Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст

Требования к итоговому сочинению

Декабря 2015 года

· Обучающийся сам выбирает тему

· Темы известны за 15 минут до начала экзамена

·

Сочинение оценивается по пяти критериям.

Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения«зачёта»за итоговое сочинение необходимополучить «зачёт»по критериям№1 и №2 ( выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом). А также дополнительно «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№3 - №5)

При выставлении оценки учитываетсяобъём сочинения.

Рекомендованное количество слов350.

Если в сочинениименее 300 слов , работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

На работу отводится3 часа 55 минут.

«Незачёт»

· работы совпадают более чем на 50%

· не самостоятельно написанное сочинение

1.К сочинению желательноподобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

(лучше двух)

3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е.коммуникаттивного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая путь использования литературного материала показывает уровень материала: от элементов смыслового анализа (например, тематики, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интепретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано

· без привлечения литературного материала

· в нём существенно искажено содержание произведения

· литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения

(во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивает рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказывание мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт»ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачёт»ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт»ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста ( более 5 ошибок на 100 слов)

8.Структура сочинения:

Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Устойчивое выражение «Всё чин –чином идёт», то есть во всём наблюдается порядок, свидетельствует об этом.

Написать сочинение - это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с тем или иным литературным произведением, а изложить их в строго определённом порядке.

Композиция сочинениятрёхчастная :

· вступление

· основная часть

· заключение

-во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее

Во вступлении обозначается тезис, который необходимо будет доказывать в основной части.

(приблизительно 50-70 слов)

- в основной части проводится система доказательств.

Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст.

-первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50-70 слов).

9. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

10. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины.

Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л. Толстой, А. Чехов или Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)

11. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить.

Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

12.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

Наши рекомендации