Коррекционные сказкотерапевтические игры

Театрализованная деятельность

Дошкольников

1 .Минск

Родной язык помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящей; его лицо, он сам». (С.Л. Рубинштейн)

Использование детьми разнообразных средств выразительной речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Известно, что выразительность речи формируется в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к инициативной выразительности речи у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Выразительность речи включает в себя:

1) вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность)

2) невербальные ((мимика, жесты) поза) - средства выразительности.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий для ребёнка, чтобы он мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей.

Нередко люди, владеющие речью, настолько застенчивы, не уверены в себе, что достаточно присутствия 2-3 человек посторонних, чтобы они не смогли произнести ни слова.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Огромную роль в этом могут оказать занятия по театральной деятельности, которые дети любят.

Воспитательные возможности театральной деятельности огромны: её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать вьшоды и обобщения. В процессе работы под выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка.

Театральная деятельность является средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Эмпатия - умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выражением жестов, движений и речи.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. И чем богаче и содержательнее театральная деятельность, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей.

Театральная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредственно - от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенности в себе.

Занятие по театральной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребёнка.

Для этого педагог обязан:

1. Создавать условие для развития творческой активности детей в театральной
деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность,
свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к
импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и
т.д.)

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,
театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)



3. Обеспечить взаимосвязь театрализованнойтгдругими видами деяте;

едином педагогическом процессе

Театрализованная деятельность детей может быть организованна в утренние и вечерние
часы; представлена частью занятий по разным видам деятельности (муз. воспитанию,
изодеятельности и т.д.), а также как специальное занятие в рамках занятия по родному языку и
ознакомлению с окружающим миром.

Во всех формах театральной деятельности должны участвовать небольшие гр.

детей.

В вечернее время могут быть организованы занятия, которые проводит воспитатеш

«Кукольный театр-малышам»

«Театральный салон»

«В гостях у сказки»

Полезно проводить театрализованные занятия по ручному труду, изодеятель
следует к этой работе привлекать и родителей. Это очень важно: совместная творче
деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режи ши

детском саду.

Подобная организация театральной деятельности не только создаёт условие
приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развитие способностей и Т1 гва I

и позволяет им вступать в контакты с разными взрослыми.

Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.

При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей деятельность детей, следует учитывать:

1. индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;

2. особенности его эмоционально-личностного развития;

3. индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

4. любознательность, исследовательский интерес и творческие способное^

5. возрастные и поло-ролевые особенности;

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрально деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказ* этой зоне должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские^ рисунки и т.д., материал необходимо периодически обновлять, используя разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряженья. Зоны для театральной деятельности прелагается формировать, учитывая возраст детей, отвечать интересам как мальчиков, так девочек, должны соблюдаться основные принципы построения предметнс пространственной среды:

1. обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

2. организация зон приватности;

3. представление права свободы выбора;

4. создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

5. полифункциональностью использования помещений и оборудования;

6. возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов. Содержание занятий по театральной деятельности включает в себя:

1. просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

2. игры-драматизации;

3. подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

4. управление по формированию выразительности_исполнения (вебральной и невебральной);

5. отдельные упражнение по этике;

6. упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Театральная деятельность не проявляется сама, огромную роль играет воспитател]
умело направляющий данный процесс.



Занятие по театральной деятельности, выполняющие одновременно познавательную функцию, воспитательную и развивающую, их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трёх основных целей:

1. развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

2. создание атмосферы творчества;

3. социально-эмоциональное развитие детей.

Содержание занятий по театральной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и жестами мимикой, движениями.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал, но и был готов к любому «превращению», т.е. владел основами режиссерских умений.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления на детей. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказываться.

Подготовка к театральной деятельности должна проходить в несколько этапов:

1. Выразительно прочитать произведение

2. Провести беседу, выясняющую понимание содержание и средств выразительности. Педагог должен хорошо знать каждого ребёнка, чтобы понять, что и как он чувствует,

слушая произведение.

Перед воспитателем встают 2 основные задачи:

1. понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны;

2. помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения.

На эмоциональную активность детей во время чтения произведения или просмотра видеофильма, воспитателю не следует им замечаний, призывать сидеть тихо.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?», «Почему ты так думаешь?», дети вынуждены будут вспомнить текст и представлять определённый образ, отвечая на вопросы.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а так же видеофильм.

При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках (Что с ним? Почему он плачет?).

После беседы необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая их к проговариванию отдельных фрагментов. Нельзя требовать буквального воспроизведения.

Когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения.

Это важно, чтобы не растерять своеобразие авторского текста.

Из многообразия средств выразительности рекомендуется:

2мл.гр. - формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать

характерные движения сказочных животных)

Ср.гр. - обучать элементам художественно образных выразительных средств

(интонации, мимики, пантомиме)

Ст.гр. - совершенствовать художественный образ исполнение умений.

Под.гр. - развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительности

пантомимических действий.

Имитационным действиям можно обучать на физкультуре, муз. занятиях, в свободной деятельности.

Педагогу хар-ра персонажей помогает музыка.

Можно предложить детям загадать друг другу загадки путём имитации движений различных животных. Можно задать вопрос «Чем отличается лиса - Таня, лиса - Лена?».

При обучении детей Ср.гр. средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставили ребёнку возможность ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа.

В начале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения. «Попроситься в
теремок», как лягушка, медведь...........

В следующий раз можно предложить одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог 2 персонажей.

Так дети учатся словесному воплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Этим упражнением даётся больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В Ст.гр. используются более сложные упражнения можно предложить детям произнести
с разной интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно...) слова: возьми,
принеси, помоги, здравствуйте...........

Привлечь внимание, что можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение «Дай мне куклу», воспитатель - образец для подражания.

Знакомить надо детей с основньми, эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их выражения.

Задания «Разные настроения».

Можно разбирать маленькие сценки, в которых особые ситуации необходимо подчеркнуть мимикой (как ребёнок испугался медведя). При этом нужно спросить у кого получилось похоже и почему.

Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербольных средств выразительности. Работа строиться: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

И так, театральные занятия включают в себя:

1. разыгрывание сказок;

2. разыгрывание сценок;

3. ролевые диалоги по иллюстрациям;

4. самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай). Занятия строятся по схеме:

1. введение в тему, создание эмоционального настроения;

2. театральная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок может реализовать свой творческий потенциал;

3. эмоциональное заключение.

Театральная деятельность способствует развитию уверенности в себе, каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

1. выбор роли по желанию ребёнка;

2. назначение на главную роль более робких, застенчивых детей;

3. распределение ролей по карточкам;

4. проигрывание ролей в парах.

При этом возникают 2 основные проблемы:

1. что делать, если ролей не хватает на всех детей (парное проигрывание ролей, придумывание дополнительной роли);

2. кто будет играть отрицательных персонажей (следует объяснить, что все артисты играют и положительных, и.отрицательных героев, к тому же отрицательных сыграть сложнее, целесообразно, чтобы отрицательные роли исполняли по очереди все дети).

Во время занятий необходимо:

1. выслушивать ответы и предложения детей;

2. если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действиям с персонажем;

3. при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

4. в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Формирование выразительной речи и социально-эмоционального развития ребёнка

использования театральной деятельности становиться возможным при вьшолнении следующих условий:

- единство социально-эмоционального и коллективного развития;

- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

- наличие интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми;

- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

КОРРЕКЦИОННЫЕ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Наши рекомендации