Лекция 3. Язык и речь

Для обозначения языка как сложного целого используются термины-синонимы система и структура.

Между знаками в системе существуют определенные отношения. Эти отношения строятся на основе синтаг­матики (от греч. syntagma — нечто соединенное), т. е. на основе ряда совместно существующих, употребленных в речи, единиц и на основе парадигматики (от греч. рага- digma — пример, образец), т. е. ряда единиц, образованно­го в результате их сопоставления, объединенного в памя­ти на каком-то основании. Графически это обычно изоб­ражается так:

Лекция 3. Язык и речь - student2.ru Парадигматика (язык)

 
  Лекция 3. Язык и речь - student2.ru

Синтагматика (речь)

Парадигмами являются совокупности грамматических форм одного и того же слова:

  Ед. число Мн. число
1 л. я люблю мы любим
2 л. ты любишь вы любите
3 л. он любит они любят
И. п. деревня деревни
Р. п. деревни деревень
Д. п. деревне деревням
В. п. деревню деревни
Т. п. деревней деревнями
П. п. (о) деревне (о) деревнях

Парадигмы даются в грамматике, в речи же употребляется одна из существую­щих в языке форм (словоформ), которая сочетается в пре­делах синтагматического, линейного ряда со словофор­мами других слов: Люблю я деревню.

1. Язык как система (структура) проявляется в речи.

Речь – это процесс использования языковых средств для выраже­ния мыслей, чувств носителей данного языка, в целях общения, обмена мыслями между говорящими.

Общую характеристику речи обычно дают, противо­поставляя ее языку, причем выделяют и свойства речи, ко­торые противопоставляются свойствам языка, и свойства, которые непосредственно противопоставить нельзя.

1. Свойства речи, которые можно проти­вопоставить свойствам языка.

Язык (система) Речь (реализация системы)
1. Орудие (средство) общения 1. Само общение, язык в действии, т. е. процесс общения
2. Язык отвлечен от конкрет­ных жизненных ситуаций   2. Речь — конкретное применение языка в определенных жизненных ситуациях (труд, учение, быт и т. д.).
3. К языку неприменимы нравственные категории правдивости и ложности 3. То, что высказано в речи, всегда бывает либо истинным, либо ложным
4. Язык нецеленаправлен, он лишь создает возможности для целенаправленной деятельности людей 4. Речь всегда направлена к достижению какой-либо цели, преднамеренна, имеет адресный характер
5. Язык абстрактен; его единицы — конструкты, образуемые дифференци­альными (различительными) и интегральными (общими) признаками, например, фонемы 5. Речь материальна, она воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), например, звуки, буквы,
6. Язык имеет уровневую организацию, иерархическую; он парадигматичен 6. Речь линейна (это последовательность слов, предложений, компонентов текста, связанных по законам грамматики, логики, композиции); она синтагматична
7. Язык потенциален (он может быть использован в речи), статичен 7. Речь актуальна (это уже использование языка в процессе общения), она динамична, она актуализирует (де­лает реальными) скрытые возможности языка-системы
8. Язык ограничен определенным набором единиц, инвариантен 8. Речь вариативна, ее возможности в этом отноше­нии очень широки, хотя и не беспредельны
9. Язык — результат коллективного опыта людей, он обязателен, объективен; язык абстрактен и поэтому воспроиз­водим 9. Речь индивидуальна, произвольна, субъективна, отражает опыт индивидуума, она конкретна и неповторима, она всегда осуществляет­ся определенным человеком, передающим свои мысли, чувства, для выражения их он по своему усмотрению выби­рает слова и выражения, тот или иной стиль сообщения, т.е. речь является видом свободной творческой деятельности индивидуума
10. Язык образуется регулярными, закономерными чертами, упорядочен 10. Речь допускает элементы случайного, неупорядоченного
11. Язык со­храняет отдельность слов 11. Речь стремится к слиянию слов в речевом потоке

2. Свойства (основные) речи, которые нельзя противопоставить отдельно взя­тым чертам языка.

1. Речь, являясь видом деятельности индивида, может характеризоваться:

а) темпом (речь быстрая, медленная), тембром, степе­нью громкости, четкости и др.;

б) окрашенностью (гневная, ласковая, иро­ничная, почтительная и т. д.);

в) степенью стройности, связности (логичная, после­довательная, бессвязная, сбивчивая и т.д.);

г) эстетической оценкой (художественная, поэтичная, изящная и т. д.);

д) этической оценкой, нормативной (правильная, не­правильная, исковерканная и т. д.).

2. Речь обладает функционально-стилистическими особенностями, которые позволяют различать стили речи (научный, публицистический, деловой, обиходно-бытовой и др.). Иногда в современных исследованиях по этому параметру язык и речь сопоставляют, выделяя стили языка (имея в виду языковые предпосылки стиля) и стили речи (конкретную их реализацию).

