Упражнение 833: исправьте предложения. Укажите, какие критерии хорошей речи были нарушены авторами
Подготовить рассказ-объяснение старшего младшему на тему «Что я знаю о русском языке?».
Обобщение и систематизация знаний: самостоятельная работа №2.
1. Что определяет стилистическое разнообразие языка?
(сфера применения)
2. Какая разновидность литературного языка обслуживает производственные отношения? (официально-деловой стиль)
3. Что такое стилистика?
(наука, изучающая стили как разновидность литературного языка)
4. Относится ли обиходно-бытовая речь к русскому языку?
(да)
5. Для чего используется язык художественной литературы?
(для создания художественных произведений)
Задание 1: вместо точек вставить слова, которые наиболее точно выражают мысль.
Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.
Изучение нового материала: (конспект)
- понятия «язык» и «речь».
Язык – это система знаков. Речь – это продукты, результаты языковой системы. Следует различать два тесно связанных понятия – язык и речь. Язык присущ любому человеку, а речь – конкретному.
- виды речевой деятельности.
Говорение – это словесное (устное, звуковое) выражение мыслей и чувств. говорением является и речь внутренняя, про себя.
Письмо – фиксирование речи с помощью букв и других графических знаков.
Слушание – восприятие речи слухом и ее осмысление.
Чтение – восприятие написанного или напечатанного буквами и воспроизведение вслух или про себя.
Эти виды составляют основу процесса речевой коммуникации.
- качества речи – 397
Правильность – соответствие нормам литературного языка и грамотность.
Стилистическая чуткость.
Чувство такта, которое требует принять в расчет собеседника.
Точность – это умение точно и ясно выражать свои мысли.
Чистота речи – это отсутствие любой нелитературной лексики.
Выразительность.
- где описаны нормы языка?
Нормы языка описаны в словарях.
- понятие культуры речи.
Это раздел языкознания, исследующий проблемы литературной речи, ее развитие и изменения, происходящие в ней.
Формирование новых умений:
Упражнение 829: найдите в предложениях просторечные слова и замените их подходящими синонимами. Объясните свой выбор.
1. Трудно понять, почему ученый допустил такую промашку.
2. Простакова всячески стращает Софью.
3. Вперед я хочу кратко остановиться на сюжете повести.
4. В инструкции содержались дельные советы о том, как надлежит обращаться с электробытовым прибором.
5. К счастью для Чичикова, на подмогу ему пришел капитан-исправник.
Задание 2: вместо точек вставить нужное слово или словосочетание. Мотивировать свой выбор.
1. На месте небольшого завода … (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат.
2. В зависимости от конкретных условий установка может быть … (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении.
3. Уже в октябре фермер стал … (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы.
4. Технолог Калинина предложила … (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух … (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков.
5. На ковровом комбинате в … (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже … (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров … (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия).
6. Известно … (любому, всякому, каждому), что даже самые … (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) … условия работы еще не … (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха.
7. В этом произведении автору удалось … (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни … (своего поколения, своих сверстников, своих современников).
8. Этот … (недостаток, порок, дефект) в детали можно … (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом.
9. Победителю конкурса … (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия.
10. В новом отеле … (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на … (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.
Упражнение 833: исправьте предложения. Укажите, какие критерии хорошей речи были нарушены авторами.
1. Взрыв аплодисментов взорвал зрительный зал.
2. Кипящая и бурлящая жидкость жарившейся в жаровне рыбы загасила огонь.
3. Разбушевавшаяся стихия грозила опрокинуть стоявшую в стороне сторожку.
4. Все население села стало стекаться к сельсовету.
5. Живописная летопись города и городского пейзажа, рисунки, представленные на выставке, вызвали живо интерес у посетителей выставки.