бы ты в завод за лошадью. Надо ведь солонину домой увезт.

Кокованя даже удивился:

- Какая ты у меня разумница, Дарья Григорьевна! Как большая рассудила. Только забоишься, поди, одна-то.

- Чего, - отвечает, - бояться. А ты поскорей ворочайся все-таки!

Как темнеть стало Даренка запобаивалась. Только глядит – Муренка лежит спокойнехонько. Она и повеселела.

Упражнение 889: замените приведенные предложения их разговорными синонимами. Оцените каждый вариант с точки зрения уместности в определенных условиях неофициального общения.

1. Отправляя письмо, не забудьте написать на конверте обратный адрес.

2. По окончании занятий вы должны явиться к директору.

3. Поскольку Петров опоздал, он не будет допущен к участию в соревнованиях.

4. В случае неблагоприятных погодных условий лыжный поход будет перенесен на следующую субботу.

5. Иванов – хороший спортсмен, но тем не менее выиграть в этом турнире он не смог.

6. Он получил на выпускном экзамене отметку «хорошо», так что о дипломе с отличием не может быть и речи.

Упражнение 892: в приведенных фрагментах из литературных произведений найдите черты разговорного стиля, укажите их и определите роль каждого из них в художественном тексте.

1. Во дворе школы уже было полно ребят. Ребята собирались группами. Каждый класс отдельно. Я быстро разыскал свой класс. Ребята увидели меня и с радостным криком побежали навстречу, стали хлопать по плечам, по спине. Я и не думал, что все так обрадуются моему приходу.

- А глее Федя Рыбкин? – спросил Гриша Васильев.

- Правда, где Федя? – закричали ребята. – Вы всегда вместе ходили. Где ты его потерял?

- Нету Феди, - ответил я. – Он не будет больше у нас учиться.

- Почему?

- Он уехал из нашего города со своими родителями.

- Как так?

- Очень просто.

- А ты не врешь? – спросил Алик Сорокин.

- Вот еще! Стану я врать!

Ребята смотрели на меня и недоверчиво улыбались.

- Ребята, и Вани Пахомова нет, - сказал Леня Астафьев.

- И Сережи Букатина! – закричали ребята.

2. Грузовик зафырчал, Тимохин полез в кабину. Грузовик фырчал громче и громче, стараясь сдвинуться с места… Вот сдвинулся: подался назад, потом вперед и опять назад. Сейчас уедет, ворота закроют, фонарь потушат, и все будет кончено.

Сережа стоял в стороне под снегом. Он изо всех сил помнил про свое обещание и только изредка всхлипывал длинными, безотрадными, почти беззвучными всхлипами. И одна-единственная слеза просочилась на его ресницы и заблистала в свете фонаря – слеза трудная, уже не младенческая, горькая, едкая и гордая слеза… И, не в силах дольше тут быть, он повернулся и зашагал к дому, сгорбившись от горя.

- Стой! – отчаянно крикнул Коростелев и забарабанил Тимохину. – Сергей! А ну! Живо! Собирайся! Поедешь!

И он спрыгнул на землю.

- Живо! Что там? Барахлишко. Игрушки. Единым духом. Ну-ка!

- Митя, что ты! Митя, подумай! Митя, ты с ума сошел! – заговорили тетя Паша и мама, выглянувшая из кабины. Он ответил возбужденно и сердито:

- Да ну вас. Это что же, понимаете. Это вивисекция какая-то получается. Вы как хотите, а я не могу. И все.

- Господи ты боже мой! Он же там погибнет! – кричала тетя Паша.

- Идите вы, - сказал Коростелев. – Я за него отвечаю, ясно? Ни черта он не погибнет. Глупости ваши. Давай, давай, Сережка!

Наши рекомендации