Соответствие литературных жанров и муз-покровительниц искусств
Содержание
• Литературные роды и жанры 3 - 10 стр.
• Основные литературные направления 11 – 16 стр.
• Форма и содержание литературного произведения 17 – 22 стр.
• Язык художественного произведения 23 – 31 стр.
• Проза и поэзия 32 - 42 стр.
• Список литературы 43 стр.
Код контролируемых элементов, проверяемых заданиями КИМ
Литературные роды и жанры.
Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).
Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:
Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование, такой род литературы и именуется эпическим;
Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становился главным событием лирики;
Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.
Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:
Роды художественной литературы.
ЭПОС | ДРАМА | ЛИРИКА |
(греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. | (греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. | (от названия музыкального инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием. |
Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.
ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы, к таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.
Примеры родо-видовых отношений в литературе:
• Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
• Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.
Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.
Основные литературные жанры
Лирика | |
Ода | Стихотворение восторженного характера в честь какого-либо значительного лица или события. |
Стихотворение | Небольшое произведение, созданное по законам поэтической речи. |
Элегия | Стихотворение - философское раздумье о жизни, любви, природе, течении времени. |
Песня | Стихотворение, предназначенное для пения. |
Дума | |
Послание | Лирическое произведение, написанное в виде обращения к какому- либо лицу или лицам. |
Эпиграмма | Краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо. |
Эпос | |
Рассказ | Небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни человека. В таком кратком эпизоде из жизни человека автор раскрывает существенные типические черты жизни. |
Очерк | Изображаются события, реально происходившие в жизни, участники которых существовали в действительности. |
Новелла | Отличается четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки. |
Повесть | В повести изображается ряд событий, освещающих целый период жизни человека. В древнерусской литературе повестью называли всякое повествование о событиях исторической или частной жизни. |
Роман | Отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в развитии. В событиях, изображенных в романе, обычно принимают участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых переплетаются. |
Роман-эпопея | Роман, освещающий особенно сложный и богатый жизненный материал, охватывающий целую эпоху. |
Драма | |
Трагедия | В этом произведении характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель. |
Драма | Всякое произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи. Произведение, которое изображает сложный и серьезный конфликт, напряженную борьбу между действующими лицами. |
Комедия | Произведение, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера. |
Мистерия | Средневековая драма, исполнявшаяся на латинском языке первоначально в католических церквях, а позже как народное зрелище. Ее содержанием являлись инсценировки какой-либо церковной легенды с интермедиями. |
Мелодрама | Драма, действующие лица которой резко делятся на добродетельных героев и отъявленных злодеев. Имеют необычную судьбу, наделены исключительными чувствами, попадают в неправдоподобные острые положения, которые заканчиваются благополучно. По законам жанра добродетельные герои после многих превратностей судьбы всегда одерживают победу. |
Фарс | Веселая комедия бытового содержания. |
Водевиль | Небольшая шутливая театральная пьеса с куплетами и танцами, Одноактная веселая комедия. |
Трагикомедия | Совмещает в себе черты трагедии и комедии. |
Литературные направления
Литературное направление (метод) – основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты.
Признаки литературного направления:
· объединяет писателей определенной исторической эпохи;
· общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеал;
· общий тип героя;
· стиль художественной речи;
· характерные сюжеты;
· излюбленные жанры;
· выбор художественных приемов изображения жизни;
· способ мышления писателей;
· склад личности писателя;
· мироощущение и миропонимание писателей.
Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм
Классицизм:представители, отличительные черты, литературные формы.
Классицизм (от лат. classicus первоклассный) – течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.
Представители | Западноевропейская литература | Русская литература |
Корнель, Буало, Мольер, Расин | А.П. Сумароков, М.М. Херасков, М.В. Ломоносов, Г.Д. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин | |
Отличительные черты | Наследует традиции искусства античности | |
Действия и поступки героев определяются с точки зрения разума | ||
Художественное произведение представляет собой логически построенное целое | ||
Строгое деление героев на положительных и отрицательных (схематизация характеров). Герои идеализируются. | ||
Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств) | ||
Повествование должно быть объективным | ||
Значимость гражданской проблематики содержания |
Деление жанров
Высокие | Низкие |
Трагедия, поэма, ода | Комедия, басня, сатира |
В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории | В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни |
Сентиментализм:представители, отличительные черты, литературные формы.
