Лекция 3. Язык и речь
Для обозначения языка как сложного целого используются термины-синонимы система и структура.
Между знаками в системе существуют определенные отношения. Эти отношения строятся на основе синтагматики (от греч. syntagma — нечто соединенное), т. е. на основе ряда совместно существующих, употребленных в речи, единиц и на основе парадигматики (от греч. рага- digma — пример, образец), т. е. ряда единиц, образованного в результате их сопоставления, объединенного в памяти на каком-то основании. Графически это обычно изображается так:
Парадигматика (язык)
Синтагматика (речь)
Парадигмами являются совокупности грамматических форм одного и того же слова:
Ед. число | Мн. число | |
1 л. | я люблю | мы любим |
2 л. | ты любишь | вы любите |
3 л. | он любит | они любят |
И. п. | деревня | деревни |
Р. п. | деревни | деревень |
Д. п. | деревне | деревням |
В. п. | деревню | деревни |
Т. п. | деревней | деревнями |
П. п. | (о) деревне | (о) деревнях |
Парадигмы даются в грамматике, в речи же употребляется одна из существующих в языке форм (словоформ), которая сочетается в пределах синтагматического, линейного ряда со словоформами других слов: Люблю я деревню.
1. Язык как система (структура) проявляется в речи.
Речь – это процесс использования языковых средств для выражения мыслей, чувств носителей данного языка, в целях общения, обмена мыслями между говорящими.
Общую характеристику речи обычно дают, противопоставляя ее языку, причем выделяют и свойства речи, которые противопоставляются свойствам языка, и свойства, которые непосредственно противопоставить нельзя.
1. Свойства речи, которые можно противопоставить свойствам языка.
Язык (система) | Речь (реализация системы) |
1. Орудие (средство) общения | 1. Само общение, язык в действии, т. е. процесс общения |
2. Язык отвлечен от конкретных жизненных ситуаций | 2. Речь — конкретное применение языка в определенных жизненных ситуациях (труд, учение, быт и т. д.). |
3. К языку неприменимы нравственные категории правдивости и ложности | 3. То, что высказано в речи, всегда бывает либо истинным, либо ложным |
4. Язык нецеленаправлен, он лишь создает возможности для целенаправленной деятельности людей | 4. Речь всегда направлена к достижению какой-либо цели, преднамеренна, имеет адресный характер |
5. Язык абстрактен; его единицы — конструкты, образуемые дифференциальными (различительными) и интегральными (общими) признаками, например, фонемы | 5. Речь материальна, она воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), например, звуки, буквы, |
6. Язык имеет уровневую организацию, иерархическую; он парадигматичен | 6. Речь линейна (это последовательность слов, предложений, компонентов текста, связанных по законам грамматики, логики, композиции); она синтагматична |
7. Язык потенциален (он может быть использован в речи), статичен | 7. Речь актуальна (это уже использование языка в процессе общения), она динамична, она актуализирует (делает реальными) скрытые возможности языка-системы |
8. Язык ограничен определенным набором единиц, инвариантен | 8. Речь вариативна, ее возможности в этом отношении очень широки, хотя и не беспредельны |
9. Язык — результат коллективного опыта людей, он обязателен, объективен; язык абстрактен и поэтому воспроизводим | 9. Речь индивидуальна, произвольна, субъективна, отражает опыт индивидуума, она конкретна и неповторима, она всегда осуществляется определенным человеком, передающим свои мысли, чувства, для выражения их он по своему усмотрению выбирает слова и выражения, тот или иной стиль сообщения, т.е. речь является видом свободной творческой деятельности индивидуума |
10. Язык образуется регулярными, закономерными чертами, упорядочен | 10. Речь допускает элементы случайного, неупорядоченного |
11. Язык сохраняет отдельность слов | 11. Речь стремится к слиянию слов в речевом потоке |
2. Свойства (основные) речи, которые нельзя противопоставить отдельно взятым чертам языка.
1. Речь, являясь видом деятельности индивида, может характеризоваться:
а) темпом (речь быстрая, медленная), тембром, степенью громкости, четкости и др.;
б) окрашенностью (гневная, ласковая, ироничная, почтительная и т. д.);
в) степенью стройности, связности (логичная, последовательная, бессвязная, сбивчивая и т.д.);
г) эстетической оценкой (художественная, поэтичная, изящная и т. д.);
д) этической оценкой, нормативной (правильная, неправильная, исковерканная и т. д.).
