Урок 30. и. с. тургенев. «муму» единственный
СЧАСТЛИВЫЙ ГОД В ЖИЗНИ ГЕРАСИМА
Цели деятельности учителя: в сотрудничестве с учениками проследить, как вел себя Герасим в тот год, когда нашел Муму, пронаблюдать, какие черты характера героя проявляются в его отношении к Татьяне и Муму.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь охарактеризовывать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).
II. Чтение II главы.
Анализ текста по вопросам:
1. Что заставило Герасима так тепло попрощаться с Татьяной?
2. Почему Татьяна, всегда равнодушная, в момент отъезда «... прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом»?
3. Что заставило Герасима подхватить тонущего щенка?
4. Объясните фразу «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
5. Расскажите о жизни Муму рядом с Герасимом.
6. Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому- то нужным и заботиться о ком-то.)
III. Краткий пересказ текста по плану:
1. Герасим в Москве.
2. Любовь к Татьяне.
3. Отъезд Татьяны и Капитона.
4. Спасение щенка из прибрежной тины.
5. Самый счастливый год в жизни Герасима.
Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность — глухоту и немоту — преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.
Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя. Благодаря Муму Герасим год прожил счастливо.
Домашнее задание: подготовить краткий пересказ от IV главы до конца повести.
Урок 31. ПРЕВОСХОДСТВО ГЕРАСИМА
НАД ЧЕЛЯДЬЮ. ПРОТЕСТ ПРОТИВ
КРЕПОСТНИЧЕСТВА
Цели деятельности учителя: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; выяснить, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, авторскую позицию и способы ее проявления; показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян; учить монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь охарактеризовывать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока
I. Краткий пересказ текста по плану (продолжение — см. предыдущий урок):
ПЛАН ПЕРЕСКАЗА
6. Муму в покоях хозяйки.
7. Ненависть и враждебность (барыни) «причудливой старухи».
8. Исчезновение Муму.
9. Попытка Герасима спрятать Муму.
10. Усердие дворни в уничтожении Муму.
11. Атака каморки Герасима.
12. Решение Герасима умертвить Муму.
13. Часы прощания с Муму. Гибель собаки.
14. Дорога домой.
15. Вновь в родных местах.