Сентиментализм (от франц. sentimental – чувствительный) – литературное течение, возникшее в искусстве и литературе западной Европы и России в конце XVII - начале XIX века. Выступает против отвлеченности и рассудочности классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.
Представители | Русская литература |
Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, В.В. Капнист, Н.А. Львов | |
Отличительные черты | Изображение человеческой психологии |
Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенна чувствительность героев | |
Идеализация действительности, субъективное изображение мира | |
В центре изображения – чувства, природа | |
Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром | |
Идеалом является нравственная чистота, неиспорченность. |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Сентиментальная повесть, послание, путевые заметки | Элегия, народные песни | Мещанская драма |
Романтизм:представители, отличительные черты, литературные формы.
Романтизм – течение в искусстве и литературе западной Европы и России XVIII - XIX веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник – романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.
Представители | Зарубежная литература | Русская литература |
Дж.Г. Байрон, И. Гете, И. Шиллер, Э. Гофман, П. Шелли, Ш. Нодье | В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь | |
Отличительные черты | Необычность характеров, исключительность обстоятельств | |
Трагический поединок личности и судьбы | ||
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот основные характеристики романтического героя | ||
Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному | ||
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного | ||
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Роман, повесть, баллады и думы, поэмы | Элегическая лирика, пейзажная лирика, философская лирика | Проблемно-историческая драма |
Реализм:представители, отличительные черты, литературные формы.
Реализм (от латинск. realis) – течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.
Представители | Русская литература |
А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др. | |
Отличительные черты | Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром |
Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа | |
Типизация персонажей | |
Изображение характеров и событий в развитии | |
Исторически конкретное общество, события, эпоха | |
В центре внимания конфликт: герой - общество |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Роман, повесть, поэма, рассказ | Песня, элегия, сатира | Трагедия, комедия, исторические хроники |
Код контролируемого элемента 1.6 Форма и содержание литературного произведения.
Художественное произведение - литературное произведение, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
Ход событий в произведении определяют: | |||
композиция | конфликт | сюжет | фабула |
Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий. | Разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении. | Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического произведения. | Последовательное изложение событий или происшествий (в хронологической последовательности), изображенных в художественном произведении. |
Одно из основных средств, при помощи которого писатель характеризует действующих лиц. | Конфликт может быть как внешним (герой и обстоятельства), так и внутренним (герой борется со своими недостатками). | В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и оценка, отношение к ним писателя. | Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним. |
Основные элементы сюжета
Пролог | Своеобразное вступление к произведению, эмоционально и событийно настраивает читателя к восприятию содержания произведения. |
Экспозиция | Вступительная, исходная часть сюжета, изображение внешних условий, жизненной обстановки, исторических событий. Не влияет на ход последующих событий в произведении. |
Завязка | Событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нем. |
Развитие действий | Описание всего происходящего, ход событий. |
Кульминация | Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения. |
Развязка | Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительные сцены. |
Эпилог | Заключительная часть произведения, в которой может быть определена дальнейшая судьба героев и развитие событий. Это может быть и краткий рассказ о том, что произошло после завершения основной сюжетной линии. |
Внесюжетные элементы
Вводные эпизоды | «Вставные» эпизоды, которые непосредственно не связаны с сюжетом произведения, а даются как воспоминания в связи с описываемыми событиями. |
Лирические отступления | Могут быть собственно лирическими, философскими и публицистическими. С их помощью автор передает свои чувства и мысли по поводу изображенного. Это могут быть авторские оценки героев и событий или общие рассуждения по какому-либо поводу, объяснение своей цели, позиции. |
Художественное обрамление | Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его особым смыслом. |
ТЕМА - Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. (С.Ожегов. Словарь русского языка, 1990.)
ТЕМА (греч. Thema) - 1). Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2). Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; 3). Предмет языкового высказывания (...). (Словарь иностранных слов, 1984.)
Уже эти два определения способны запутать читателя: в первом слово "тема" по значению приравнено к термину "содержание", в то время как содержание художественного произведения неизмеримо шире темы, тема - один из аспектов содержания; второе не делает различий между понятиями темы и проблемы, и хотя тема и проблема философски взаимосвязаны, это не одно и то же, и разницу вы скоро поймете.
Предпочтительно следующее определение темы, принятое в литературоведении:
ТЕМА - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. - вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве.
Задача художника - творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон, то есть художественно раскрыть тему.Естественно, что сделать это возможно, лишь поставив вопрос(или несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения.
Итак, ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи.Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ.
Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема),тем больше вопросов (проблем)оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематикалитературного произведения.