2. Речь обладает функционально-стилистическими особенностями, которые позволяют различать стили речи (научный, публицистический, деловой, обиходно-бытовой и др.). Иногда в современных исследованиях по этому параметру язык и речь сопоставляют, выделяя стили языка (имея в виду языковые предпосылки стиля) и стили речи (конкретную их реализацию).
3. Речь является объектом исследования не только лингвистов, но и психологов (психолингвистов), социологов (социолингвистов), философов, литературоведов, физиологов и др.
Речь может быть устной и письменной. Устная речь – это естественная и первичная форма существования языка, письменная речь – вторичная форма, более позднее приобретение человечества. Устная речь осуществляется с помощью речевого аппарата, поэтому речью называют конкретное говорение, протекающее во времени.
Эти две формы речи различаются по ряду показателей.
Устная речь | Письменная речь | |
По характеру и условиям реализации | ||
1. Рассчитана на слуховое, неповторяющееся восприятие | 1. Рассчитана на зрительное восприятие, ее можно перечитывать | |
2. Адресуется непосредственно слушателю | 2. Адресуется читателю через сложную систему графики и орфографии | |
3. Говорящий может контролировать ее восприятие | 3. Восприятие ее обычно контролировать нельзя | |
4. Большую роль в ней играет интонация (высота тона, паузы, тембр голоса, логические ударения и др.), мимика, жесты, обстановка речи1 | 4. У нее нет вспомогательных средств – интонации, мимики и пр., хотя пишущие и стремятся это как-то восполнить (описанием интонации, разными шрифтами, подчеркиванием, в настоящее время – смайликами и т. д.) | |
По степени употребительности | ||
1. Устная речь преобладает | 1. Роль письменной речи при современном развитии науки возрастает | |
2. Количество записанных устных текстов еще невелико | 2. Письменных текстов существует огромное количество (книги, журналы, рукописи и т. д.) | |
По степени подготовленности | ||
I. Устная речь обычно спонтанная, неподготовленная, хотя может быть и подготовленной (доклад, публичное выступление и др.) | 1. Письменная речь обычно подготовленная | |
2. Подчинена своим закономерностям; в ней есть область нелитературная и литературная, но в целом в устной речи больше стихийности, случайного (перебивов, самоперебивов, избыточности и т.д.) | 2. Подчинена литературной норме | |
1Так, например, фразу «Который час?» в зависимости от интонации, жестов, обстановки можно понять по-разному: Что же Вы опаздываете? Я, кажется, опоздал? Что же Вы не уходите? Боже мой, какая скука! и т. д. Б. Шоу писал: «Есть 50 способов сказать "да" и 500 способов сказать "нет", но только один способ это написать».
Единицей устной речи является высказывание, письменной речи – текст. Совокупность высказываний, относящихся к определенной группе говорящих или к отдельной личности, закрепленных с помощью графических средств, называется дискурсом (фр. discours 'выступление' < лат. discursus 'довод, рассуждение'), например: литературный дискурс, научный дискурс, разговорный дискурс, диалектный дискурс и т.п. Дискурсом называют также отдельное произведение или все произведения одного писателя, например, художественный дискурс В. Набокова. Французский лингвист Ш. Балли определил дискурс как речь, отражающую субъективную психологию человека, «...даже самые отвлеченные вещи, – писал он, – предстают в речи пропущенными сквозь призму наших нужд, потребностей и желаний в смутном свете субъективного восприятия».
Язык-система и речь-процесс «в совокупности образуют единый феномен языка» (Н.Д. Арутюнова). Система – это статика языка, речь – его динамика. В речи реализуется язык как система его единиц на разных его уровнях, отношения и связи между единицами, правила их сочетания и употребления.
2. Этнический язык выполняет множество функций. Функция (лат. functio 'исполнение') – 'назначение, роль'. Функция языка, или языковая функция, – это предназначение языка как системы знаков выполнять определенную роль в жизнедеятельности этноса или социума. Функции языка – это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т.е. они являются его характеристиками, без которых язык не может быть самим собой.
Современный русский язык выполняет следующие функции:
1) коммуникативную (фр. communicatif < лат. communicatio 'сообщение, передача') – язык является средством общения, передачи и обмена информацией; эта функция комплексная, она объединяет ряд более частных, конкретных функций в зависимости от сферы применения языка: повседневно-бытового общения, духовного, культурного, научного, учебного, официально-делового общения, производственного общения, межнациональногои международного общения и т. п;
2) когнитивную (лат. cognitio 'знание, познание'), или познавательную, – язык служит инструментом познания объективной реальности, средством представления знания, его переработки, оперирования им, передачи его из поколения в поколение;
3) мыслительную, или ментальную (лат. mēns, mentis 'ум, мышление'), – служит средством формирования и выражения мыслей;
4) номинативную, или назывную, – единицы языка обозначают, называют (именуют) предметы и явления действительности;
5) кумулятивную (лат. cumulatio 'увеличение, скопление'), или аккумулятивную, – является средством накопления и хранения информации об окружающем человека мире;
6) экспрессивную (экспрессия < лат. expressio'выражаю'), объединяющую группу более частных функций: эмотивную, эмотивно-оценочную, образную – т.е. с помощью языковых единиц выражается сфера эмоционально-психической деятельности сознания (эмоции, чувства, оценки, субъективные мнения, представления, образы, различные индивидуальные ассоциации):
7) суггестивную (суггестия < лат. suggestio 'внушение, намёк') – с помощью языковых средств осуществляется воздействие на сферу подсознательного с целью побуждения человека к восприятию определенной установки, принятию определенного решения, совершению определенного действия (в духовных проповедях, рекламе, в агитационных выступлениях политиков, в заговорах и т.п.);
8) эстетическую, связанную с выражением чувства прекрасного, возвышенного, героического, гармонии в природе, в отношениях между людьми; она свойственна преимущественно художественной и публицистической речи;
9) поэтическую, ориентированную на форму сообщения; в ней реализуется стремление к ритмичности речи, образности выражения мыслей; чаще всего она воплощается в произведениях устного народного творчества, в поэзии.
Самая важная среди перечисленных функций – коммуникативная. Другие функции реализуются в основном через коммуникативную функцию в актах общения. Общение и получение знаний о мире осуществляется через устный диалог между людьми, письма, средства массовой информации, путем чтения литературы, восприятия произведений искусства и другие каналы. Самый мощный канал – это, конечно, литература.
В систему языковых функций литературного языка включается также металингвистическая (meta 'после, через') функция – описание языка с помощью средств самого языка. Наиболее яркое воплощение она находит в толкованиях значений языковых единиц в различных лингвистических словарях.
От функций языка как данности следует отличать функции единиц языка.
Функция языковой единицы – это ее предназначение, роль в системе языка, в речи, она определяется ее соотношением с другими единицами.
Элементы каждого языкового уровня имеют свои, специфические функции.
Например, основная функция звуков – дифференцирующая: звуки различают значимые, двусторонние элементы языка (слова и морфемы); морфемы служат для построения слов и для выражения лексических и грамматических значений; лексические единицы – самые многофункциональные из всех единиц. Так, знаменательные слова выполняют следующие функции: номинативную, или назывную (ее также именуют денотативной), – каждое из них служит именем класса обобщенных предметов, явлений (денотата); экспрессивную – выражают субъективное отношение говорящего к предмету речи; поэтическую – некоторые слова как бы излучают свет тех предметов, которые они обозначают (ср., например, названия драгоценных камней агат, гранат, жемчуг, рубин, сапфир); регулятивную – устанавливают отношения между говорящими в различных ситуациях общения (например слова-обращения); репрезентативную – представляют в системе языка знания о предметах и явлениях действительности; референтную – представляют в речи и тексте предметы и явления действительности; текстообразующую – формируют тексты; стилеобразующую – являются показателями определенного стиля, и многие другие. Служебные слова имеют релятивные функции – они выражают отношения между словами в предложении (предлоги, союзы), между частями сложного предложения (союзы). Частицы, кроме грамматических функций, выполняют различные лексические и модальные функции (отрицания, утверждения, усиления, указания, уточнения и др.).
Функции языка как данности и функции языковых единиц могут пересекаться, таковыми являются, например, номинативная, экспрессивная (в различных ее проявлениях).
3. Антропоцентризм как один из основных принципов организации языковой системы и один из ведущих принципов изучения языка. Принцип антропоцентризма (греч. anthropos 'человек' + kentron 'центр') предполагает исследование языка в тесной связи с говорящими на нем людьми, с их мышлением, национальной культурой, традициями.
Язык есть самая главная составляющая народа, нации. Осознание себя как особого этноса тесно связано с осознанием того языка, который люди считают своим, как особого, отличного от других.
Язык хранит знания о мире. Он отражает личность говорящего / пишущего. Вего единицах как системных элементах, в высказываниях, в текстах отражаются не только предметы и явления действительности, но и сам человек как объект этой же действительности, а также и субъективное отношение к ним говорящих, их мнения, оценки, эмоции, чувства, мировосприятие, мироощущения носителей языка, иначе говоря, сфера человеческого «я», или человеческий фактор, как называется это свойство языка в современной лингвистике.
С помощью языка выражаются также представления о самом языке, интуитивные наивные знания о нем. Все это относится к языковой способности человека, она выделяется наряду с другими его способностями. Носитель языка является центром не только объективно существующей картины мира, но и языковой картины мира.
Принцип антропоцентризма направлен, с одной стороны, на изучение языка с учетом того, как его воспринимают говорящие на нем люди, с другой – на изучение человека как носителя определенного этнического языка и определенной культуры через призму его языка. В 90-е гг. XX в. особую актуальность приобрели такие взаимосвязанные между собою проблемы, как язык и личность, язык и мир человека, язык и культура, язык и когнитивная (познавательная) деятельность, язык и языковая способность, язык и структура знаний, языковая картина мира и др. Были введены новые термины: человеческий (субъективный) фактор в языке, языковая личность, концепт, концептосфера, картина мира, языковая картина мира и др.
По определению Ю.Н. Караулова, языковой личностью называется человек с определенными психическими свойствами, социальными установками как носитель определенной национальной культуры, с присущими ему языковыми особенностями (словарем, грамматикой и т.п.), умениями, навыками, речевыми поступками.
Утверждение принципа антропоцентризма как одного из ведущих направлений современной лингвистики было связано со сменой научно-исследовательских приоритетов.
В 60-70-е гг. наметился поворот от изучения структуры языка (общее направление – структурная лингвистика) к изучению его функционирования (общее направление – функциональная лингвистика, лингвопрагматика).
В основе структурного (системно-структурного) подхода лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделяемыми структурными элементами (единицами языка, их классами, группами, категориями) и стремление к описанию отношений и связей между ними. В исследованиях этого, традиционного, направления получены фундаментальные результаты о строении, устройстве, структурных закономерностях человеческого языка и конкретных этнических языков как данностей.
Функциональный подход направлен на изучение языковых единиц в динамике, в аспекте их употребления в процессе общения, через призму человеческой деятельности в широком социальном и культурном контексте. Одним из эффективных способов получения соответствующего материала для анализа, наряду с традиционными способами (выборка из словарей, письменных текстов), стало обращение к дискурсу говорящих и их языковой компетенции.
Термин языковая компетенция обозначает интуитивное, ненаучное, обыденное знание о языке, умение говорящего увидеть и объяснить те или иные языковые факты, связи между языковыми единицами. Следует заметить, что в русской диалектологии, изучающей русские народные говоры, дискурс диалектоносителей и их языковая компетенция, языковое «чутье», всегда были и остаются для исследователей единственными источниками получения необходимого для анализа материала.
В 60-е гг. XX в. на стыке лингвистики с психологией сформировалась психолингвистика, в которой разрабатывались и активно использовались психолингвистические методики, ориентированные, в частности, на выявление языковой компетенции говорящих. С помощью таких методик ученые получали данные о том, как обычные носители языка, не имеющие специального лингвистического образования, осознают и интерпретируют те или иные языковые факты. Совокупность таких конкретных методик получила общее название психолингвистического метода. Он стал широко использоваться при изучении русского литературного языка, особенно литературно-разговорной речи, которая в это же время стала объектом специального всестороннего исследования.
В результате утверждения антропоцентрического и функционального подходов к изучению языка сформировались новые научные дисциплины, в частности, тесно связанные между собой лингвокультурология и когнитивная лингвистика.
Таким образом, нами выделены некоторые наиболее общие, важные и актуальные в методологическом плане положения при изучении современного русского языка в вузовском курсе: знаковый характер этнического языка и его единиц, системность языка в целом и каждого его уровня в отдельности, язык как единство двух его сторон – системы и ее речевой (устной и письменной) реализации, функциональность языка, антропоцентризм как организующее начало языка и как принцип его изучения.
Домашнее задание:
1. Приготовиться отвечать на вопросы по лекции.
2. Готовить сообщения:
1. Оппозиции языка и речи (по разным учебникам, не менее трех, со сравнительным анализом) – каждому студенту.
2. Картина мира, языковая картина мира – 10 мин. – желающий. Кто? J
3. Терминологический словарь: Речь, оппозиции языка и речи. Функции языка, функции языковых единиц. Антропоцентризм, человеческий (субъективный) фактор в языке, языковая личность, концепт, концептосфера, картина мира, языковая картина мира. Структурная лингвистика – функциональная лингвистика, лингвопрагматика. Языковая компетенция.