Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст
Требования к итоговому сочинению
Декабря 2015 года
· Обучающийся сам выбирает тему
· Темы известны за 15 минут до начала экзамена
·
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения«зачёта»за итоговое сочинение необходимополучить «зачёт»по критериям№1 и №2 ( выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом). А также дополнительно «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№3 - №5)
При выставлении оценки учитываетсяобъём сочинения.
Рекомендованное количество слов350.
Если в сочинениименее 300 слов , работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
На работу отводится3 часа 55 минут.
«Незачёт»
· работы совпадают более чем на 50%
· не самостоятельно написанное сочинение
1.К сочинению желательноподобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)
2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.
(лучше двух)
3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е.коммуникаттивного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая путь использования литературного материала показывает уровень материала: от элементов смыслового анализа (например, тематики, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интепретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано
· без привлечения литературного материала
· в нём существенно искажено содержание произведения
· литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения
(во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивает рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказывание мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт»ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачёт»ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт»ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста ( более 5 ошибок на 100 слов)
8.Структура сочинения:
Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Устойчивое выражение «Всё чин –чином идёт», то есть во всём наблюдается порядок, свидетельствует об этом.
Написать сочинение - это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с тем или иным литературным произведением, а изложить их в строго определённом порядке.
Композиция сочинениятрёхчастная :
· вступление
· основная часть
· заключение
-во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее
Во вступлении обозначается тезис, который необходимо будет доказывать в основной части.
(приблизительно 50-70 слов)
- в основной части проводится система доказательств.
Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст.
-первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.
-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50-70 слов).
9. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.
10. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины.
Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л. Толстой, А. Чехов или Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.
Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)
11. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить.
Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.
12.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.