Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»
Филологический факультет
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета _________ Проректор по учебной работе
___________________________ __________________________
«_____» ______________ 20__ г. «_____» _____________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.1
Современная русская литература
Рекомендуется для направления (ий) подготовки
Филология», (профиль «Отечественная филология»)
очная, заочная форма обучения
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению Филология 032700.
Псков
2012
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
кафедры «_______________________» протокол №________от
__________20 г.
Зав. кафедрой ______________________________
(название кафедры)
_______________________(ФИО)
(подпись)
«________»_____________2012 г.
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины: ознакомление студентов с литературой 1960-х – 2000-х годов. Ее изучение позволяет выстроить более полную картину русского литературного процесса XX века в его историческом и типологическом аспектах.
Задачи дисциплины:
Расширение и конкретизация знаний по истории русской литературы XX века, введение в обиход студентов-филологов новых материалов.
Развитие навыков целостного анализа художественных произведений, принадлежащих различным эстетическим системам.
Подготовка к критической деятельности и научным исследованиям в области изучения истории и типологии литературы.
Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина Современная русская литератураявляется частью общепрофессионального цикла дисциплин (Б.3) подготовки студентов по направлению подготовки 032700 «Филология», «Отечественная филология». Дисциплина реализуется на филологическом факультете кафедрой литературы.
Содержание дисциплины подготовлено предыдущими курсами по истории отечественной литературы и связано с параллельными историческим и теоретическим литературными курсами. Оно охватывает круг вопросов, связанных с представлением о литературном процессе XX-XXI веков, в его географической, исторической, функциональной и эстетической многогранности Дисциплина связана с такими дисциплинами, как История русской литературы, История зарубежной литературы, Теория литературы.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурных компетенций:
- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1),
профессиональных компетенций:
- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1),
- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2),
- способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6).
- владение навыками подготовки и составления библиографий по тематике проводимых исследований (ПК-7).
- владение навыками выступления с сообщениями, устного и письменного представления материалов (ПК-8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
а) основные исторические факты о современной литературе;
б) основные произведения указанных авторов, в аспекте проблематики и поэтики;
в) исторический и теоретический материал, содержащийся в рекомендованной литературе;
Уметь
а) объяснять специфику литературного процесса XX века;
б) выделять проблематику произведений, написанных в ситуации идеологического тоталитаризма;
в) выявлять трансформацию классических традиций;
Иметь представление
а) о социально-литературном контексте времени;
б) об особенностях развития русской литературы в XX веке;
в) о современном состоянии изучения советской литературы;
Владеть навыками
а) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками;
б) сравнительного анализа произведений;
в) исторического комментирования художественного произведения;
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | |
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ), из них: | |||||
занятия в интерактивных формах | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | |
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы Подготовка к экзамену | |||||
Вид промежуточной аттестации: экзамен | |||||
Общая трудоемкость 144 часа; 4 зач. ед. | |||||