Тема и проблема - явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века "Слово о полку Игореве" волновала тема княжеских усобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства? XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный
правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех
граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей.
XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами:
•в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел "маленький" человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с "большими" людьми;
•важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный "женский вопрос"; много внимания этой теме уделяли А.Островский и Л.Толстой;
•тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л.Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым;
•неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?
•трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения "отцов" и "детей" в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя? • Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: "Что делать?", чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как "обустроить" Россию к благополучной жизни? И т.д.
Обратите внимание! Проблема - это вопрос, и формулироваться она должна преимущественно в вопросительной форме, тем более если формулировка проблем является задачей вашего сочинения или другой работы по литературе.
Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос - новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему.
Но следующим шагом становится авторское решение поставленного вопроса. Видение автором решения поставленных проблем и является идеей произведения.
Итак, ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.
Таким образом, схему смысловых отношений между темой, проблемой и идеей можно представить так:
Жизненное явление → | Вопрос, позволяющий изучить жизненное явление с помощью образного языка → | Авторское видение способов решения вопроса, позволяющего изучить жизненное явление |
Тема → | Проблема → | Идея |
Основы стихосложения.
Ритм.
Слово ритм в греческом языке, из которого оно пришло к нам, означает «стройность, соразмерность». Как возникает эта соразмерность? Какое условие необходимо для возникновения ритма? Что общего между биением нашего сердца и движущимся маятником часов; мерным шумом прибоя и стуком колес движущегося поезда?
Ритм - это повторение чего-либо через равные промежутки времени. Именно это повторяемость и создает случайность и соразмерность.
Рифма.
Гармония стиха создается совпадением окончаний строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание. Перечитайте еще раз вслух стихотворение А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…». Найдите рифмующиеся строки.
Рифма – это повтор звуков, связывающих окончание двух или более строк.
праздной - разнообразной
суровых – сосновых
Строфа.
Строфа– группа стихотворных строк, объединенных строк, объединенных рифмовкой. Строфа может быть из трех строк – терцет, из четырех – катрен.
Рифма
Различают следующие типы рифмы | |
Название | Определение |
В зависимости от места ударения | |
Мужская | Ударение падает на последний слог |
Женская | Последний слог безударный |
Дактилическая | Ударение падает на третий от конца строки слог |
Гипердактилическая | Ударение падает на четвертый от конца строки слог |
В зависимости от очередности рифмующихся строк | |
Смежная, парная | Рифмуются строки, стоящие друг за другом (АА) |
Тройная | Рифмуются три подряд идущие строки (ААА) |
Перекрестная | Рифмующиеся строки идут поочередно (АБАБ) |
Опоясывающая, кольцевая | Из четырех строчек рифмуются между собой 1-я и 4-я, 2-я и 3-я (АББА) |
Тернарная | Сложное чередование в шестистишие (ААБААБ) |
В зависимости от повторения конечных звуков рифмующихся строк | |
Точная | Розы-морозы |
Ассонанс | Столы-метлы |
Подчеркните рифмующиеся слова в стихотворении Фета «Бабочка» и соедините их. Вы видите, что первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой. Возникает перекрестная рифма.
Ты прав одним воздушным очертаньем
Я так мила
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла.
Если рифмуются рядом расположенные строки, рождается парная рифма, как в стихотворении Пушкина « Узник»:
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном…
Наконец, рифма может быть кольцевой, когда первая строчка катрена рифмуется с четвертой, а вторая с третьей, как в стихах Бунина:
Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни…
Рифмовка в строфе может быть и более сложной.
Стихотворные размеры
Стихотворные размеры в русском стихосложении бывают двусложными и трехсложными.
Двусложными размерами называют стихотворный размер со стропой из двух слогов.
В русском стихосложении есть два двусложных размера: ямб и хорей.
Ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге ( _ _́ ).
Проследим, как использует ямб А.С. Пушкин.
Трехстопный ямб:
Подру́га дýмы пра́здной, _ _́ _ _́ _ _́ _
Черни́льница моя́… _ _́ _ _́ _ _́
Четырехстопный ямб:
У лу́комо́рья ду́б зеле́ный; _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _
Злата́я це́пь на ду́бе то́м… _ _́ _ _́ _ _́ _ _́
Пятистопный ямб:
Еще́ одно́ после́днее сказа́нье - _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _
И ле́топи́сь око́нчена моя́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге ( _́ _ ).
