Iv. минутка для шутки

– Не понимая или не зная значения слов, иногда можно попасть впросак, как попали малыши, высказывания которых записал К. Чуковский.

1. Я в школу не пойду, – заявил пятилетний Сережа. – Там на экзаменах детей режут.

2. – Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.

– А я тогда не пойду на улицу.

– Почему?

– А чтоб меня морозы не ударили.

3. Мальчика спрашивают о сестре:

– Что же это твоя Иринка с петухами ложится?

– Она с петухами не ложится – они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

4. Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

– Почему ты не повесил ее сушить?

– Я не достал до солнышка.

V. Работа со словами.

– Укажите в каждой паре предложений слова, употребленные в переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет. 2. Усталый день склонился к ночи. Усталый малыш склонил голову к плечу матери. 3. Пришел с работы отец. Наконец-то пришел долгожданный день. 4. Хозяйка согрела воду. Веселая песня согрела нас в пути.

–Со словами гнездо, бежать, лететь, серебряный составьте словосочетания, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.

–Запишите словосочетания по группам: в первую – с прямым, во вторую – с переносным значением.

Болтать языком, болтать ногами; девочка плакала, елка плакала; золотые руки, золотые серьги; глубокое озеро, глубокое раздумье; медвежья берлога, медвежья услуга; тесная дружба, тесная обувь.

VI. Выполнение упражнений 339, 340.

Домашнее задание:упражнения 341, 342.

Урок 6.
Омонимы

Цели: повторить определение омонимов, чем они отличаются от многозначных слов; развивать умение находить омонимы в словаре; познакомить со словарем омонимов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

1. Омоним omos – ‘одинаковый’ (греч.)

onima – ‘имя’

2. Диктант с использованием текста упражнения 342.

III. Синтаксические минутки.

В предложениях обозначить части, дать устно характеристики, составить схемы.

Много лет назад все рыбы в реке плавали в одинаковой одежде. Однажды из далекого моря приплыла в реку сильная и хитрая щука. Она стала так хозяйничать, что все рыбы стали ее бояться.

IV. Работа по материалам учебника, с. 142.

V. Демонстрация словаря омонимов.

1. Знакомство с организацией словаря, нахождение омонимов.

2. Выполнение упражнения 343.

– Почему лексические значения омонимов раскрываются в разных словарных статьях?

– На что обратили внимание при знакомстве с омонимами? (Омонимы, как правило, принадлежат к одной части речи. Часто это существительные.)

3. Выполнение упражнения 344.

VI. Составление словосочетаний.

1. Составьте словосочетания с омонимами: среда, свет, мир, вал, рубашка, рысь, фунт.

2. Выполнение упражнения 345.

VII. Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова.

1. Берите свежий хлеб. Сестра и меня берет с собой в поход. Где вы берете книги?

2. Из-под земли бил горячий ключ. Папа забыл от комнаты ключ. Мальчик в нотной тетради выводил скрипичный ключ.

3. Родное гнездо; гнездо жаворонка; гнездо для патронов.

4. В темноте сидеть было неприятно. Мама начала седеть.

– Что-то вас удивило в предложениях под № 4?

В нашем языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, в зависимости от значения слова. Такие слова называются омофоны.

Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание.

Не менее интересными являются омоформы. Омоформы– это слова, совпадающие в своем звучании лишь в некоторых грамматических формах. Омоформами могут быть слова как одной, так и разных частей речи.

VIII. Тренировочные упражнения.

1. Прочитайте шуточные стихотворения Я. Козловского,ука-жите в них омофоны, затем омоформы.

1) Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка,

Прибежал, постучал в окошко:

– Отыскалась твоя сережка.

2) Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, –

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

Предложения записаны на доске или на карточках. Задание аналогично предыдущему.

2. Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.) 3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

3. С о о б щ е н и е у ч и т е л я.

Нельзя не сказать об омографах. Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению. Если подобные слова встречаются вне контекста, то определить их точное значение можно только при условии, если на них будет поставлено ударение, например:

Село – село; кружки – кружки; пристань – пристань; полы – полы; мою – мою.

4. Укажите в стихотворении А. Барто омографы.

Отца спросила дочка:

– Не знаю, как прочесть.

Есть слово «проволочка»

И «проволочка» есть.

А что такое «атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и «атлас»?

Домашнее задание:упражнения 346–348.

Урок 7.
Синонимы

Цели: сообщить, что такое синонимы; познакомить со словарем синонимов; учить использовать синонимы в речи.

Ход урока

Наши рекомендации