Синонимическая минутка

Лексика (греч. ле́ксис) – слово, относящийся к слову.

Словарь

Словарный состав.

Лексический запас.

· I. Слово учителя.Сегодня мы с вами узнаем, что такое лексика, лексическое значение слова, а также научимся пользоваться толковыми словарями.

· – Можно ли ответить на вопрос, сколько слов в русском языке? Почему словари не дают точного ответа на этот вопрос?

· Слова в нашем языке удивительно многолики. Например, повторяя фонетику, мы говорим о звуковом составе. Это внешняя материальная оболочка слова. А что же прячется в этой оболочке слова? (Значение слова) Значение слова – это его внутренний смысл. Но значение слова тоже имеет как бы 2 грани. Возьмём слово «добрый». Оно имеет лексическое и грамматическое значения.

· Каково лексическое значение слова «добрый»? (Благожелательный к людям)

· Каково грамматическое?Это прил ед. ч., м. р., корень –добр-, окончание - -ый.

· Заглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь Добрый –

1) Делающий добро другим, отзывчивый: добрый человек, доброе сердце.

2) Несущий добро, благо: добрые известия, добрый совет.

3) Дружески милый: наши добрые знакомые.

4) Хороший, нравственный: добрые дела.

5) Безукоризненный, хороший: он в добром здравии, добрый молодец.

6) Безукоризненный, честный: доброе имя.

7) Такой большой, неменьший, чем указывается числительным: ждал добрых полчаса. Прошли добрые десять километров.

v Подберите к первому значению слова добрый человек синонимы. (Добродушный, добросердечный, гуманный).

· Лексика изучает словарный состав словаря. Чем больше человек знает слов, тем богаче его речь и тем точнее он может выражать свои мысли. Для того чтобы пополнить свой словарный запас, необходимо много читать. А при чтении, встретив незнакомое слово, нужно выяснить его значение. В этом помогут нам толковые словари. Лексические значения слов толкуются в словарях двумя способами: подбором близких по значению слов и описательно.

· С течением времени лексическое значение слов может изменяться. Лексическое значение некоторых слов, таких, как собака, лес, карандаш можно представить наглядно. Однако в языке много слов с таким лексическим значением, которое нельзя представить наглядно, например, любовь, рассуждать, грамматика.

·

II.Чтение теоретического материала на стр. 77 – 78. Пересказ основного материала.

III. Синонимы. Упр. 235 – 338.

IV. Упр. 239. Приём подбора однокоренного слова при выяснении лексического значения слова.

Задавать вопросы:

  • От какого слова образовано новое?
  • Почему так назвали? Подосиновик – растёт под осиной, леденец тает во рту как лёд; костяника – ягода с косточкой; односельчане – люди из одного села, рыжики – рыжего цвета

V. IV. Прочитайте слова. Выясните, что они обозначают: идти, шагать, брести. Подберите к данным существительным наиболее подходящий глагол (самостоятельно).

Спортсмены …(идут)

Старушка … (бредёт)

Лошадёнка … шагает

VI.Выделить главное слово в каждом ряду (самостоятельно)

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить.

Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить.

Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

VII.Итог урока. Расскажите сами, что нового узнали на уроке.

VIII. Д. з.§ 32, упр. 242, 243.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок 58.

Тема: Как определить лексическое значение слова. Антонимы. 2-й урок.

Цели урока: Помочь учащимся осознать сущность слов с противоположными по значениями (антонимами). ми 9антонимами). значениющность взаимодействия в языке слова с противоположными по значениюерЮ

Оборудование: Стационарная таблица для 6 класса.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1)На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

2) Повторение синонимов.Запишите словосочетания со словом «острый» так, чтобы показать многозначность этого слова. Кто больше? (Острый нож, острый ум, острый нос лодки, острый недостаток воды, острый язык) Определите значение слова.

Острый нож – хорошо режущий, отточенный.

Острый нос лодки – суживающийся к концу.

Острый ум – проницательный.

