Употребление дробных числительных
В дробных числительных склоняются все компоненты, входящие в его состав: о нолецелых и двух пятых, о трёх целых и шести десятых.
ПОЛ...Общелитературная норма склонения сложных существительных с компонентом пол…: в И.п.и В.п. пол... не изменяется. Пол-окна (И.п.) было закрыто занавеской. Бабушка приготовила полведра (В.п.) вкусного кваса. В других падежах данный компонент выступает в виде полу…: Машина остановилась в полушаге (П.п.) от обрыва. Считали изготовленные крючки, подошли к полусотне (Д.п.) штук и сбились со счёта. Продуктовый магазин – в полукилометре от дачи.
Обратите внимание: Существительное пол-литра имеет следующие значения: 1. «Половина литра»; 2. «Поллитровка» (прост.). если данное слово выступает в первом значении, то при склонении его первая часть изменяется (кроме В.п.): полулитра, полулитру, полулитром, о полулитре. При употреблении же существительного пол-литра во втором значении компонент пол… остаётся неизменным во всех падежах. Без пол-литра компания не компания. К пол-литру добавили ещё коньяку. Пол-литром водки, конечно, не ограничились. После аварии Пётр и думать забыл о пол-литре.
Употребление собирательных числительных
Собирательные числительные ограничиваются первым десятком (от двое до десятеро). Наиболее употребительны от двое до семеро, а также десятеро; восьмеро и девятеро встречаются редко; одиннадцатеро, двенадцатеро и т.д. в современном русском языке не употребляются.
Собирательные числительные нельзя сочетать с названиям животных, единичных предметов и лиц женского пола, нельзя, например, сказать: трое волков, четверо окон, двое подруг; надо говорить: три волка, четыре окна, две подруги. Собирательные числительные могут быть использованы для обозначения количества лиц мужского пола (трое мужчин, четверо охотников), количества детей и суток (четверо детей, шестеро суток), а также для обозначения количества парных предметов, не имеющих единственного числа (двое ножниц, трое часов, четверо саней). Кроме того, собирательные числительные употребляются с личными местоимениями: нас было трое, их четверо, вы двое останьтесь здесь. Начиная с числительного пятеро, можно также применять и количественные числительные (пять охотников, шесть саней, шесть суток).
Употребление числительных с предлогом ПО
Как правильно: Каждому ученику дали по пяти тетрадей или … по пять тетрадей? Ошибки не будет ни в том, ни в другом варианте: предлог по в так называемом распределительном значении управляет числительными или в Д.п. (книжный вариант), или в В.П. (разговорный вариант): по десятикарандашей – по десять карандашей. В практике речи преобладают вторые варианты, в первых чувствуется оттенок устарелости. То же самое при составных числительных, например: по двадцати пяти рублей – по двадцать пять рублей. Два варианта имеются и в таких сочетаниях: по нескольку человек – по несколько человек, по многу дней – по много дней (первый вариант книжный, второй – разговорный).
ОСТОРОЖНО: ГЛАГОЛ!
Употребление глагола
ВЫЗДОРОВЯТ – ВЫЗДОРОВЕЮТ.Доктор лечит детей, и они скоро выздоров…т. Самое простое было бы написать выздоровят. Но вспомним правило: ко второму спряжению, с окончанием -ат (-ят) в форме 3-го лица множественного числа, относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) и 11 глаголов-исключений на -ать и -еть. Среди них глагол выздороветь не представлен, стало быть, он относится к первому спряжению, и мы должны написать: выздоровеют (по типу: уметь – умеют, успеть – успеют). В результате получаются две формы: выздоровеют (нормативная, книжная) и выздоровят (разговорная).
Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть. Глаголы на -еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею. Форма выздоровлю вообще не используется в литературном языке. Форма обессилю представляет собой форму 1-го лица от переходного глагола с суффиксом -и(ть) обессилить и выражает направленность действия на объект (я обессилю противника).
ЕЗДИТЬ. Правильно говорить: я езжу, они ездят. Неправильно: я ездю, они ездиют. Почему? Глаголы с основой на согласный д, т, з, с при образовании 1-го лица единственного числа претерпевают чередование: насадить – насажу, колесить – колешу, лизать – лижу, прекратить – прекращу. Отступления от литературных глагольных форм, возникающие при образовании 1-го лица без чередования, носят резко сниженный характер: вылазить – вылазию; ездить - ездию. Это ошибочно. Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.