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Литературный процесс 1960-х – 2000-х годов. Отражение социальных процессов в литературе. | Тема 1. Литературный процесс 1970-х – 2000-х годов: историко-культурный контекст, деление русской литературы на три ветви (советская, эмигрантская, «неподзенцурная»); воздействие идеологии на авторское сознание. Проблемы изучения. Тема 2. Литература о Великой Отечественной войне.Военная поэзия: общая характеристика.Развитие «военной прозы» в 1940-е – 1990-е годы: изменение пафоса, проблематики, жанров. 2 ч. Тема 3. Художественный мир поэзии А.Т. Твардовского: «В сущности я прозаик». Тема 4. «Деревенская» проза»: история выделения и его условность; традиции классической литературы; постоянство мотивов и различие их художественного воплощения в произведениях В. Белова, В. Распутина и В. Астафьева. Тема 5.Мемуарная проза о лагерях: история возникновения, жанровые традиции; общность импульса (тема памяти), стилистические различия. «Колымские рассказы» В. Шаламова как «самая жесткая» проза: концепция памяти и литературы как ее проявления. Тема 6. Русская история и русский характер в творчестве А.И. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» - «открытие» тем и поиски национальных начал в характере героя, специфика повествования. Жанровые новации «Архипелага ГУЛАГа». Осмысление советской истории в романах «Красного колеса». Тема 7. Литературное творчество В.М. Шукшина: специфичность героя, отразившего противоречивость социальных процессов; поиски средств его художественного воплощения: особенность психологизма, понимание современного характера. Влияние «кинематографической одаренности» на поэтику. «Шукшинские «чудики». Тема 8. Поэма Вен. Ерофеева «Москва-Петушки» как культовый текст андеграунда. Отражение проблемы «человек и время» в образе героя; хронотопическая организация поэмы; специфика стиля; жанровые традиции. Многообразие кодов прочтения как черта постмодернистской литературы. Тема 9. Интеллектуальная проза А. Битова. «Пушкинский дом» как филологический роман. Продолжение «филологической традиции» в современной литературе («Роман с языком» Вл. Новикова и «Ложится мгла на старые ступени» А. Чудакова). Тема 10. Проза Сергея Довлатова: особенности стиля. Биография писателя и книги о нём; повествовательское новаторство, специфика юмора. Тема 11.Развитие поэзии 1950-1990-х. «Русская поэзия советского периода: стили и направления. Поэзия шестидесятников (А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадуллина) и тихая лирика (Н. Рубцов). Неоакмеизм: А. Тарковский, Д.Самойлов, Ю. Левитанский, А.Кушнер; Поиски новых форм (Б. Слуцкий, Н. Глазков); общие тенденции в поэтике: гражданственность, риторичность, различия в образности. Стиховые поиски и эксперименты, продолжение классических традиций. |
2. | Концепция человека в литературе 1970-х – 1990-х: от соцреализма к постмодернизму и «постреализму». | Тема 12. Концепция человека в «новой прозе». Тема 13.Постмодернизм. История становления, национальные особенности русского постмодернизма. Особенности хронотопа, понятие литературной игры, деконструкция стереотипов. Концепция человека в произведениях В. Пелевина, Т. Толстой и др. Стилистическое мастерство писателей; разнообразие откликов. Тема 14.Сосуществование в одном литературном пространстве различных эстетических систем. Сопоставление текстов В. Астафьева, Л. Улицкой и В. Пелевина. Тема 15.Творчество Т. Толстой Жанровая специфика рассказов Толстой, типология героев, особенности стиля. Роман «Кысь» как пародия на антиутопию, «закрывшая русский постмодернизм». Критико-публицистическая деятельность. Тема 16.Творчество Л.Петрушевской. Периодизация и эволюция; жанровые поиски; типология сюжетов и героев; сосуществование стилей в пределах одной художественной системы. |
3. | Особенности литературы конца XX – начала XXI века: механизмы развития литературы (функционирование и бытование). | Тема 17.Феномен «женской прозы». «Женская проза» как особое явление литературного процесса конца XX века: объединения и индивидуальности; сборники и манифесты; особенности тематики. М. Палей, В. Нарбикова, Г. Щербакова и др. Проблемы изучения и идентификации; гендерные исследовнания как отрасль литературоведения. Тема 18. «Толстый журнал» как носитель литературной культуры; история и национальная специфичность феномена «толстого журнала»; композиция журналов, критерии их различия (адресность, идеологическая база). Тема 19.Механизмы существования литературы в новых социальных условиях: воздействие внелитературных факторов на литературный процесс (влияние книжного рынка), проблемы литературной критики, развитие института литературных премий, последствия отмены цензуры, различие писательских стратегий. Тема 20.Мифология русской литературы; кризис литературоцентризма; элитарная и массовая литература; рождение русского фэнтэзи. Тема 21. Актуальные литературные события: новые имена и произведения. |
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами