Способы классификации жанров лхк
Жанры и формы литературно-художественной критики.
Информационные:
1. Аннотация – краткое сообщение о содержании фильма, книги и т.д. Возможно, с небольшим комментарием, дающим первоначальное представление о произведении;
а) информационная – нацелена на сообщение о факте, без комментариев.
б) популяризирующая – более эмоциональна, интересная композиция+ комментарии
Заметка - сообщение о к-либо событии культурной жизни.
а) информационная- общая характеристика, не претендует на глубину формулировок и объединениий.
б) расширенная – более подробная
в) критическая – определенная суть вещи. Похожа на рецензию.
3. Реплика – монотемный комментарий, отклик, суждение. Связь с фактом сохраняется, но читается как самостоятельное произведение. Создается эффект общения.
Аналитические:
1. Статья – в основе-анализ и комментарий акт.процессов в культуре и иск-ве и управляющих ими закономерностей.
а) теоретическая – анализ-ся общезначимые вопросы теории иск-ва.
б) проблемная – обращена к акт.ситуациям практики. (#кризис жанра)
2. Рецензия –жанр, основу которого составляет анализ, оценка содержания и формы одного или неск-х произведений.
Цель – ориентировать аудиторию.
а) монографическая – глубинное исслед-е того или иного круга проблем (сценарий+ история постановки+ реж. замысел+ манера монтажа+ работа актеров)
+ может получиться скучным => добавить образности.
б) проблемно-публицистическая – используется метод сравнений и обобщений. Публицистический разбор произведенияя, который опирается на анализ пр-я.
в) библиографическая – анонсирует, популяризирует пр-е (близка к аннотации, но опис-т более подробности) отсут-ют критич. замечания.
Литературное обозрение (или обзор) — жанр литературной критики, который предполагает рассмотрение и анализ некоей совокупности произведений определенного времени, жанра или принадлежащих одному автору. Обозрение выявляет закономерности литературного процесса, оценивает его тенденции.
Художественные жанры:
Зарисовка – отображает главным образом внешние стороны описываемых событий и явлений. Важны живость, эмоциональность. Внимание автора концентрируется не столько на установлении фактов, солько на изложении деталей этих фактов и эмоций по их поводу.
Очерк - включает конфликтные, динамичные, ярко выписанные эпизоды жизни людей, воспроизводит ситуации, насыщенные репликами, напряженными диалогам, философскими рассуждениями, приметными деталями, портретами. Образное отражение фрагментов жизни героев.
Эссе- прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное впечатление и соображение по конкретному поводу и заведомо не претендующее на определяющую и исчерпывающую трактовку предмета. Размышление с доверительной интонацией.
Памфлет – его выразительными средствами могут быть приемы сатиры и сарказми. Цель – показать сущность социально-комического, чтобы вызвать у аудитории возмущение, гнев по отношению к данному явлению, лицу.
Фельетон. Предмет – все несообразное, противоречивое, парадоксальное в действительности. Оружие – юмор и ирония. Осмеивает частные проявления, не поднимаясь до обобщения.
Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая характеристика издания: рукописи, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.
В современной журналистике практикуется жанр расширенной аннотации, когда в целях популяризации аннотация расширяется до инфомационной заметки. НО! Главное правило аннотации - она не несет оценочных характеристик, не показывает отношения автора к объекту. Она просто информирует. Зачастую носит рекламный характер.
Отзыв - анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.
Способы классификации жанров ЛХК.
Л.П. Гроссман в своей классификации жанров критических работ
(1925) выделяет 17 типов критических работ:1) литературный портрет
2)философский опыт (эссе) 3) импрессионистский этюд 4)статья-трактат 5)
публицистическая или агитационная критика (статья-инструкция) 6) критический фельетон 7) литературный обзор 8) рецензия 9) критический рассказ 10) литературное письмо 11) критический диалог 12) пародия 13) памфлет на писателя 14) литературная параллель 15) академический отзыв 16) критическая монография 17) статья–глосса. Здесь применены разные способы классификации: 1) по методу литературного критика: эссе, трактат, академический отзыв, 2) по «литературному» роду работ: фельетон, письма, диалог, 2) по степени и широте охвата объектов: обзор, рецензия, литературный портрет. В работе «Поэзия критической мысли» М.Я. Поляков в основу жанрового деления, как принцип классификации применяет структурное соотношение факта и проблематики. Он выделяет интерпретационный тип критических работ, в них, по мысли исследователя, мысль движется от литературного факта к социальной и литературной проблеме. Второй тип жанров М.Я. Поляков называет идеологическим, при этом способе движение критической мысли совершается от проблематики к литературным фактам, например. Это жанр литературного обозрения. Третий тип – разновидность идеологического типа, статья с переходом от факта к факту (литературный портрет, философско-критический этюд, отчасти рецензии. Четверый тип в классификации Полякова - это рефлективные или полемические жанры, где литературные факты ограничены, главное место занимает личность критика с определенной идеологической позицией, движение критической мысли совершается от проблемы к проблеме. Выделить эти типы в чистом виде достаточно проблематично, в этой классификации ценен сам подход анализа критического суждения, в котором выделяется понятие литературного факта и проблемы. Применительно к декабристской эпохе И.В. Попов выделяет 3 жанровые группы: собственно критическая, рецензентская и полемическая. Существуют и другие способы классификации критических жанров, например, по степени близости к идеалам критика, так выделяются жанры положительного отзыва, нейтральной статьи, иронического отзыва, сатирической пародии, полемики, памфлета. Есть уникальный жанр - критическая подделка – пастиш, в котором критикуется выдуманный критиком объект. Обращение к этому жанру может быть объяснено особой ситуацией и условиями, чаще всего общественной несвободы, когда невозможна по тем или иным причинам открытая критика определенных авторов, пастиш же позволяет высказать свою точку зрения на происходящие процессы, осуществить критику. Возможны и другие случаи, так, в современности критика практически не справляется с огромным потоком издающейся литературы, с появлением ряда новых авторов, в условиях постмодернистской культуры сложно выделить различные уровни массовой литературы, графоманство от настоящего искусства. Известен эксперимент, когда современные критики выдумали автора, приписали ему определенное произведение и «запустили» в жизнь. Через некоторое время они встретили отзывы об этом авторе у других критиков, это при том, что ни произведений, ни автора в реальности никогда не существовало. Это выразительный пример создания пастиша показывает все своеобразие современной литературной ситуации. В целом для современных жанров характерна синтетичность различных образований, для их выделения, определения, нужно знать особенности жаров в «чистом» виде.