ЕХАТЬ.Правильно образуйте от этого глагола формы повелительного наклонения: поезжай, поезжайте. Формы езжай, езжайте – просторечные.
Формы повелительного наклонения некоторых глаголов
Стилистически равноправные варианты | |
внимАть вЫплюнуть вЫсунуть вЫсыпать закУпорить испОртить кОрчить лАкомиться махАть мОрщить очИстить прочИстить трепАть увЕдомить лизАть | внимАй и внЕмлИ вЫплюни и вЫплюнь вЫсуни и вЫсунь вЫсыпи и вЫсыпь закУпори и закУпорь испОрти и испОрть кОрчи и корчь лАкомься и лАкомись машИ и махАй мОрщи и морщь очИсти и очИсть прочИсти и прочИсть трепИ и треплИ увЕдомь и увЕдоми лижИ и лизай (редко) |
норма | ошибка | |
боЯться вЫзволить вЫйти вЫключить вЫплакать Ехать кАшлянуть напоИть сЫпать щипАть | бОйся вЫзволи вЫйди вЫключи вЫплачь поезжАй (те) (не) Ездит(те) кАшляни кАшляньте напоИ сыпь щиплИ | (не) боИсь вЫзволь выдь вЫключь вЫплакай Ехай (те) езжАй (те) кАшльни кАшляните напОй сЫпи щипИ |
Помните, целый ряд глаголов характеризуется отсутствием или неупотребительностью форм повелительного наклонения.
весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.
При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:
бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
Обратите внимание на форму повелительного наклонения следующих глаголов:
лечь – ляг (!), лягте (!); сесть – сядь (!), сядьте (!); достать – достань, достаньте; расстаться – расстанься, расстаньтесь; стать – стань, станьте; прибыть – прибудь, прибудьте; пробыть – пробудь, пробудьте; мазать – мажь, мажьте; резать – режь, режьте.
Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом -и и без него):
выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.
КЛАСТЬ.Этот глагол употребляется только без приставок, потому неправильно: покласть, поклади, поклали. Надо: положить, положили. Итак, правильно говорить: во время еды не кладите локти на стол; Маша клала ягоды в лукошко; положи книги на место. Неправильно говорить: не ложи много сахару в чай; крестьяне поклали весь скарб на телегу. Владимир Иванович Даль отмечал, что глагол «ложить» без приставки не употребляется. Заложить, положить, предложить, уложить – пожалуйста! А ложить – ни в коем случае!
КУШАТЬ.Глагол кушать используется только для приглашения гостей к еде и по отношению к детям. В остальных случаях употребляется глагол есть: ем, ешь, ест, едите, едят, поела, поем и т.д., не следует употреблять глагол кушать в 1-ом лице (кушаю). Вот какой комментарий по этому поводу даёт Б.Н.Тимофеев-Еропкин, знаток русского языка и литературы: «Если хозяйка, приглашая гостей к столу говорит: «Дорогие гости! Пожалуйте кушать!» - это вполне уместно. Ведь не говорить же ей: «А ну, давайте есть!» Но когда эта же хозяйка, не обращаясь к гостям, говорит сама о себе: «Я покушала», - это воспринимается как глупое манерничанье. Ещё нелепей и смешней, когда так – слащаво-уважительно – говорит о себе мужчина». Осторожно в своей речи пользуйтесь глаголом кушать!
МАШУ – МАХАЮ.Мы встретились с двоякими формами глагола махать настоящего времени. Такие глаголы называют изобилующими: колышет – колыхает, кудахчет – кудахтает, мурлычет – мурлыкает, плещет – плескает, полощет – полоскает, рыщет – рыскает. В каждой паре на первом месте стоит книжная форма, на втором – разговорная. Сравните: На речке бабы сидят, бельё полоскают. (Л.Н.Толстой). - …Как утки полощутся в пруде (И.А.Гончаров); Идёт седая чародейка, косматым машет рукавом (Г.Р.Державин). – Лошадь махает хвостом (М.Е.Салтыков-Щедрин).
Алчет – алкает, блещу – блистаю, колышу – колыхаю, крапает – краплет, курлычет – курлыкает, машу – махаю, мурлыкает – мурлычет, мучусь – мучаюсь, плещет – плескает, рыщет – рыскает, стону – стонаю, сыплешь – сыпешь, хнычет – хныкает, чтят – чтут, щиплет – щипет.
Нормативные и ошибочные варианты
норма | ошибка |
восхищУ насЫщу похИщу графлЮ Ездят елОзят жАжду лАзят вылезАют залезАют умерщвлЮ шучУ | восхитЮ насЫтю похИтю графЮ Ездиют елОзиют жАждаю лазиют вылАзят залАзят умертвлЮ шутЮ |
НАПРАВЛЯЮТСЯ.Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение – страдательное и возвратное, что создаёт неясность смысла. Например, выпускники направляются в разные уголки нашей страны. В предложении На фото показываются два известных актёра – Меньшов и Миронов актуализировано значение «появляться, становиться доступным взору» (Например, Луна показывается из-за облаков). В рассматриваемом же предложении говорится о том, что на фотографии изображены, показаны два человека – два известных артиста. Возможный правильный вариант: На фото – два известный актёра.
ПЕЧЁТ – ПЕКЁТ.Как правильно? Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь – жечь, течь, печь (всего 16), образуют вариативные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными жжёт, течёт, печёт – просторечные жгёт, текёт, пекёт.
ПОБЕДИТЬ –ЯПОБЕ…(?)Какие буквы написать вместо точек? Мы чувствуем, что не подходит «побежу», «побежду», «победю». Дело в том, что многие глаголы ограничены в образовании или употреблении личных форм. Их поэтому называют недостаточными глаголами. Сюда относятся глаголы, которые обозначают процессы, совершающиеся в животном или растительном мире, в неживой природе и неприсущие человеку, например: ржаветь, сквозить, щениться, телится, течь и др. У таких глаголов форма 1-го лица единственного числа не «запрещена» морфологией и фиксируется словарями, однако данная форма практически не употребляется в силу жизненной нереальности. Есть глаголы, которые не образуют форму 1-го лица единственного числа по фонетическим причинам, из-за неблагозвучия (они непривычны для нашего слуха сочетаниями звуков: «убежу», «убежду», «убедю», «очучусь», «ощущу»): такие глаголы, как победить, чудить, убедить, очутиться, ощутить, затмить, ерундить, сквозить, стонать, родиться и некоторые другие. Но иногда употребляются, например, в шутливой песне В.Высоцкого: Чуду-юду я и так победю. А глаголы бузить, дерзить, тузить не образуют теоретически возможных форм «бужу», «держу», «тужу», потому что «место уже занято»: эти формы существуют от чаще употребляющихся глаголов будить, держать, тужить. Недопустимы в литературном языке формы типа победю, побежу и т.п. При необходимости выражения этого значения надо использовать описательные конструкции: Я уверен, что смогу победить; Мне удастся победить.
ПОДЫТОЖИВАТЬ – ПОДЫТАЖИВАТЬ.Какая буква должна быть в глаголе: а или о? Право выбора остаётся за вами, но учтите, что одна из форм книжная (подытоживать), другая – разговорная (подытаживать). В русском языке есть глаголы, допускающие две формы (книжную – с о, разговорную - с а): заподозривать – заподазривать, обусловливать – обуславливать, сосредоточиваить – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать. При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе: утроить – утраивать, подточить – подтачивать, одолжить – одалживать. В то же время такое чередование не характерно для следующих видовых пар: обеспокоить – обеспокоивать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, отсрочить – отсрочивать, подытожить – подытоживать, приурочить – приурочивать, уполномочить – уполномочивать, ускорить – ускоривать. Формы с а, получившие широкое распространение на протяжении развития русского литературного языка XIX-XX веков, в наши дни встречаются в практике речи всё чаще и чаще.
