Употребление дробных числительных

В дробных числительных склоняются все компоненты, входящие в его состав: о нолецелых и двух пятых, о трёх целых и шести десятых.

ПОЛ...Общелитературная норма склонения сложных существительных с компонентом пол…: в И.п.и В.п. пол... не изменяется. Пол-окна (И.п.) было закрыто занавеской. Бабушка приготовила полведра (В.п.) вкусного кваса. В других падежах данный компонент выступает в виде полу…: Машина остановилась в полушаге (П.п.) от обрыва. Считали изготовленные крючки, подошли к полусотне (Д.п.) штук и сбились со счёта. Продуктовый магазин – в полукилометре от дачи.

Обратите внимание: Существительное пол-литра имеет следующие значения: 1. «Половина литра»; 2. «Поллитровка» (прост.). если данное слово выступает в первом значении, то при склонении его первая часть изменяется (кроме В.п.): полулитра, полулитру, полулитром, о полулитре. При употреблении же существительного пол-литра во втором значении компонент пол… остаётся неизменным во всех падежах. Без пол-литра компания не компания. К пол-литру добавили ещё коньяку. Пол-литром водки, конечно, не ограничились. После аварии Пётр и думать забыл о пол-литре.

Употребление дробных числительных - student2.ru

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные ограничиваются первым десятком (от двое до десятеро). Наиболее употребительны от двое до семеро, а также десятеро; восьмеро и девятеро встречаются редко; одиннадцатеро, двенадцатеро и т.д. в современном русском языке не употребляются.

Собирательные числительные нельзя сочетать с названиям животных, единичных предметов и лиц женского пола, нельзя, например, сказать: трое волков, четверо окон, двое подруг; надо говорить: три волка, четыре окна, две подруги. Собирательные числительные могут быть использованы для обозначения количества лиц мужского пола (трое мужчин, четверо охотников), количества детей и суток (четверо детей, шестеро суток), а также для обозначения количества парных предметов, не имеющих единственного числа (двое ножниц, трое часов, четверо саней). Кроме того, собирательные числительные употребляются с личными местоимениями: нас было трое, их четверо, вы двое останьтесь здесь. Начиная с числительного пятеро, можно также применять и количественные числительные (пять охотников, шесть саней, шесть суток).

Употребление числительных с предлогом ПО

Как правильно: Каждому ученику дали по пяти тетрадей или … по пять тетрадей? Ошибки не будет ни в том, ни в другом варианте: предлог по в так называемом распределительном значении управляет числительными или в Д.п. (книжный вариант), или в В.П. (разговорный вариант): по десятикарандашей – по десять карандашей. В практике речи преобладают вторые варианты, в первых чувствуется оттенок устарелости. То же самое при составных числительных, например: по двадцати пяти рублей – по двадцать пять рублей. Два варианта имеются и в таких сочетаниях: по нескольку человек – по несколько человек, по многу дней – по много дней (первый вариант книжный, второй – разговорный).

Употребление дробных числительных - student2.ru

ОСТОРОЖНО: ГЛАГОЛ!

Употребление глагола

ВЫЗДОРОВЯТ – ВЫЗДОРОВЕЮТ.Доктор лечит детей, и они скоро выздоров…т. Самое простое было бы написать выздоровят. Но вспомним правило: ко второму спряжению, с окончанием -ат (-ят) в форме 3-го лица множественного числа, относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) и 11 глаголов-исключений на -ать и -еть. Среди них глагол выздороветь не представлен, стало быть, он относится к первому спряжению, и мы должны написать: выздоровеют (по типу: уметь – умеют, успеть – успеют). В результате получаются две формы: выздоровеют (нормативная, книжная) и выздоровят (разговорная).

Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть. Глаголы на -еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею. Форма выздоровлю вообще не используется в литературном языке. Форма обессилю представляет собой форму 1-го лица от переходного глагола с суффиксом -и(ть) обессилить и выражает направленность действия на объект (я обессилю противника).

Употребление дробных числительных - student2.ru

ЕЗДИТЬ. Правильно говорить: я езжу, они ездят. Неправильно: я ездю, они ездиют. Почему? Глаголы с основой на согласный д, т, з, с при образовании 1-го лица единственного числа претерпевают чередование: насадить – насажу, колесить – колешу, лизать – лижу, прекратить – прекращу. Отступления от литературных глагольных форм, возникающие при образовании 1-го лица без чередования, носят резко сниженный характер: вылазить – вылазию; ездить - ездию. Это ошибочно. Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.

