Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
· читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
· рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
· устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Календарно - тематическое планирование
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Характеристика видов деятельности ученика | |||
Учимся наблюдать и копим впечатления (20 ч) | |||||||
Инструктаж по технике безопасности. Учимся наблюдать и копим впечатления. Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения | 1неделя | Находить в тексте примеры использования олицетворения; рассматривать живописное произведение и делать обобщение на основе наблюдений; работать с Толковым словарём; давать характеристику герою-рассказчику; высказывать своё мнение; находить в тексте сравнения; составлять предложения, используя приём сравнения; работать с Толковым словарём читать выразительно; анализировать средства художественной выразительности; называть произведения А.Пушкина; находить и анализировать средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение; читать наизусть выразительно; находить и называть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; находить и анализировать сравнение; выражать своё отношение к прочитанному; подтверждать свой ответ строчками из текста; анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, живших в разные времена в разных странах; анализировать иллюстрации; делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; находить в тексте повторы; работать с иллюстрацией; читать наизусть стихотворение; анализировать наблюдения поэта. | |||||
Юрий Коваль «Берёзовый пирожок» | |||||||
Работа по хрестоматии. В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари» Поход в Музейный Дом Ван Гог «Лодки в море у Сен-Мари» | |||||||
В. Маяковский «Тучкины штучки», С.Козлов «Мимо белого яблока луны…», С Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» (работа надприёмами «сравнение», «олицетворение») | |||||||
Работа по хрестоматии. В.Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение» Поход в Музейный Дом Г.Захаров «Десять минут после полуночи» | 2неделя | ||||||
Александр Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…» | |||||||
Вадим Шефнер «Середина марта», хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами «сравнение», «олицетворение», «контраст») | |||||||
В. Берестов «Урок листопада» | |||||||
Н.Матвеева «Гуси на снегу», Э.Мошковская «Где тихий, тихий пруд…», хокку Ёса Бусона (работа над приёмами «контраст» и «звукопись») | 3неделя | ||||||
Приёмы «сравнение», «контраст», «олицетворение». Проверочная работа № 1(техника чтения). | |||||||
С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину" (работа над приёмами "сравнение" и "контраст") | |||||||
Иван Бунин "Листопад" | |||||||
Заседание клуба Записная книжка Кости Погодина. Подготовка школьников к использованию приёма олицетворения в своём сочинении | 4неделя | ||||||
А.С. Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе) | |||||||
Валентин Берестов "Большой мороз" | |||||||
Валентин Берестов "Плащ" | |||||||
С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать" | 5неделя | ||||||
А. Иванов «Как Хома картины собирал». Поход в Музейный дом. В.Попков «С санками» | |||||||
Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами" | |||||||
Хокку Ранрана | |||||||
Постигаем секреты сравнения (13 ч) | |||||||
Постигаем секреты сравнения. Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства" | 6неделя | Находить в тексте и называть сравнение; анализировать поступки героев; работать с Толковым словарём; читать по ролям отвечать на вопросы к тексту; анализировать внутренний мир автора; находить в тексте сравнения. | |||||
Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук" | |||||||
Проектирование сборника сказок | |||||||
Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились" | |||||||
Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка", "Как барсук и куница судились", "Золотая рыбка" | 7неделя | ||||||
Представление о бродячем сюжете. «О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка" | |||||||
Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха". Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. | |||||||
Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета | |||||||
Работа по хрестоматии. Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки» | 8неделя | ||||||
Работа со школьной библиотекой Русские народные сказки: «Яичко», «У страха глаза велики». | |||||||
Работа по хрестоматии. Д. Дмитриев «Встреча» | |||||||
Бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали" | |||||||
Работа по хрестоматии. Шведская сказка «По заслугам расчёт» | 9неделя | ||||||
Пытаемся понять, почему люди фантазируют (14 ч) | |||||||
Пытаемся понять, почему люди фантазируют. Новелла Матвеева "Картофельные олени" | Анализировать и объяснять название произведения; читать наизусть стихотворение работать с Толковым и Фразеологическим словарями; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идёт повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир, фантазии и характер героя-рассказчика; пересказывать по плану текст. | ||||||
Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки" | |||||||
Сравнительный анализ произведений Н. Матвеевой и С. Чёрного | |||||||