норма | ошибка |
намОрщивать озабОчивать обеспокОивать отсрОчивать просрОчивать приурОчивать узакОнивать уполномОчивать упрОчивать обеспокОивать озабОчивать опозОривать опорОчивать опорАжнивать оспАривать затрАгивать обрабАтывать удвАивать удостАивать усвАивать успокАивать устрАивать | намАрщивать озабАчивать обеспокАивать отсрАчивать просрАчивать приурАчивать узакАнивать уполномАчивать упрАчивать обеспокАивать озабАчивать опозАривать опорАчивать опорОжнивать оспОривать затрОгивать обрабОтывать удвОивать удостОивать усвОивать успокОивать устрОивать |
А вот во времена А.С.Пушкина была такая норма:
Веленью Божию, о муза, будь послушна.
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
А.Пушкин
ПОЙТИ.Особое внимание обратите на образование формы 1-го лица множественного числа повелительного наклонения от глагола пойти – пойдёмте/пойдём. В настоящее время в просторечии достаточно употребительной является форма пошлите (Пошлите в кино), причём она воспринимается (совершенно неправомерно!) как более вежливая, по сравнению с допустимой разговорной формой пошли (Пошли в кино). В действительности форма пошлите представляет собой форму 2-го лица повелительного наклонения от глагола послать: Пошлите телеграмму отцу.
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ.Это значит «оступиться на скользком месте»: Маша поскользнулась на льду. Но иногда некоторые заменяют приставку по- в этом глаголе на приставку под-: я подскользнулся. Это ошибочно.
ПЫЛЕСОСИТЬ. Здесь нас интересует форма 1-го лица единственного числа: я пылесошу (не пылесосю). Почему? См. статью «ездить».
СКУЧАТЬ.Правильно употребляйте при нём личные местоимения 1-го и 2-го лица множественного числа: дети сильно скучали по нас (не по нам); я скучаю по вас (не по вам).
СОСЕДСТВОВАТЬ. Мария Ивановна и Клавдия Васильевна соседствуют друг с другом по лестничной площадке. Зачеркнём в этом словосочетание друг с другом, и тогда всё в нём станет правильно.
СОХ – СОХНУЛ.Как сказать правильно? Более распространёнными в современном русском языке следующие формы глаголов: сох, кис, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).
При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну-:
возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, погибнуть – погиб, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.
- Нельзя употреблять в литературном языке формы типа возникнул, проникнул и т.п.
- Иногда в литературном языке сосуществуют как равноправные варианты с суффиксом и без суффикса:
глохнуть – глох и глохнул, достигнуть – достиг и достигнул, киснуть – кис и киснул, пахнуть – пах и пахнул, подвергнуться – подвергся и подвергнулся, вянуть – вял и вянул.
- У ряда глаголов вариант без суффикса является основным (гаснуть – гас, мёрзнуть – мёрз, сохнуть – сох, тухнуть – тух), но допустим и вариант с суффиксом (гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул).
Словарь терминов
Моногра́фия (от греч. μονοσ — «один, единый» и γραφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. Монография относится к жанрам научной прозы. В монографии обобщается и анализируется литература по исследуемым темам, и выдвигаются, как правило, новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Иногда можно встретить неккоректную интерпретацию слова "монография" - "пишет один человек", хотя её создателями могут быть как один автор, так и целый коллектив. В научном сообществе монография считается солидной только тогда, когда ее объем не меньше 22 печатных листов. Среди учёных принято любую достаточно длительную работу по исследованию какой-то определенной темы завершать публикацией соответствующей монографии, которая обычно содержит детальное описание методики исследования, изложение результатов проведённой работы, а также их интерпретацию. При защите учёной степени монография может быть представлена в качестве диссертации.
Супплетивизм — образование словоизменительной формы некоторого слова уникальным для языка образом (часто — от другого корня и/или при помощи уникального чередования). Такая форма называется супплетивной формой или супплетивом.
Например, в русском языке прошедшее время глагола образуется при помощи суффикса -л, добавляемого к основе инфинитива:
- делать — делал,
- сделать — сделал,
- думать — думал,
- знать — знал,
- прясть — прял,
- идти — шёл.
В последней паре слово «шёл» является супплетивной формой, так как образовано от другого корня; чередование «ид — ш» в русском языке уникально и выступает только при образовании этой формы. Форма прял от прясти не является супплетивной (ср. вести — вёл, мести — мёл и т. п.)