III. Работа по теме урока. 1. Наблюдение, с
1. Наблюдение, с. 74.
2. Заполнение таблицы «Второстепенные члены предложения» ведется одновременно с выполнением упражнения 181.
Второстепенные члены предложения
Порядок действий | Члены предложения | ||
1. Установить, от какого слова зависит | От глагола | От существительного | |
2. Выяснить, что обозначает | предмет, с которым связано действие или признак | Признак предмета | |
3. Найти, на какой вопрос отвечает | Р. п. кого? чего? Д. п. кому? чему? В. п. кого? что? Т. п. кем? чем? П. п. о ком? о чем? | Какой? Чей? | |
4. Определить, какой частью речи выражен | Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже | прилагательным, существительным, местоимением |
IV. Запишите предложения под диктовку, выделите основы, подчеркните определения.
Внимание! Дуплексив – так называется случай, когда второстепенные члены предложения выполняют одновременно роль определения и дополнения.
V. Запись словосочетаний.
В каждой паре словосочетаний найдите части, сходные по значению. Произведите разбор словосочетаний.
цветущий сад – сад …
карнавальный костюм – костюм …
Составьте 1–2 предложения, используя записанные словосочетания. Подчеркнуть определения.
VI. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 182, проверка.
VII. Наблюдение над ролью определения в тексте.
1) Я открыл глаза. Свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В небе на высоте стояла луна, и вокруг нее переливался круг.
Когда же выпал снег?
2) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег?
К. Паустовский
• Задание.
1. Сравните тексты. Чем они различны? Какова роль определений в тексте.
2. Спишите второй текст, выделите определения.
Домашнее задание:упражнение 183.
Урок 22.
Обстоятельство
Цели: сообщить об обстоятельстве; ознакомить со способами его выражения; учить находить обстоятельства в тексте, употреблять их в речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Апельсин апель – яблоко (голл.)
син – Китай
дословно яблоко Китая или китайское яблоко.
III. Работа по теме урока.
Наблюдения на с. 76, знакомство с текстом Ю. Яковлева, постановка вопросов обстоятельства к выделенным словам, запись вопросов в тетрадь.
IV. Заполнение таблицы.