Е. Гришковц пишет драматургические произведения – с 1990 по наши дни.

Е. Гришковц пишет прозаические произведения – с 2004 года по наши дни
(основные прозаические жанры: роман, повесть, эссе, проза, основанная на дневниковых записях в «ЖЖ»).
Проза Гришковца пользуется значительным меньшим успехом, чем его моноспектакли.

Евгений Гришковец: «Я понял, что хочу заниматься искусством рано, лет в 12. Но не знал каким…»

После службы Гришковец вернулся в театр «Ложа» и увидел, что он разваливается. Попытался иммигрировать с другом художником в Германию, считал, что там настоящие развитие культуры, искусства (книги, творчество и т.п.). Но он вернулся на родину с чувством понимания, что за границей их никто не ждет, и, что нужно развиваться именно в России.

Можно сказать, что отправной точкой его сознательного творчества является 1990 год, когда он начинает воссоздавать свою студию пантомимы «Ложа» на 80 человек (образовался в 1984 году; Гришковец начал заниматься пантомимой, т.к. считал себя профнепригодным из-за картавости). Задача, которой была рассказывать и пересказывать историю (например, спектакль «По По», который состоит из пересказов рассказов Э.По). В этом независимом театре он поставил более 10 спектаклей за 7 лет.

Столичный критик писал: «Из всех московских и российских театров тогда, на пороге 90-х гг., только у «Ложи» слышался страстный вызов поколения».
После относительного успеха этого коллектива на фестивалях «пластических театров» он резко меняет профессию, превращаясь не только в «говорящего» актера, но и драматурга-исполнителя собственных текстов.

Ø В 1998 году он пишет монографическую пьесу «Как я съел собаку». В 2000 году эта пьеса была отобрана на национальный фестиваль «Золотая маска» и победила сразу в двух категориях – «Приз критики» и «Новация». В декабре того же года он получает премию «Триумф».
Темы:

· о разрушении личностных опор;

· об отчуждении от самого себя.

Проблемаличной самоидентификации, поиска себя в этой жизни.

Ø В 2000 году выходит пьеса «Диалоги к пьесе "Записки русского путешественника"».

В 2004 году публикуется пьеса «Зима», а постановка в 1999.
Эти произведения (наброски к ним) были награждены премией «Антибукер» в номинации «Три сестры» (драматургия) в 1999 году.
Темы:

· о том, что человек чувствует, когда умирает;

· о неизбежности смерти.

Проблема смерти.

Ø В течение 2001 – 2002 годов он выпускает еще три новых моноспектакля: «ОдновреЕмЕнно» (премьера в 2001-м), «Планета» (2001), «Дредноуты» (2002, в рамках фестиваля NET в Московском центре имени Мейерхольда).
«ОдноврЕмЕнно»: смысловая доминанта пьесы – приоритет процесса над результатом. Эта пьеса о поиске себя в этой жизни, в этом мире.

Проблемы:

· что такое «я»?

· пр. сопричастности к жизни.

Ильмира Болотян: «В «ОдноврЕмЕнно» внешнего сюжета нет вообще. Нет какой-либо основной истории, которая бы объединяла все остальные. Основная «тема» здесь – рефлексия героя, глобальное самокопание. Герой пытается разобраться в явлении одновременности. А именно – понять и представить, как можно, например, забыв портфель дома, мгновенно представить и вспомнить все места, где ты был сегодня и где мог его оставить. Этим двум спектаклям Гришковец сам придаёт особый смысл и говорит о том, что если в спектакле «Как я съел собаку» он предлагает некое существование, то «ОдноврЕмЕнно» – это спектакль об этом существовании» («Время», 12 марта 2001).

«Планета»: любовь и одиночество в огромном городе на огромной планете.

Проблемаодиночества.

«Дредноуты»:о героической смерти мужчин во время войны и попытки объяснить всё это женщинам.

Проблемы:

· мужества;

· самоотверженности.

