Редакторские аспекты подготовки альманахов
Альманахи в рассматриваемый период получают большое развитие. Их основные специфические черты сохраняются в моделях изданий до наших дней.
Формирование альманахов определяли условия книгоиздания того времени, а также определенные традиции.
Уже в XVIII веке было подготовлено несколько изданий, которые называли альманахами (например, две книжки альманаха "Аглая" - 1794-1795 годы, три книжки альманаха "Аониды" - 1796-1799 годы), характерными особенностями которых являлись отбор произведений и состав изданий: издатель включал в них в основном литературно-художественные произведения разных авторов.
В XIX веке развитие альманахов продолжилось. Но это уже были не просто сборники. Они стали как бы отдельными номерами журналов, издававшимися не периодически, а от случая к случаю . К чисто литературному значению, которое имели альманахи XVIII века, в XIX веке постепенно прибавляется и идейно-политическое.
Изданные в 1796-1799 годах три книги альманаха Н.М. Карамзина "Аониды" сопровождались предисловием, в котором был изложен принцип отношения издателя к авторскому тексту: "Я не позволил себе, - пишет он, - переменить ни одного слова в сообщенных мне письмах" .
Этот подход лег в основу подготовки альманахов и в ХIХ веке. Издатель не вмешивался в авторский слог. В его задачи входили поиск материала, его расположение, составление заголовков, предисловия, корректура набора, подбор иллюстраций.
Поскольку на издание альманахов не требовалось, как на периодическое издание, цензурного разрешения, такие издания были особенно привлекательны для издателей, так как позволяли расширить отбор произведений и знакомить читателей с новыми литературными работами малых форм. Можно предположить, что именно поэтому к альманахам обратились декабристы, и этот же вид издания использовал в своей издательской практике А.С. Пушкин.
Альманахи отличала особая внешняя форма. Они имели карманный формат (12-я доля листа), их оформляли виньетками и рамками.
Был принят определенный тип структуры альманаха. Кроме литературных и литературно-критических произведений сюда включали издательские предисловия, эпиграфы, примечания, иллюстрации.
Предисловие заключало в себе признательность издателя авторам, приславшим свои произведения. Кроме того, оно раскрывало принцип, лежащий в основе комплектования альманаха. Таким образом, альманахи формировали и определенный тип справочного аппарата, обращенного к читателю.
Материалы альманаха, как правило, подписывали только инициалами. Подбор произведений подразумевал разнообразие жанров и тем. Произведения внутри альманаха располагались по-разному, без какой-либо системы. Но роль управляющего, поискового элемента выполняло оглавление. Здесь произведения группировали по жанрам. В некоторых альманахах (например, в "Сборнике отечественных муз на 1827 год") произведения внутри жанровых групп даны в алфавитном порядке.
Иллюстративный материал помещали самостоятельным разделом, причем рисунки не были связаны с текстом, а имели собственные пояснения. Например, к альманаху "Невский листок на 1826 год" (издатель Егор Аладьин) приложены две гравюры: "Вольный стрелок" и "Часовня Вильгельма Теля" с текстом "Изъяснение картинок".
Подготовка альманахов характеризует уровень развития редактирования в первой трети XIX века. Так, соотношение справочного аппарата и состава альманаха еще не нашло отражения в связях определенного рода: как говорилось, структура оглавления не соответствует структуре самого издания, иллюстративный материал не является органической частью содержания. В сущности, альманах не был еще целостной системой, издатель рассматривал его исключительно как средство доведения произведений литературы и графики до читающей публики. Не случайно заглавия альманахов не отражали их содержания. Как правило, это были условно-поэтические или романтические названия: "Утренняя заря", "Свиток муз", "Цветы граций", "Минерва или Дамская карманная книжечка", "Мнемозина", "Календарь муз на 1826 год" и пр.
Для нас альманахи представляют интерес прежде всего потому, что в них достаточно ясно проявляется управляющая роль издателя-редактора. Остановимся на этом подробнее.
Лучшие альманахи ХIХ века отражали развитие русской общественной мысли, события общественного движения. Это достигалось за счет отбора произведений. Альманахи, выпущенные в 1820-е годы, интересны прежде всего тем, что их формировали как издания с определенным политическим направлением. Издатель, помещая материалы общественного, мировоззренческого характера, обозначал тем самым свою идейную позицию. Критерий идейной ценности становится главенствующим при отборе произведений в альманахи декабристов. Поэтому в историю отечественной культуры они вошли как издания, отличавшиеся своей непосредственной связью с развитием русской общественной мысли и отражавшие социальные движения в обществе.