3. Речь является объектом исследования не только лингвистов, но и психологов (психолингвистов), социо­логов (социолингвистов), философов, литературоведов, физиологов и др.

Речь может быть устной и письменной. Устная речь – это естественная и первичная форма существования языка, письменная речь – вторичная форма, более позднее приобретение человечества. Устная речь осуществляется с помощью речевого аппарата, поэтому речью называют кон­кретное говорение, протекающее во времени.

Эти две формы речи различаются по ряду показате­лей.

Устная речь Письменная речь
По характеру и условиям реализации
1. Рассчитана на слуховое, неповторяющееся восприятие 1. Рассчитана на зрительное восприятие, ее можно пере­читывать
2. Адресуется непосредственно слушателю 2. Адресуется читателю через сложную систему графики и орфографии
3. Говорящий может контроли­ровать ее восприятие 3. Восприятие ее обычно кон­тролировать нельзя
4. Большую роль в ней играет интонация (высота тона, паузы, тембр голоса, логические уда­рения и др.), мимика, жесты, обстановка речи1 4. У нее нет вспомогательных средств – интонации, мимики и пр., хотя пишущие и стре­мятся это как-то восполнить (описанием интонации, раз­ными шрифтами, подчеркива­нием, в настоящее время – смайликами и т. д.)
По степени употребительности
1. Устная речь преобладает 1. Роль письменной речи при современном развитии науки возрастает
2. Количество записанных уст­ных текстов еще невелико 2. Письменных текстов суще­ствует огромное количество (книги, журналы, рукописи и т. д.)
По степени подготовленности
I. Устная речь обычно спонтан­ная, неподготовленная, хотя может быть и подготовленной (доклад, публичное выступле­ние и др.) 1. Письменная речь обычно подготовленная
2. Подчинена своим законо­мерностям; в ней есть область нелитературная и литератур­ная, но в целом в устной речи больше стихийности, случай­ного (перебивов, самоперебивов, избыточности и т.д.) 2. Подчинена литературной норме
     

1Так, например, фразу «Который час?» в зависимости от интонации, жестов, обстановки можно понять по-разному: Что же Вы опаздываете? Я, кажется, опоздал? Что же Вы не уходите? Боже мой, какая скука! и т. д. Б. Шоу писал: «Есть 50 способов сказать "да" и 500 способов сказать "нет", но только один способ это написать».

Единицей устной речи является высказывание, письменной речи – текст. Совокупность высказываний, относящихся к опре­деленной группе говорящих или к отдельной личности, закреп­ленных с помощью графических средств, называется дискурсом (фр. discours 'выступление' < лат. discursus 'довод, рассужде­ние'), например: литературный дискурс, научный дискурс, разго­ворный дискурс, диалектный дискурс и т.п. Дискурсом называ­ют также отдельное произведение или все произведения одного писателя, например, художественный дискурс В. Набокова. Французский лингвист Ш. Балли определил дискурс как речь, от­ражающую субъективную психологию человека, «...даже самые отвлеченные вещи, – писал он, – предстают в речи пропущенны­ми сквозь призму наших нужд, потребностей и желаний в смут­ном свете субъективного восприятия».

Язык-система и речь-процесс «в совокупности образуют единый феномен языка» (Н.Д. Арутюнова). Система – это статика языка, речь – его дина­мика. В речи реализуется язык как система его единиц на разных его уровнях, отношения и связи между единицами, пра­вила их сочетания и употребления.

2. Этнический язык выполняет множество функций. Функ­ция (лат. functio 'исполнение') – 'назначение, роль'. Функция язы­ка, или языковая функция, – это предназначение языка как системы знаков выполнять определенную роль в жизне­деятельности этноса или социума. Функции языка – это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т.е. они являются его харак­теристиками, без которых язык не может быть самим собой.

Современный русский язык выполняет следующие функции:

1) коммуникативную (фр. communicatif < лат. communicatio 'сообщение, передача') – язык является средством общения, передачи и обмена информацией; эта функ­ция комплексная, она объединяет ряд более частных, конкретных функций в зависимости от сферы применения языка: повседневно-бытового общения, духовного, культурного, научно­го, учебного, официально-делового общения, производственного общения, межнациональногои международного общения и т. п;

2) когнитивную (лат. cognitio 'знание, познание'), или позна­вательную, – язык служит инструментом познания объективной ре­альности, средством представления знания, его переработки, опе­рирования им, передачи его из поколения в поколение;

3) мыслительную, или ментальную (лат. mēns, mentis 'ум, мышление'), – служит средством формирования и выражения мыслей;

