Iv. минутка для шутки
– Не понимая или не зная значения слов, иногда можно попасть впросак, как попали малыши, высказывания которых записал К. Чуковский.
1. Я в школу не пойду, – заявил пятилетний Сережа. – Там на экзаменах детей режут.
2. – Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.
– А я тогда не пойду на улицу.
– Почему?
– А чтоб меня морозы не ударили.
3. Мальчика спрашивают о сестре:
– Что же это твоя Иринка с петухами ложится?
– Она с петухами не ложится – они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
4. Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
– Почему ты не повесил ее сушить?
– Я не достал до солнышка.
V. Работа со словами.
– Укажите в каждой паре предложений слова, употребленные в переносном значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет. 2. Усталый день склонился к ночи. Усталый малыш склонил голову к плечу матери. 3. Пришел с работы отец. Наконец-то пришел долгожданный день. 4. Хозяйка согрела воду. Веселая песня согрела нас в пути.
–Со словами гнездо, бежать, лететь, серебряный составьте словосочетания, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.
–Запишите словосочетания по группам: в первую – с прямым, во вторую – с переносным значением.
Болтать языком, болтать ногами; девочка плакала, елка плакала; золотые руки, золотые серьги; глубокое озеро, глубокое раздумье; медвежья берлога, медвежья услуга; тесная дружба, тесная обувь.
VI. Выполнение упражнений 339, 340.
Домашнее задание:упражнения 341, 342.
Урок 6.
Омонимы
Цели: повторить определение омонимов, чем они отличаются от многозначных слов; развивать умение находить омонимы в словаре; познакомить со словарем омонимов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
1. Омоним omos – ‘одинаковый’ (греч.)
onima – ‘имя’
2. Диктант с использованием текста упражнения 342.
III. Синтаксические минутки.
В предложениях обозначить части, дать устно характеристики, составить схемы.
Много лет назад все рыбы в реке плавали в одинаковой одежде. Однажды из далекого моря приплыла в реку сильная и хитрая щука. Она стала так хозяйничать, что все рыбы стали ее бояться.
IV. Работа по материалам учебника, с. 142.
V. Демонстрация словаря омонимов.
1. Знакомство с организацией словаря, нахождение омонимов.
2. Выполнение упражнения 343.
– Почему лексические значения омонимов раскрываются в разных словарных статьях?
– На что обратили внимание при знакомстве с омонимами? (Омонимы, как правило, принадлежат к одной части речи. Часто это существительные.)
3. Выполнение упражнения 344.
VI. Составление словосочетаний.
1. Составьте словосочетания с омонимами: среда, свет, мир, вал, рубашка, рысь, фунт.
2. Выполнение упражнения 345.
VII. Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова.
1. Берите свежий хлеб. Сестра и меня берет с собой в поход. Где вы берете книги?
2. Из-под земли бил горячий ключ. Папа забыл от комнаты ключ. Мальчик в нотной тетради выводил скрипичный ключ.
3. Родное гнездо; гнездо жаворонка; гнездо для патронов.
4. В темноте сидеть было неприятно. Мама начала седеть.
– Что-то вас удивило в предложениях под № 4?
В нашем языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, в зависимости от значения слова. Такие слова называются омофоны.
Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание.
Не менее интересными являются омоформы. Омоформы– это слова, совпадающие в своем звучании лишь в некоторых грамматических формах. Омоформами могут быть слова как одной, так и разных частей речи.
VIII. Тренировочные упражнения.
1. Прочитайте шуточные стихотворения Я. Козловского,ука-жите в них омофоны, затем омоформы.
1) Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя сережка.
2) Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла, –
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
Предложения записаны на доске или на карточках. Задание аналогично предыдущему.
2. Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.
1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.) 3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.
3. С о о б щ е н и е у ч и т е л я.
Нельзя не сказать об омографах. Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению. Если подобные слова встречаются вне контекста, то определить их точное значение можно только при условии, если на них будет поставлено ударение, например:
Село – село; кружки – кружки; пристань – пристань; полы – полы; мою – мою.
4. Укажите в стихотворении А. Барто омографы.
Отца спросила дочка:
– Не знаю, как прочесть.
Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас»?
Домашнее задание:упражнения 346–348.
Урок 7.
Синонимы
Цели: сообщить, что такое синонимы; познакомить со словарем синонимов; учить использовать синонимы в речи.
Ход урока