С 1823 года, с выходом альманаха "Полярная звезда" начался так называемый "альманашный период" нашей литературы, который продолжался около 10 лет. Альманах "Полярная звезда" считают одним из лучших среди альманахов пушкинской поры. Поэтому стоит подробнее рассмотреть его.
Вышло три книжки альманаха - в 1823, 1824, 1825 годах. Издателями были К. Рылеев и А. Бестужев.
Альманах был носителем идей декабристов. Деятельность редакции этого альманаха показывает, что издатель-редактор определяет "лицо" издания за счет отбора произведений литературы и объединения вокруг редакции определенных авторов.
В "Полярной звезде" отдел поэзии возглавлял К. Рылеев, отбором материала, составлением выпусков альманаха занимался А. Бестужев. Он же обеспечивал и организационные вопросы, вел переговоры с цензором. В то время специального корректора в редакции не было, и Бестужев сам вычитывал номера .
Таким образом, как и раньше, редактором альманаха является сам издатель, он же организует издание, формирует его состав, готовит материалы к печати.
Издатели "Полярной звезды" первыми стали выплачивать авторский гонорар.
Рылеев и Бестужев (литературный псевдоним Марлинский) являлись и авторами альманаха. Особое место здесь заняли знаменитые критические обзоры Бестужева "Взгляд на русскую словесность", в которых, по словам Белинского, автор "заговорил о литературе языком светского человека, умного, образованного и талантливого, заговорил языком новым, небывалым, умным, блестящим" . Были опубликованы обзоры литературы "Взгляд на старую и новую словесность в России" за 1823, 1824 годы. Содержание этих обзоров в какой-то мере характеризовало отношение Бестужева к художественной литературе как к основе издательской деятельности, демонстрировало критерии оценки литературных произведений.
Критерии оценки произведений для публикации в "Полярной звезде" включают такие требования к содержанию, как гражданский пафос, идеи свободолюбия, просветительство, критика несправедливости существующего строя, отражение народной жизни. Издатели, они же и редакторы, опирались на позиции декабризма и определяли принципы отбора произведений, исходя из этих позиций.
Благодаря своим позициям, альманах "Полярная звезда" стал не столько литературно-художественным, сколько общественно-политическим альманахом. Авторский состав альманаха был, можно сказать, блестящим. Здесь были напечатаны произведения Пушкина, Баратынского, Вяземского, Гнедича, Дельвига, Крылова, Дмитриева, Плетнева, Жуковского, Грибоедова, Ф. Глинки, Кюхельбекера, Д. Давыдова, Сомова.
Интересно отметить, что по мере развития декабристского движения изменяется политическое лицо альманаха, что отражается прежде всего в статьях Бестужева.
Так, в первой книге альманаха обзор "Взгляд на старую и новую словесность в России" не имеет еще достаточно четкой политической позиции, и в этом плане оценка литературных произведений расплывчата. Во второй книжке автор ставит оценку развития литературы в непосредственную зависимость от общественно-политической ситуации. Расцвет литературы, живущей современностью, возможен только при подъеме общественной жизни, утверждает автор.
Отбор произведений во вторую книжку альманаха более тесно связан с общей политической линией издания. Здесь помещены стихотворения Пушкина, отрывки из поэмы Рылеева "Войнаровский", переводы Жуковского.
Третья книжка альманаха по идейной насыщенности превосходит две первые. В ней обзор литературы Бестужева можно рассматривать как политическое выступление, которое содержит призыв к политической борьбе.
Таким образом, альманах получает определенное политическое звучание за счет отбора произведений, при помощи которого редактор управляет общим звучанием издания, придает изданию целостность и обеспечивает ему необходимое направление. Редакторы уделяют внимание структуре альманаха, здесь организующее значение приобретают статьи.
Определив основные задачи альманаха, издатель выпускает именно те произведения, которые отвечают направлению данного издания.
Можно отметить, что альманахи отчетливо демонстрируют возможности и направления работы издателя-редактора как организатора издания, определяющего его уровень, качество, основное направление.
Высшей точки количество альманахов достигло в 1830-1831 годах, когда их насчитывалось 30, но к 1840-м годам центр тяжести в издательской деятельности переходит к толстым журналам. Тут отметим прежде всего вышедший в 1834 году ежемесячный журнал "Библиотека для чтения", который поглощал большую часть новых литературных произведений.