Татьяна Пономарёва "Автобус" | 10неделя | ||||||
Татьяна Пономарёва "В шкафу" | |||||||
Эмма Мошковская "Вода в колодце" | |||||||
Работа по хрестоматии. М. Яснов «Мы и птицы»; Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода…» | |||||||
Борис Житков "Как я ловил человечков" | 11неделя | ||||||
Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии. | |||||||
Работа по хрестоматии. С.Козлов «Звуки и голоса» | |||||||
Работа по хрестоматии. Составление литературных сборников | |||||||
Тим Собакин "Игра в птиц" | 12неделя | ||||||
Работа по хрестоматии. О.Кургузов «Мальчик – папа» Поход в Музейный Дом М. Шагал «Крылатая лошадь» | |||||||
Константин Бальмонт "Гномы" | |||||||
Учимся любить (16 ч) | |||||||
Учимся любить. Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды" | Определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героя; читать текст выразительно определять цель и идею произведения; сравнивать героев рассказов; находить необычное в обычном; рассматривать живописное произведение и делать обобщение на основе наблюдений; различать понятия «фантазия», «выдумщик» и «обманщик»; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; рассматривать живописное произведение и делать обобщение на основе наблюдений. | ||||||
Работа по хрестоматии. Э. Мошковская «Когда я уезжаю» | 13неделя | ||||||
Татьяна Пономарёва "Лето в чайнике" | |||||||
Мария Вайсман "Лучший друг медуз" | |||||||
Работа по хрестоматии. В.Драгунский «Кот в сапогах» | |||||||
Работа со школьной библиотекой В. Драгунский «Похититель собак» | 14неделя | ||||||
Работа со школьной библиотекой В. Драгунский «Девочка на шаре» | |||||||
Александр Куприн "Слон", ознакомительное чтение | |||||||
Александр Куприн "Слон", характеристика главных героев | |||||||
Работа по хрестоматии. Тим Собакин «Самая большая драгоценность» | 15неделя | ||||||
Константин Паустовский "Заячьи лапы". Ознакомительное чтение | |||||||
Константин Паустовский "Заячьи лапы", чувства и переживания героев. | |||||||
Сергей Козлов "Если меня совсем нет" | |||||||
Работа по хрестоматии. Э. Мошковская «Нужен он…» | 16неделя | ||||||
Работа над составлением литературного сборника. | |||||||
Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб. | |||||||
Набираемся житейской мудрости (11 ч) | |||||||
Набираемся житейской мудрости. Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка" | Анализировать события басни; сравнивать две басни, формулировать общую мысль; сравнивать басню и сказку; находить в басне повествование и мораль; подбирать пословицы в качестве морали к басне; работать с иллюстрацией; читать выразительно и осознанно определять тему басни; называть особенности басни, сказки и пословицы; располагать литературные произведения на ленте времени; находить контраст в описании внешности и голоса Вороны (басня Крылова); анализировать поведение и характер героев произведения. | ||||||
Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев". Лента времени. Пословицы | 17неделя | ||||||
Работа по хрестоматии. Жан де Лафонтен «Волк и журавль» Поход в Музейный Дом В. Серов «Волк и журавль». Инструктаж по охране труда | |||||||
Работа по хрестоматии. Жан де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях» Поход в Музейный Дом В. Серов «Ворона в павлиньих перьях» | |||||||
Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории. | |||||||
Работа по хрестоматии. И. Крылов «Волк и журавль» | 18неделя | ||||||
Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни. | |||||||
Иван Крылов "Квартет" | |||||||
Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". | |||||||
Работа по хрестоматии. Индийская народная сказка «О радже и птичке» | 19неделя | ||||||
Самостоятельная работа по заданиям учебника | |||||||
Продолжаем разгадывать секреты смешного (15 ч) | |||||||
Продолжаем разгадывать секреты смешного. Леонид Каминский "Сочинение" | Выделять секреты смешного в произведении; делить текст на смысловые части; находить и зачитывать в тексте строчки, которые вызывают смех; читать по ролям определять, с чьей точки зрения автор даёт такие советы; определять жанр произведения; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений); высказывать своё мнение. | ||||||
Ирина Пивоварова "Сочинение" | |||||||
Работа по хрестоматии. Н.Носов «Мишкина каша» | 20неделя | ||||||
Работа со школьной библиотекой. Чтение рассказов Н. Носова Составление сборника из пяти рассказов Н. Носова | |||||||
Марина Бородицкая "На контрольной…" Лев Яковлев «Для Лены», Михаил Яснов "Подходящий угол" | |||||||
Надежда Тэффи "Преступник", деление текста на части | |||||||
Надежда Тэффи "Преступник", пересказ | 21неделя | ||||||
Работа по хрестоматии. М.Вайсман «Приставочка моя любимая» | |||||||
Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти", стихи Григория Остера "Вредные советы" | |||||||
Рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь" | |||||||
Работа по хрестоматии. Т. Кочиев «Такая яблоня» Инсценирование | 22неделя | ||||||
Виктор Драгунский "Ровно 25 кило", ознакомительное чтение | |||||||
Виктор Драгунский "Ровно 25 кило", деление текста на части | |||||||
Виктор Драгунский "Ровно 25 кило", анализ произведения | |||||||
Работа со школьной библиотекой. Чтение рассказов В.Драгунского Составление сборника из пяти рассказов В.Драгунского | 23неделя | ||||||
Как рождается герой (28 ч) | |||||||
Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди" | Определять, кто является сказочным героем; анализировать русские народные и современные сказки; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; придумывать название каждой части текста; составлять план текста; пересказывать текст по плану; определять главную мысль текста; следить за чтением учителя; делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя; проводить сравнительный анализ характеров героев; указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя); анализировать слова автора; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях; работать с иллюстрацией; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; пересказывать текста по плану работать с Толковым словарём; высказывать своё мнение. | ||||||
Борис Заходер "История гусеницы" (начало) | |||||||
Работа по хрестоматии. Пытаемся выяснить, как рождается герой. С. Махотин «Самый маленький» | |||||||
Юнна Мориц "Жора Кошкин" | 24неделя | ||||||
Черты характера героя. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение) | |||||||
Работа по хрестоматии. Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду» | |||||||
Леонид Яхнин "Лесные жуки" | |||||||
Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение) | 25неделя | ||||||
Черты характера героя «История гусеницы» | |||||||
Главная мысль и тема текста Бориса Заходера "История гусеницы" (окончание) | |||||||
Михаил Яснов "Гусеница - Бабочке" | |||||||
Поход в Музейный Дом С. Жуковский «Плотина» | 26неделя | ||||||
Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Ознакомительное чтение. | |||||||
Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Деление текста на смысловые части | |||||||
Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Характеристика поступков героя | |||||||
Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа | 27неделя | ||||||
Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Пересказ. | |||||||
Леонид Пантелеев «Честное слово», ознакомительное чтение | |||||||
Леонид Пантелеев «Честное слово», характеристика героя | |||||||
Леонид Пантелеев «Честное слово», поступки героя | 28неделя | ||||||
Поход в Музейный Дом З. Серебрякова «За обедом» | |||||||
Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова), 1 часть | |||||||
Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова), 2 часть | |||||||
Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова), 3 часть | 29неделя | ||||||
Поход в Музейный Дом А. Мещерский «У лесного озера» | |||||||
Работа по хрестоматии. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок) | |||||||
Работа со школьной библиотекой. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», ознакомительное чтение всего произведения | |||||||
Работа со школьной библиотекой. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», анализ произведения | 30неделя | ||||||
Сравниваем прошлое и настоящее (18 ч) | |||||||
Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова) | Сравнивать героя сказки и героя рассказа; читать по ролям; пересказывать текст по плану анализировать характеры героев произведения; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; сравнивать литературное, музыкальное и художественное произведения; называть изученные произведения раздела; объяснять отличие рассказа от сказки; сравнивать литературное, музыкальное и художественное произведения; слушать музыкальное произведение; высказывать свои впечатления от услышанной музыки; рассматривать живописное произведение и делать обобщение на основе наблюдений; определять главное чудо в рассказе; называть произведения А.Пушкина; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения; анализировать внутренний мир героев произведения. | ||||||
Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Ознакомительное чтение. | |||||||
Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Выразительное чтение. | |||||||
Константин Паустовский "Растрёпанный воробей", красота окружающего мира в произведении | 31неделя | ||||||
Константин Паустовский "Растрёпанный воробей", красота окружающего мира в произведении | |||||||
Работа по хрестоматии. Ю.Коваль «Под соснами». Поход в Музейный Дом. В. Попков «Интерьер с фикусами» | |||||||
Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» (1 часть) | |||||||
Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» (2 часть) | 32неделя | ||||||
Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» (3 часть) | |||||||
Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» (4 часть) | |||||||
Александр Пушкин "Цветок" | |||||||
Аркадий Гайдар "Чук и Гек". «Телеграмма» | 33неделя | ||||||
Аркадий Гайдар "Чук и Гек". «Дорога к отцу» | |||||||
Аркадий Гайдар «Чук и Гек» «Вот и приехали…» | |||||||
Аркадий Гайдар "Чук и Гек". «Одни в лесной сторожке» | |||||||
Проверочная работа № 2 (итоговая) | 34неделя | ||||||
Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Вот оно – счастье!» | |||||||
Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни людей Поход в Музейный Дом К.Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад» | |||||||
Итоговый урок. Письмо в клуб | |||||||
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания школьного Зам. директора по УВР
методического объединения __________ Е.И. Сергиенко
учителей от _____________ № ____ «_____»______________2015г.
_____________ С.Б.Чичаева