III. Разберите по составу глаголы
Вытекают, слетел, прыгают.
Внимание! Суффикс указывает на форму прошедшего времени и на то, что глаголы в настоящем и будущем времени имеют личные, а в прошедшем времени родовые окончания.
• Задание. Образуйте от глаголов видеть, мечтать формы 3 л., мн. ч., наст. вр.; м. р., прош. вр.; неопред. ф. Разберите образованные слова по составу.
– На какую форму глагола может указать суффикс ?
IV. Из текста выпишите глаголы и проведите разбор по составу.
Была глубокая осень. Листья с деревьев давно опали. Беловежская пуща выглядела хмурой и неприветливой. Шли дожди.
Низкие тучи ползли над вершинами столетних деревьев.
Улетели на юг журавли и аисты. Не слышалось веселого щебетания ласточек. В лесу было пусто, уныло и очень тихо.
V. Выполнение упражнений 398, 399.
Домашнее задание:упражнение 400.
Урок 11.
Приставка
Цель: сообщить о приставке – значимой части слова, о роли приставки как средстве образования новых слов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Паркет, аппетит, делегат, планёр, повторю, повторить, повторит.
III. Работа по материалам учебника, с. 165.
– Что вы узнали о приставке?
(Это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов с новым значением. Приставки делятся по значению, например, обозначает движение вперед, – передвижение с места на место, – движение наружу, – удаление и др.)
1. Записать и разобрать по составу слова:
(положение)
Внимание! В слове могут быть две и более приставки.
2. Запись высказывания К. И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
3. Образуйте слова, используя приставки, объясните значения приставок.
IV. Развитие умений определять значение приставки.
• Задание. Выпишите слова со значением: 1) лишенный чего-то; 2) покрытая чем-нибудь сплошь; 3) пространство, находящееся позади чего-то. Обозначьте приставки.
Безлесный, укутаться, заречье, бессрочный, устлать, задворки, безучастный, уставить, запечье.
V. Записать текст под диктовку.
• Задание. Обозначьте приставки в словах. Поясните устно значение приставок.
Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. По уличным косогорам и оврагам цвёл репейник и росла лебеда. В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет. (К. Паустовский.)
VI. Работа над упражнениями 401, 402.
VII. Слово учителя.
В русском языке во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются.
Запишите такие слова.
Восторгаться, восхищаться, позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный.
Домашнее задание:упражнения 404, 405.
Урок 12.
Закрепление пройденного
Цель: закрепление знаний учащихся по разделу.
Ход урока