4) номинативную, или назывную, – единицы языка обознача­ют, называют (именуют) предметы и явления действительности;

5) кумулятивную (лат. cumulatio 'увеличение, скопление'), или аккумулятивную, – является средством накопления и хране­ния информации об окружающем человека мире;

6) экспрессивную (экспрессия < лат. expressio'выражаю'), объединяющую группу более частных функций: эмотивную, эмотивно-оценочную, образную – т.е. с помощью языковых единиц выражается сфера эмоционально-психической деятельности сознания (эмоции, чувства, оценки, субъективные мнения, представления, образы, различные инди­видуальные ассоциации):

7) суггестивную (суггестия < лат. suggestio 'внушение, на­мёк') – с помощью языковых средств осуществляется воздейст­вие на сферу подсознательного с целью побуждения человека к восприятию определенной установки, принятию определенного решения, совершению определенного действия (в ду­ховных проповедях, рекламе, в агитационных выступлениях по­литиков, в заговорах и т.п.);

8) эстетическую, связанную с выражением чувства прекрас­ного, возвышенного, героического, гармонии в приро­де, в отношениях между людьми; она свойственна преимуществен­но художественной и публицистической речи;

9) поэтическую, ориентированную на форму сообщения; в ней реализуется стремление к ритмичности речи, об­разности выражения мыслей; чаще всего она воплощается в произве­дениях устного народного творчества, в поэзии.

Самая важная среди перечисленных функций – коммуникативная. Другие функции реализуются в основном через коммуникативную функ­цию в актах общения. Общение и получение знаний о мире осу­ществляется через устный диалог между людьми, письма, средст­ва массовой информации, путем чтения литературы, восприятия произведений искусства и другие каналы. Самый мощный ка­нал – это, конечно, литература.

В систему языковых функций литературного языка включает­ся также металингвистическая (meta 'после, через') функция – описание языка с помощью средств самого языка. Наиболее яр­кое воплощение она находит в толкованиях значений языковых единиц в различных лингвистических словарях.

От функций языка как данности следует отличать функции единиц языка.

Функция языковой единицы – это ее предназначе­ние, роль в системе языка, в речи, она определяется ее со­отношением с другими единицами.

Элементы каждого языкового уровня имеют свои, специфические функции.

Например, основ­ная функция звуков – дифференцирующая: звуки различают зна­чимые, двусторонние элементы языка (слова и морфемы); мор­фемы служат для построения слов и для выражения лексических и грамматических значений; лексические единицы – самые мно­гофункциональные из всех единиц. Так, знаменатель­ные слова выполняют следующие функции: номинативную, или назывную (ее также именуют денотативной), – каждое из них служит именем класса обобщенных предметов, явлений (денота­та); экспрессивную – выражают субъективное отношение говоря­щего к предмету речи; поэтическую – некоторые слова как бы излучают свет тех предметов, которые они обозначают (ср., на­пример, названия драгоценных камней агат, гранат, жемчуг, рубин, сапфир); регулятивную – устанавливают отношения между говорящими в различных ситуациях общения (например слова-обращения); репрезентативную – представляют в системе языка знания о предметах и явлениях действительности; референт­ную – представляют в речи и тексте предметы и явления действи­тельности; текстообразующую – формируют тексты; стилеобразующую – являются показателями определенного стиля, и многие другие. Служебные слова имеют релятивные функции – они вы­ражают отношения между словами в предложении (предлоги, союзы), между частями сложного предложения (союзы). Частицы, кроме грамматических функций, выполняют раз­личные лексические и модальные функции (отрицания, утвержде­ния, усиления, указания, уточнения и др.).

Функции языка как данности и функции языковых единиц мо­гут пересекаться, таковыми являются, например, номинативная, экспрессивная (в различных ее проявлениях).

3. Антропоцентризм как один из основных принципов ор­ганизации языковой системы и один из ведущих принципов изучения языка. Принцип антропоцентризма (греч. anthropos 'человек' + kentron 'центр') предполагает исследование языка в тесной связи с говорящими на нем людьми, с их мышлением, национальной культурой, традиция­ми.

Язык есть самая главная составляющая народа, нации. Осознание себя как особо­го этноса тесно связано с осознанием того языка, который люди считают своим, как особого, отличного от других.

Язык хранит знания о мире. Он отражает личность говоряще­го / пишущего. Вего единицах как системных элементах, в вы­сказываниях, в тек­стах отражаются не только предметы и явления действительности, но и сам человек как объект этой же действительности, а также и субъективное отношение к ним говорящих, их мнения, оценки, эмоции, чувства, мировосприятие, мироощуще­ния носителей языка, иначе говоря, сфера человеческого «я», или человеческий фактор, как называется это свойство языка в со­временной лингвистике.