ЕХАТЬ.Правильно образуйте от этого глагола формы повелительного наклонения: поезжай, поезжайте. Формы езжай, езжайте – просторечные.

Формы повелительного наклонения некоторых глаголов

  Стилистически равноправные варианты  
внимАть вЫплюнуть вЫсунуть вЫсыпать закУпорить испОртить кОрчить лАкомиться махАть мОрщить очИстить прочИстить трепАть увЕдомить лизАть внимАй и внЕмлИ вЫплюни и вЫплюнь вЫсуни и вЫсунь вЫсыпи и вЫсыпь закУпори и закУпорь испОрти и испОрть кОрчи и корчь лАкомься и лАкомись машИ и махАй мОрщи и морщь очИсти и очИсть прочИсти и прочИсть трепИ и треплИ увЕдомь и увЕдоми лижИ и лизай (редко)
  норма ошибка
боЯться вЫзволить вЫйти вЫключить вЫплакать Ехать кАшлянуть напоИть сЫпать щипАть бОйся вЫзволи вЫйди вЫключи вЫплачь поезжАй (те) (не) Ездит(те) кАшляни кАшляньте напоИ сыпь щиплИ (не) боИсь вЫзволь выдь вЫключь вЫплакай Ехай (те) езжАй (те) кАшльни кАшляните напОй сЫпи щипИ

Помните, целый ряд глаголов характеризуется отсутствием или неупотребительностью форм повелительного наклонения.

весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.

При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:

бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.

Обратите внимание на форму повелительного наклонения следующих глаголов:

лечь – ляг (!), лягте (!); сесть – сядь (!), сядьте (!); достать – достань, достаньте; расстаться – расстанься, расстаньтесь; стать – стань, станьте; прибыть – прибудь, прибудьте; пробыть – пробудь, пробудьте; мазать – мажь, мажьте; резать – режь, режьте.

Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом -и и без него):

выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.

КЛАСТЬ.Этот глагол употребляется только без приставок, потому неправильно: покласть, поклади, поклали. Надо: положить, положили. Итак, правильно говорить: во время еды не кладите локти на стол; Маша клала ягоды в лукошко; положи книги на место. Неправильно говорить: не ложи много сахару в чай; крестьяне поклали весь скарб на телегу. Владимир Иванович Даль отмечал, что глагол «ложить» без приставки не употребляется. Заложить, положить, предложить, уложить – пожалуйста! А ложить – ни в коем случае!

КУШАТЬ.Глагол кушать используется только для приглашения гостей к еде и по отношению к детям. В остальных случаях употребляется глагол есть: ем, ешь, ест, едите, едят, поела, поем и т.д., не следует употреблять глагол кушать в 1-ом лице (кушаю). Вот какой комментарий по этому поводу даёт Б.Н.Тимофеев-Еропкин, знаток русского языка и литературы: «Если хозяйка, приглашая гостей к столу говорит: «Дорогие гости! Пожалуйте кушать!» - это вполне уместно. Ведь не говорить же ей: «А ну, давайте есть!» Но когда эта же хозяйка, не обращаясь к гостям, говорит сама о себе: «Я покушала», - это воспринимается как глупое манерничанье. Ещё нелепей и смешней, когда так – слащаво-уважительно – говорит о себе мужчина». Осторожно в своей речи пользуйтесь глаголом кушать!

МАШУ – МАХАЮ.Мы встретились с двоякими формами глагола махать настоящего времени. Такие глаголы называют изобилующими: колышет – колыхает, кудахчет – кудахтает, мурлычет – мурлыкает, плещет – плескает, полощет – полоскает, рыщет – рыскает. В каждой паре на первом месте стоит книжная форма, на втором – разговорная. Сравните: На речке бабы сидят, бельё полоскают. (Л.Н.Толстой). - …Как утки полощутся в пруде (И.А.Гончаров); Идёт седая чародейка, косматым машет рукавом (Г.Р.Державин). – Лошадь махает хвостом (М.Е.Салтыков-Щедрин).

Алчет – алкает, блещу – блистаю, колышу – колыхаю, крапает – краплет, курлычет – курлыкает, машу – махаю, мурлыкает – мурлычет, мучусь – мучаюсь, плещет – плескает, рыщет – рыскает, стону – стонаю, сыплешь – сыпешь, хнычет – хныкает, чтят – чтут, щиплет – щипет.

