Задание 4 Прочитайте отрывок из текста и определите подстиль научного стиля речи (собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный)
Практическое занятие 2 Научный функциональный стиль
1. Научный стиль, его место в функционально-стилистической системе языка.
2. Подстили и жанры научного стиля.
3. Языковое оформление научных текстов
Научный стиль является одним из ведущих стилей русского литературного языка. В современном мире усилилась роль научного знания, которое служит развитию общества. Поэтому изучение закономерностей научного стиля сегодня является обязательным.
Владение литературным языком, умение переключать стилистические коды в зависимости от условий и задач общения свидетельствуют об уровне образования человека, о его творческом потенциале.
Функциональный стиль – это употребление литературного языка в определенной сфере человеческой деятельности. Каждый функциональный стиль отбирает и организует языковые средства (слова, морфологические формы, синтаксические конструкции) в зависимости от условий и задач общения. Функциональный стиль обладает особой, поуровневой организацией языковых средств.
Стили различаются и на основании реализуемой ими функции языка (информативная, коммуникативная и воздействующая). Основная функция публицистического стиля – воздействующая, научного и официально-делового – информативная, разговорный стиль реализует функцию общения, то есть коммуникативную функцию языка, а литературно-художественный – особую, эстетическую функцию языка.
Основные особенности научного стиля
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, для которых характерны:
· предварительное обдумывание высказывания
· монологический характер речи
· строгий отбор языковых средств
· тяготение к строго нормированной речи
Основная функция данного стиля – сообщение, сфера существования – научная. Здесь различаются подстили:
· собственно-научный
· научно-учебный
· научно-популярный
А основные жанровые разновидности – это научные труды, доклады, лекции, учебники, справочные пособия, научно-популярные беседы и т.п.
Для научного стиля характерны следующие стилеобразующие черты:
· монологичность
· обобщенно-отвлеченный характер изложения
· подчеркнутая логичность
· строгая последовательность изложения
· смысловая точность
· информативная насыщенность
· объективность изложения
· безобразность
Задание 1. Прочитайте отрывок из текста и определите подстиль научного стиля речи (собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный)
Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния. Несмотря на то, что все эти модели имеют одни и те же методологические основы, они имеют особенности, которые проявляются при дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера. Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получившую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей.
Задание 2. Проанализируйте главные стилевые черты вышеприведенного отрывка, исходя из плана:
1) Употребление терминов и их последующая интерпретация,
2) безликость авторского «я»,
3) монологичность,
4) однозначность слов,
5) доказательное изложение,
6) наличие важной информации,
7) официальность,
8) точность,
9) стандартизованность,
10) четкость изложения.
Задание 3 Проанализируйте дополнительные черты научного стиля:
1) терминологичность
2) количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами
3) выбор отглагольных оборотов и слов
4) широкое применение предложений большой длины, и при этом следует отметить их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями и необычным расположением членов предложений
Задание 4 Прочитайте отрывок из текста и определите подстиль научного стиля речи (собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный)
Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.
Задание 5 Проанализируйте лексику приведенного отрывка:
- слова широкого употребления:
- термины:
- общенаучная лексика:
- абстрактная лексика:
- научная фразеология:
Задание 6. Проанализируйте морфологию приведенного отрывка: