Произведении и. с. тургенева «муму»
(материал для консультации[16])
Цели деятельности учителя: дать понятие об отзыве; познакомить с планом, по которому строится работа над отзывом; начать работу над формированием навыков написания отзыва о прочитанном.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
Не рассказывай о том, что читал,
а рассказывай о том, что понял.
Т. Полозова
I. Работа над сочинением.
Учитель. Увлекла вас книга? Очень интересная?
Чтение закончено, но впечатления от прочитанного вас не покидают. Вам хочется рассказать о событиях, поделиться с друзьями мнением о прочитанном.
Представьте! Ваш друг тоже прочел эту книгу, но его мнение о прочитанном не совпадает с вашим. Такая ситуация рождает спор! Здесь важно уметь отстаивать свое мнение, то есть дать отзыв о прочитанном.
Что такое «отзыв»? (Отзыв — отклик, мнение о чем-нибудь, оценка чего-либо.) Это ваше мнение, впечатление о произведении, которое осталось после прочтения.
(Можно привести примеры детских отзывов: как удачных, так и неудачных.)
II. Работа над планом отзыва.
1. Общее впечатление о прочитанном. (Понравилось прочитанное произведение или нет?)
2. О чем это произведение?
3. Кто из героев понравился больше? Почему?
4. Сформулировать основную мысль произведения. (Что хотел сказать автор своим произведением?)
В отзывах нельзя допускать пересказа текста произведения.
III. Работа по составлению отзыва на произведение И. С. Тургенева «Муму».
Домашнее задание: подготовить рассказ о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.
Урок 32. А. А. ФЕТ. В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ПОЭТА
Цель деятельности учителя: ввести учащихся в поэтический мир Фета; ознакомить с особенностями мировосприятия поэта; развивать умения выразительного чтения и анализа художественного произведения, способность наслаждаться красотой природы.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
И пока святым искусством
Радуется свет,
Будет дорог нежным чувствам
Вдохновенный Фет.
К. Фофанов
I. Организационный этап. Постановка целей.
— Почему каждый человек когда-нибудь обязательно обращается к лирическому произведению?
Обращение к эпиграфу.
Почему Фета называют вдохновенным? Какие нежные чувства, содержащиеся в стихах поэта, нам дороги? В чем сила поэзии Фета? Ответы на эти вопросы попытаемся найти сегодня на уроке.
Предваряя решение этой задачи, считаю важным привести вам слова А. В. Дружинина о Фете: «Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой... Поэт уясняет нам мимолетные порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы... Автор в высочайшей степени обладает... высокой музыкальностью стиха...»
II. Основная часть урока. В художественном мире поэта[17]
Знакомство с основными этапами биографии поэта.
1) Самостоятельная работа со статьей учебника, с. 226.
2) Коллективная работа по вопросам и заданиям «Размышляем о прочитанном», учебник с. 227.