С помощью языка выражаются также представления о самом языке, интуитивные наив­ные знания о нем. Все это относится к языковой способности человека, она выделяется наряду с другими его способностями. Носитель языка является центром не только объективно сущест­вующей картины мира, но и языковой картины мира.

Принцип антропоцентризма направлен, с одной стороны, на изучение языка с учетом того, как его воспринимают говорящие на нем люди, с другой – на изучение человека как носителя опре­деленного этнического языка и определенной культуры через призму его языка. В 90-е гг. XX в. особую актуальность приобре­ли такие взаимосвязанные между собою проблемы, как язык и личность, язык и мир человека, язык и культура, язык и когни­тивная (познавательная) деятельность, язык и языковая способ­ность, язык и структура знаний, языковая картина мира и др. Были введены новые термины: человеческий (субъективный) фактор в языке, языковая личность, концепт, концептосфера, картина мира, языковая картина мира и др.

По определению Ю.Н. Караулова, языковой личностью называется человек с определенными психическими свойствами, социальными установками как носитель определен­ной национальной культуры, с присущими ему языковыми осо­бенностями (словарем, грамматикой и т.п.), умениями, навыка­ми, речевыми поступками.

Утверждение принципа антропоцен­тризма как одного из ведущих направлений современной лин­гвистики было связано со сменой научно-исследовательских при­оритетов.

В 60-70-е гг. наметился поворот от изучения структу­ры языка (общее направление – структурная лингвистика) к изучению его функционирования (общее направление – функцио­нальная лингвистика, лингвопрагматика).

В основе структурно­го (системно-структурного) подхода лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделяемыми структурными элемен­тами (единицами языка, их классами, группами, категориями) и стремление к описанию отношений и связей между ними. В ис­следованиях этого, традиционного, направления получены фун­даментальные результаты о строении, устройстве, структурных закономерностях человеческого языка и конкретных этнических языков как данностей.

Функциональный подход направлен на изу­чение языковых единиц в динамике, в аспекте их употребления в процессе общения, через призму человеческой деятельности в широком социальном и культурном контексте. Одним из эффек­тивных способов получения соответствующего материала для анализа, наряду с традиционными способами (выборка из слова­рей, письменных текстов), стало обращение к дискурсу говоря­щих и их языковой компетенции.

Термин языковая компетенция обозначает интуитивное, ненаучное, обыденное знание о языке, умение говорящего увидеть и объяснить те или иные языковые факты, связи между языковыми единицами. Следует заметить, что в русской диалектологии, изучающей русские на­родные говоры, дискурс диалектоносителей и их языковая компетенция, языковое «чутье», всегда были и остаются для исследователей единственными источниками полу­чения необходимого для анализа материала.

В 60-е гг. XX в. на стыке лингвистики с психологией сформи­ровалась психолингвистика, в которой разрабатывались и актив­но использовались психолингвистические методики, ориентиро­ванные, в частности, на выявление языковой компетенции гово­рящих. С помощью таких методик ученые получали данные о том, как обычные носители языка, не имеющие специального лингвистического образования, осознают и интер­претируют те или иные языковые факты. Совокупность таких конкретных методик получила общее название психо­лингвистического метода. Он стал широко использоваться при изучении русского литературного языка, особенно литературно-разговорной речи, которая в это же время стала объектом специ­ального всестороннего исследования.

В результате утверждения антропоцентрического и функцио­нального подходов к изучению языка сформировались новые на­учные дисциплины, в частности, тесно связанные между собой лингвокультурология и когнитивная лингвистика.

Таким образом, нами выделены некоторые наи­более общие, важные и актуальные в методологическом плане положения при изучении современного русского языка в вузов­ском курсе: знаковый характер этнического языка и его единиц, системность языка в целом и каждого его уровня в отдельности, язык как единство двух его сторон – системы и ее речевой (уст­ной и письменной) реализации, функциональность языка, антро­поцентризм как организующее начало языка и как принцип его изучения.

Домашнее задание:

1. Приготовиться отвечать на вопросы по лекции.

2. Готовить сообщения:

1. Оппозиции языка и речи (по разным учебникам, не менее трех, со сравнительным анализом) – каждому студенту.

2. Картина мира, языковая картина мира – 10 мин. – желающий. Кто? J

3. Терминологический словарь: Речь, оппозиции языка и речи. Функции языка, функции языковых единиц. Антропоцентризм, человеческий (субъективный) фактор в языке, языковая личность, концепт, концептосфера, картина мира, языковая картина мира. Структурная лингвистика – функцио­нальная лингвистика, лингвопрагматика. Языковая компетенция.

Наши рекомендации