Острый запах – сильно действующий.

Острый недостаток воды – сильно выраженный.

Острый угол – менее 90 градусов.

Острый язык – значит, отличающийся остроумием.

v Найдите слово с прямым значением. (Острый нож).

3) Продолжите ряд синонимов.

Интересный, занимательный, ……..

Большой, громадный …………………………….

Хороший, славный, ………………

4) Чтение материала под рубрикой «Вспомните!» на с. 80.

I. Упр. 244 – 246.

II. Упр. 248.

III. Итог урока.Чтобы знания были впрок,

Следует кратко повторить урок.

v Что изучает лексика? (Значение, происхождение, употребление слова.)

IV. Д. з. .§ 32, упр. 247. Тест 1.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок 59.

Тема: Сколько лексических значений имеет слово. § 33.с. 80.

Цели урока:Закрепить понятие лексического значения слова; сформировать умение определять лексическое значение слова; научить пользоваться толковым словарём при определении однозначности или многозначности слова.

Ход урока

I. I. Повторение.

II. 1)Как определить лексическое значение слова? (Приём подбора однокоренного слова при выяснении лексического значения слова; приём словообразовательного толкования лексического значения слов)

2)Синонимы? К словам левого столбика найти близкие по смыслу слова из правого. Записать пары (самостоятельно).

Журчать - … стонать

Играть - … звенеть

Шуметь - … пиликать

Скрипеть - … клокотать

Плакать - …скрежетать.

5)Антонимы?

II. Сколько лексических значений имеет слово. § 33.с. 80

Слово учителя.Все слова в русском языке делятся на однозначные и многозначные. Однозначные – это слова с одним…, например, осень – время года, следующее за летом и предыдущее зиме. (Поздняя осень, дождливая осень.)

Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений. У многозначных слов одно значение связано с другим по смыслу. Например, кибитка 1. Крытый экипаж, повозка. 2. У кочевых народов: переносное жилище.

Многозначных слов в русском языке больше, чем однозначных.

1)С. 81 «Понаблюдайте!»

2) Упр. 249. 1. На окнах появился новый тюль. 2. Этой весной впервые расцвела наша молодая яблонька. 3. В нашем городе расцвела художественная самодеятельность.

3) Упр. 250. 1. Корень слова – основная морфема слова.2.Корень дерева – Подземная часть растения. 3. Корень зуба, волоса– внутренняя часть зуба. 4. Математический корень – величина, которая при возведении её в ту или иную степень даёт новое число. Квадратный к. Извлечь к.5.Корень зла – Перен. Начало, источник, основа.

4) Упр. 252(письменно).

III.. Итог урока. Упр. 253. Слово, которое имеет одно значение, называется однозначным; а слова, имеющие два или более значения, называются многозначными. Например, слово тюль – однозначное, а слово корень многозначное.

IV. Д. з.Упр. 251

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок 60

Тема: Когда слово употребляется в переносном значении. 2 часа.

Цели урока: закрепить понятие о переносном значении слова; сформировать умение различать прямое и переносное значение слова.

Оборудование:Стандартные таблицы по лексике 5 и 6 классы.

Ход урока.

I. Проверка дом задания.Упр. 25. Несколько вариантов разбирается вместе с учениками.

II. Слово учителя.Многозначные слова имеют прямое и переносное значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, воет волк.

Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу. Например, воет ветер.

Уместное употребление слов с переносным значением делает речь яркой и выразительной.

Часто в переносном значении употребляются названия животных. Например, лисой называют хитрого человека, а бараном – глупого.

Переносное значение может закрепляться за предметом и стать прямым значением. Например, нос человека (прямое) – нос лодки (переносное).

Существуют различные пути переноса значения. По форме: гребень (для волос) – гребень (горы), по цвету: изумрудная (брошь) – изумрудная (трава). Олицетворение: сковать (цепь) – сковать (морозом реку).

III. Чтение теоретического материала на стр. 82 – 83 (упр. 254)

Наши рекомендации