Слово «хорей» в переводе с греческого языка значит « плясовой» от слова «хор», «пляска», «хоровод».
Трехстопный хорей:
В ды́мке-не́види́мке _́ _ _́ _ _́ _
Вы́плыл ме́сяц ве́шний… _́ _ _́ _ _́ _
(А.А. Фет)
Четырехстопный хорей:
Скво́зь волни́стые тума́ны _́ _ _́ _ _́ _ _́ _
Про́бира́ется луна́… _́ _ _́ _ _́ _ _́
(А.С. Пушкин)
Пятистопный хорей:
Вы́хожу́ оди́н я на́ доро́гу _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _
Сквозь туман кремнистый путь блестит… _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́
(М.Ю. Лермонтов)
Ямб и хорей – самые популярные размеры в русской поэзии, например, четырехстопным ямбом написано 80-85% стихотворений.
Трехсложные размеры стиха
Рассмотрим строки стихотворения «Железная дорога»:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит…
Расставим ударения и построим схему стиха:
_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _
_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́
Вы заметили, что повторяются группы из трех слогов: первый ударный, второй и третий безударные. Это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Он называется дактиль: _́ _ _.
Возьмем другие строки – из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», расставим ударения и построим схему стиха.
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
_ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _
_ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́
Здесь повторяются группы из трех слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный. Это трехсложный размер с ударением на втором слоге. Он называется амфибрахий: _ _́ _
Алгоритм определения стихотворного размера.
· Расставьте ударения.
· Определите безударные гласные.
· Запишите полученную схему.
· Определите размер.
Ятебе ничего нескажу.
Ятебя невстревожуничуть.
Ио том, чтоя молчатвержу,
Нерешусь нина что намекнуть.
А.Фет.
-трехстопный анапест
Теперь расставим ударения в строках из стихотворения Некрасова «Тройка» и построим схему стиха.
Что ты жадно глядишь в дорогу
В стороне от веселых подруг?
_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _
_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́
Повторяются группы из трех слогов: первый и второй безударные, третий ударный. Это трехсложный размер с ударением на третьем слоге. Он называется анапест: _ _ _́.
Итак, трехсложных размеров стиха три: дактиль ( _́ _ _), амфибрахий
( _ _́ _ ), и анапест ( _ _ _́ )
Размеры стиха | ||
Двусложные | ||
Хорей | _ ́_ | Буря мглою небо кроет… |
Ямб | _ _́ | Мой первый друг, мой друг бесценный! |
Трехсложные | ||
Дактиль | _́ _ _ | Тучки небесные, вечные странники! |
Амфибрахий | _ _́ _ | В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. |
Анапест | _ _ _́ | Не грусти, дорогая соседка… |
Подсказка: чтобы запомнить ритм трехсложных размеров, Николай Гумилев предлагал молодым поэтам такую подсказку:
А́ннаАхма́това – дактиль; Мари́на Цвета́ева – амфибрахий; Никола́й Гумиле́в – анапест.
Темы и мотивы в лирике
Тема
От греч. thema (основа сюжета произведения).
Интимная лирика
М.Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…»
Б.Л. Пастернак «Зимний вечер».
Пейзажная лирика
А.А. Фет «Чудная картина…»
С.А. Есенин «за темной прядью перелесиц…».
Лирика дружбы
А.С. Пушкин «19 октября» (1825).
Б.Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня».
Тема поэта и поэзии
Е.А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…»
М.И. Цветаева «Роландов Рог».
Философская лирика
Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм»
И.А. Бунин «Вечер».
Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.
Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях..."), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил..."), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила..."). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.
Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.
Мотив
От франц. motif – букв. движение.
Устойчивый формально-содержательный компонент произведения. В отличие от темы имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте. Выявление мотива помогает понять подтекст произведения.
Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.
Лейтмотив
Ведущий мотив в одном или во многих произведениях.
Мотив изгнанничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова « Тучи».
Мотив одиночества в ранней лирике В.В. Маяковского.
Список литературы.
Содержание
• Литературные роды и жанры 3 - 10 стр.
• Основные литературные направления 11 – 16 стр.
• Форма и содержание литературного произведения 17 – 22 стр.
• Язык художественного произведения 23 – 31 стр.
• Проза и поэзия 32 - 42 стр.
• Список литературы 43 стр.
Код контролируемых элементов, проверяемых заданиями КИМ
Литературные роды и жанры.
Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).
Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:
Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование, такой род литературы и именуется эпическим;
Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; им