Нормативные и ошибочные варианты

норма ошибка  
восхищУ насЫщу похИщу графлЮ Ездят елОзят жАжду лАзят вылезАют залезАют умерщвлЮ шучУ восхитЮ насЫтю похИтю графЮ Ездиют елОзиют жАждаю лазиют вылАзят залАзят умертвлЮ шутЮ

НАПРАВЛЯЮТСЯ.Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение – страдательное и возвратное, что создаёт неясность смысла. Например, выпускники направляются в разные уголки нашей страны. В предложении На фото показываются два известных актёра – Меньшов и Миронов актуализировано значение «появляться, становиться доступным взору» (Например, Луна показывается из-за облаков). В рассматриваемом же предложении говорится о том, что на фотографии изображены, показаны два человека – два известных артиста. Возможный правильный вариант: На фото – два известный актёра.

Употребление дробных числительных - student2.ru

ПЕЧЁТ – ПЕКЁТ.Как правильно? Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь – жечь, течь, печь (всего 16), образуют вариативные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными жжёт, течёт, печёт – просторечные жгёт, текёт, пекёт.

ПОБЕДИТЬ –ЯПОБЕ…(?)Какие буквы написать вместо точек? Мы чувствуем, что не подходит «побежу», «побежду», «победю». Дело в том, что многие глаголы ограничены в образовании или употреблении личных форм. Их поэтому называют недостаточными глаголами. Сюда относятся глаголы, которые обозначают процессы, совершающиеся в животном или растительном мире, в неживой природе и неприсущие человеку, например: ржаветь, сквозить, щениться, телится, течь и др. У таких глаголов форма 1-го лица единственного числа не «запрещена» морфологией и фиксируется словарями, однако данная форма практически не употребляется в силу жизненной нереальности. Есть глаголы, которые не образуют форму 1-го лица единственного числа по фонетическим причинам, из-за неблагозвучия (они непривычны для нашего слуха сочетаниями звуков: «убежу», «убежду», «убедю», «очучусь», «ощущу»): такие глаголы, как победить, чудить, убедить, очутиться, ощутить, затмить, ерундить, сквозить, стонать, родиться и некоторые другие. Но иногда употребляются, например, в шутливой песне В.Высоцкого: Чуду-юду я и так победю. А глаголы бузить, дерзить, тузить не образуют теоретически возможных форм «бужу», «держу», «тужу», потому что «место уже занято»: эти формы существуют от чаще употребляющихся глаголов будить, держать, тужить. Недопустимы в литературном языке формы типа победю, побежу и т.п. При необходимости выражения этого значения надо использовать описательные конструкции: Я уверен, что смогу победить; Мне удастся победить.

Употребление дробных числительных - student2.ru

ПОДЫТОЖИВАТЬ – ПОДЫТАЖИВАТЬ.Какая буква должна быть в глаголе: а или о? Право выбора остаётся за вами, но учтите, что одна из форм книжная (подытоживать), другая – разговорная (подытаживать). В русском языке есть глаголы, допускающие две формы (книжную – с о, разговорную - с а): заподозривать – заподазривать, обусловливать – обуславливать, сосредоточиваить – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать. При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе: утроить – утраивать, подточить – подтачивать, одолжить – одалживать. В то же время такое чередование не характерно для следующих видовых пар: обеспокоить – обеспокоивать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, отсрочить – отсрочивать, подытожить – подытоживать, приурочить – приурочивать, уполномочить – уполномочивать, ускорить – ускоривать. Формы с а, получившие широкое распространение на протяжении развития русского литературного языка XIX-XX веков, в наши дни встречаются в практике речи всё чаще и чаще.

норма ошибка
намОрщивать озабОчивать обеспокОивать отсрОчивать просрОчивать приурОчивать узакОнивать уполномОчивать упрОчивать обеспокОивать озабОчивать опозОривать опорОчивать опорАжнивать оспАривать затрАгивать обрабАтывать удвАивать удостАивать усвАивать успокАивать устрАивать намАрщивать озабАчивать обеспокАивать отсрАчивать просрАчивать приурАчивать узакАнивать уполномАчивать упрАчивать обеспокАивать озабАчивать опозАривать опорАчивать опорОжнивать оспОривать затрОгивать обрабОтывать удвОивать удостОивать усвОивать успокОивать устрОивать

А вот во времена А.С.Пушкина была такая норма:

Веленью Божию, о муза, будь послушна.