Ø В 2003 году Гришковец выступает как режиссер – ставит на сцене МХТ спектакль «Осада», представляющий собой иронический перифраз «Илиады» (сам в этом спектакле не играет).
В 2007 году выпускает «Титаник» и совместно с Александром Цекало спектакль
«По По» - импровизацию на темы Эдгара По.
«Осада»: о войне, о том, что люди не слышат друг друга.

Проблемы:

· «кто я?»;

· пр. оппозиции «я – мир».

«Титаник»: о том, как человечество истребляло само себя.

Проблема гуманизма.

Ø В 2010 году публикуется пьеса «Сатисфакция»
Темы:

· о том, что в жизни важно, а что нет;

· об одиночестве (сквозная тема).

Проблемы:

· бытия;

· одиночества;

· ответственности.

Анна Матисон(режиссер фильма «Сатисфакция»): «Нам хотелось сделать неоднозначную картину. Надеюсь, что это получилось. Я имею в виду, что в фильме нет оценочности, нет хороших или плохих героев – есть запутавшиеся люди. Оба персонажа изначально совершают такие поступки, которые мне не даю никакой возможности называть их порядочными людьми, они мне даже не нравятся. Но с развитием сюжета, с погружением в героев, начинаешь потихоньку понимать, что люди это не глупые, понимающие и, как оказывается в конце, еще способные на чувства. Каждый пытается преодолеть собственное одиночество как может».

Ø В 2014 году публикуется пьеса «Уик энд»

Темы:

· о том, что от проблем не убежишь;

· о снятии «масок».

Проблемы:

· выбора;

· одиночества.

ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРИШКАВЦА:
Нарративные мотивы у Е. Гришковца разные, но весьма не сложные, в его пьесах, в основном, присутствует тематика, связанная с поиском себя: тоска по дому, отчуждение от родного пространства и тревога о текущем состоянии. В какой-то степени Гришковец наследовал традицию «маленького человека», которая с давних времен уже прописана в русской литературе. Но, в отличие от своих предшественников, он дает возможность своему «маленькому человеку» самому выражать себя.
Григорий Заславский: «Он всерьез говорит о серьезном».
Дмитрий Быков: «Его тема — человек, выломившийся из контекста, усталый от роли (почему и играющий себя, то есть только о себе и говорящий)».

ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРИШКОВЦА:
В его творчестве не находит отражения проблематика, касающаяся обмана, жестокости и насилия в современной жизни, характерная для монодраматических произведений авторов «Новой Драмы».

ГЕРОИ ТЕАТРА ГРИШКОВЦА:
Гришковец привел нового для театра героясвое «альтер эго», человека, бесстрашно пытающегося проникнуть в собственную сущность, пробиться через неизбежные напластования рутинного существования.
Вопреки другим писателям Гришковец не считает, что лирический герой - совсем не то же, что он, автор. И этим он рушит границу между искусством и жизнью, которая воздвигалась веками.

ТРАДИЦИИ:
В основе рассказа Гришковца лежит принцип монодрамы Н. Н. Евреинова, согласно которому сценические события развертываются как бы через сознание главного героя, а субъективное восприятие людей и вещей определяет характер развертывающегося действия. Как и Евреинов, Гришковец сосредоточился на интенсификации творческого участия зрителя в сценическом действии, но его зритель, в отличие от зрителя Евреинова, полностью погружен в сценические события, сочувствует происходящему, играя роль автора.
Евгений Гришковец вспоминает о своем раннем детстве: «Увидел по телевизору монолог Жванецкого, который назывался «Воскресный вечер в Одессе». И получил впечатление не от текста, а от человека. И я понял, что хочу так жить».
Для Евгения Гришковца идеалом в искусстве стал – Андрей Тарковский. После просмотра фильма «Салярис» (в возрасте 13 лет), Гришковец очень долго плакал, потому что были «были затронуты душевные мышцы». Именно Тарковскому он посвятил 10 писем «Письма к Андрею» (первая публикация 2013 год).

Евгений Гришковец считает, что он «продолжатель гуманистической литературы, гуманистической драматургии», а именно Бунина и Чехова.

Наши рекомендации