III. Разберите по составу глаголы

Вытекают, слетел, прыгают.

Внимание! Суффикс III. Разберите по составу глаголы - student2.ru указывает на форму прошедшего времени и на то, что глаголы в настоящем и будущем времени имеют личные, а в прошедшем времени родовые окончания.

• Задание. Образуйте от глаголов видеть, мечтать формы 3 л., мн. ч., наст. вр.; м. р., прош. вр.; неопред. ф. Разберите образованные слова по составу.

– На какую форму глагола может указать суффикс III. Разберите по составу глаголы - student2.ru ?

IV. Из текста выпишите глаголы и проведите разбор по составу.

Была глубокая осень. Листья с деревьев давно опали. Беловежская пуща выглядела хмурой и неприветливой. Шли дожди.

Низкие тучи ползли над вершинами столетних деревьев.

Улетели на юг журавли и аисты. Не слышалось веселого щебетания ласточек. В лесу было пусто, уныло и очень тихо.

V. Выполнение упражнений 398, 399.

Домашнее задание:упражнение 400.

Урок 11.
Приставка

Цель: сообщить о приставке – значимой части слова, о роли приставки как средстве образования новых слов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Паркет, аппетит, делегат, планёр, III. Разберите по составу глаголы - student2.ru повторю, повторить, повторит.

III. Работа по материалам учебника, с. 165.

– Что вы узнали о приставке?

(Это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов с новым значением. Приставки делятся по значению, например, III. Разберите по составу глаголы - student2.ru обозначает движение вперед, III. Разберите по составу глаголы - student2.ru – передвижение с места на место, III. Разберите по составу глаголы - student2.ru – движение наружу, III. Разберите по составу глаголы - student2.ru III. Разберите по составу глаголы - student2.ru – удаление и др.)

1. Записать и разобрать по составу слова:

III. Разберите по составу глаголы - student2.ru III. Разберите по составу глаголы - student2.ru (положение)

Внимание! В слове могут быть две и более приставки.

2. Запись высказывания К. И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

3. Образуйте слова, используя приставки, объясните значения приставок.

III. Разберите по составу глаголы - student2.ru

IV. Развитие умений определять значение приставки.

• Задание. Выпишите слова со значением: 1) лишенный чего-то; 2) покрытая чем-нибудь сплошь; 3) пространство, находящееся позади чего-то. Обозначьте приставки.

Безлесный, укутаться, заречье, бессрочный, устлать, задворки, безучастный, уставить, запечье.

V. Записать текст под диктовку.

• Задание. Обозначьте приставки в словах. Поясните устно значение приставок.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. По уличным косогорам и оврагам цвёл репейник и росла лебеда. В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет. (К. Паустовский.)

VI. Работа над упражнениями 401, 402.

VII. Слово учителя.

В русском языке во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются.

Запишите такие слова.

Восторгаться, восхищаться, позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный.

Домашнее задание:упражнения 404, 405.

Урок 12.
Закрепление пройденного

Цель: закрепление знаний учащихся по разделу.

Ход урока

Наши рекомендации