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

А.Пушкин

ПОЙТИ.Особое внимание обратите на образование формы 1-го лица множественного числа повелительного наклонения от глагола пойти – пойдёмте/пойдём. В настоящее время в просторечии достаточно употребительной является форма пошлите (Пошлите в кино), причём она воспринимается (совершенно неправомерно!) как более вежливая, по сравнению с допустимой разговорной формой пошли (Пошли в кино). В действительности форма пошлите представляет собой форму 2-го лица повелительного наклонения от глагола послать: Пошлите телеграмму отцу.

ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ.Это значит «оступиться на скользком месте»: Маша поскользнулась на льду. Но иногда некоторые заменяют приставку по- в этом глаголе на приставку под-: я подскользнулся. Это ошибочно.

ПЫЛЕСОСИТЬ. Здесь нас интересует форма 1-го лица единственного числа: я пылесошу (не пылесосю). Почему? См. статью «ездить».

СКУЧАТЬ.Правильно употребляйте при нём личные местоимения 1-го и 2-го лица множественного числа: дети сильно скучали по нас (не по нам); я скучаю по вас (не по вам).

СОСЕДСТВОВАТЬ. Мария Ивановна и Клавдия Васильевна соседствуют друг с другом по лестничной площадке. Зачеркнём в этом словосочетание друг с другом, и тогда всё в нём станет правильно.

СОХ – СОХНУЛ.Как сказать правильно? Более распространёнными в современном русском языке следующие формы глаголов: сох, кис, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).

При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну-:

возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, погибнуть – погиб, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.

  • Нельзя употреблять в литературном языке формы типа возникнул, проникнул и т.п.
  • Иногда в литературном языке сосуществуют как равноправные варианты с суффиксом и без суффикса:

глохнуть – глох и глохнул, достигнуть – достиг и достигнул, киснуть – кис и киснул, пахнуть – пах и пахнул, подвергнуться – подвергся и подвергнулся, вянуть – вял и вянул.

  • У ряда глаголов вариант без суффикса является основным (гаснуть – гас, мёрзнуть – мёрз, сохнуть – сох, тухнуть – тух), но допустим и вариант с суффиксом (гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул).

Употребление дробных числительных - student2.ru

Словарь терминов

Моногра́фия (от греч. μονοσ — «один, единый» и γραφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. Монография относится к жанрам научной прозы. В монографии обобщается и анализируется литература по исследуемым темам, и выдвигаются, как правило, новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Иногда можно встретить неккоректную интерпретацию слова "монография" - "пишет один человек", хотя её создателями могут быть как один автор, так и целый коллектив. В научном сообществе монография считается солидной только тогда, когда ее объем не меньше 22 печатных листов. Среди учёных принято любую достаточно длительную работу по исследованию какой-то определенной темы завершать публикацией соответствующей монографии, которая обычно содержит детальное описание методики исследования, изложение результатов проведённой работы, а также их интерпретацию. При защите учёной степени монография может быть представлена в качестве диссертации.

Супплетивизм — образование словоизменительной формы некоторого слова уникальным для языка образом (часто — от другого корня и/или при помощи уникального чередования). Такая форма называется супплетивной формой или супплетивом.

Например, в русском языке прошедшее время глагола образуется при помощи суффикса -л, добавляемого к основе инфинитива:

  • делать — делал,
  • сделать — сделал,
  • думать — думал,
  • знать — знал,
  • прясть — прял,
  • идти — шёл.

В последней паре слово «шёл» является супплетивной формой, так как образовано от другого корня; чередование «ид — ш» в русском языке уникально и выступает только при образовании этой формы. Форма прял от прясти не является супплетивной (ср. вести — вёл, мести — мёл и т. п.)

Употребление дробных числительных - student2.ru Употребление дробных числительных - student2.ru Употребление дробных числительных - student2.ru Употребление дробных числительных - student2.ru Употребление дробных числительных - student2.ru Употребление дробных числительных - student2.ru Употребление дробных числительных - student2.ru Употребление дробных числительных - student2.ru Употребление дробных числительных - student2.ru Употребление дробных числительных - student2.ru

Наши рекомендации