Фонетическое членение речи
ПРЕДМЕТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Понятие о языкознании
Языкознание, или лингвистика – это наука о языке, которая рассматривает его общественную природу, функции, его внутреннюю структуру, закономерности функционирования, историческое развитие языка и классификацию языков.
Лингвистика включает в себя следующие разделы, которые исследуют различные стороны языка:
1. Лексикология и фразеология – разделы языкознания, изучающие словарный состав языка и устойчивые обороты речи и закономерности их исторического развития.
2. Фонетика – учение о звуковом строе русского языка. Предметом фонологии являются фонемы – кратчайшие единицы, служащие для различения звуковых оболочек слов и их форм.
3. Графика изучает состав русского алфавита и соотношение между буквами и фонемами (звуками).
4. Орфография изучает правила правописания слов и их форм.
5. Орфоэпия изучает нормы литературного произношения.
6. Морфемика и словообразование изучают структуру слова и способы образования новых слов.
7. Грамматика делится на морфологию и синтаксис.
Морфология изучает способы и средства построения и изменения слов.
Синтаксис изучает структуру и типы словосочетаний и предложений.
8. На основе синтаксиса строится пунктуация, котораяизучает правила постановки знаков препинания.
Современный русский литературный язык как предмет изучения
Рассмотрим каждое слово в данном определении.
I. Язык – это важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли.
1) К основным функциямязыка относятся:
- Коммуникативная. Язык – это средство общения между людьми. Процесс общения – это обмен информацией. Содержание информации безгранично, как и познание.
- Сигнификативная. Язык – это средство формирования и выражения мысли. Форма выражения– это звуки, письмо, мимика, жесты, телодвижения, темп речи, тембр голоса и т.д.
- Номинативная (назывная). С помощью слов мы называем предметы и явления окружающей действительности.
- Эмотивная. С помощью языковых средств мы выражаем свои чувства и эмоции (например: миленький, чучело).
- Эстетическая. С помощью языковых средств создаются произведения искусства, которые вызывают наши эстетические чувства.
- Указательная. С помощью языковых средств (частиц, местоимений и др.) мы указываем на какие – либо предметы и явления окружающей действительности (например: Вот парадный подъезд (Н.А.Некрасов).
- Дифференцирующая (различительная). С помощью языковых средств мы отличаем одно явление от другого (например: компания – это группа людей и кампания – мероприятие, орёл – птицаи Орёл – город).
2)Язык – явление общественное.Он не передается по наследству, а усваивается человеком под влиянием окружающих.
3) Решающая роль в происхождении языкапринадлежит труду и коллективу.
4) Язык неразрывно связан с сознанием, он и возникает вместе с сознанием, мышлением.
5) Язык и речьимеют социальную (общественную) природу, но в процессе общения речь принимает индивидуальный характер. Это значит, что каждый говорящий в процессе речи отбирает для себя из общей системы языка те единицы, которые необходимы для данной ситуации, то есть говорящий по – своему варьирует языковые единицы в определенных пределах.
Таким образом, речь – это частное, а язык – это общее. Все, что есть в языке, проявляется в речи.
II. Современный –это язык от эпохи А. С. Пушкина до наших дней.
III. Русский.
Русский язык вместе с белорусским и украинским языками входит в индоевропейскую семью, славянскую ветвь, восточнославянскую группу.
Также в славянскую ветвь входят западнославянские языки (польский, чешский, словацкий, кашубский, лужицкий языки) и южнославянские языки (болгарский, сербскохорватский, словенский, македонский).
IV. Литературный.
В 17 веке в Московском государстве зарождаются элементы капитализма, новой экономической формации. С 17 века начинается складываться русская нация, а вместе с ней и русский национальный язык.
Русский национальный язык – это явление сложное, разнообразное и включает в себя совокупность следующих разновидностей:
1. Литературный язык.
2. Местные диалекты (территориально ограниченные).
3. Социальные диалекты (жаргоны).
4. Просторечия.
Высшей формой национального языка и основой современного русского языка является литературный язык.
1) Он существует в двух формах: в устной и письменной.
2) Литературный язык строго нормирован. Нормированность литературного языка заключается в том, что состав словаря в нём регламентирован, значение и употребление слов, произношение, правописание и образование грамматических форм слов подчиняются общепринятым образцам, отражённым в лингвистических словарях.
Понятие нормы, однако, не исключает в отдельных случаях вариантов, отражающих изменения, которые постоянно происходят в языке. Например, литературными считаются варианты: высоко – высоко, мяучет – мяукает.
А.М. Горький писал: «Уместно будет напомнить, что язык создаётся народом. Деление языка на литературный язык и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами» (А.М.Горький. О литературе. – М.: «Советский писатель», 1953. – С. 628). Следовательно, литературный язык – язык обработанный, отшлифованный лучшими мастерами слова – писателями, учёными, общественными деятелями.
3) Литературный язык служит средством общения для всех его носителей, независимо от того, на какой территории они проживают.
4) Литературный язык «обслуживает» общество во всех сферах его деятельности. Это язык науки, культуры, производства, школы, радио, театра и т.д.
Литературный язык неоднороден по своему составу. Он представляет собой систему функциональных стилей. Существует нейтральная лексика, разговорная, книжная, язык художественный литературы.
Современный русский литературный язык является языком межнационального общения народов Российской Федерации.
РАЗДЕЛ «ФОНЕТИКА»
Фонетика(от греч. phone – звук) – это:
1) звуковой строй языка,
2) раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.
В задачи фонетики входит: 1) изучение роли звуков в языке как средства общения; 2) изучение образования звуков речи, их акустических свойств и их классификации; 3) изучение характера ударения и слогоделения.
Фонетическое членение речи
Наша речь представляет собой поток звучаний, цепь последовательно произносимых отрезков, которые в свою очередь распадаются на ряд более мелких единиц. С ритмико-интонационной стороны наша речь членится на следующие единицы:
1. фразу,
2. речевой такт,
3. фонетическое слово,
4. слог,
5. звук.
1. Фраза – это наибольшая единица, которая выделяется при фонетическом членении речи. Она представляет собой относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи, заключённый между двумя длительными паузами.
Например, в звуковой цепи Было ветрено, сыро и скверно //. Дверь в сад была открыта //, на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя // (Л. Толстой) – три фразы.
2. Фраза может члениться на речевые такты (или фонетические синтагмы).
Речевой такт – это интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие. Он может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.
Паузы между тактами короче, чем межфразовые паузы.
Например: Было ветрено, / сыро / и скверно //. - три такта.
3. Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов.
Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи (группа слогов), объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам.
Например: В ту же ночь / широкая лодка / отчалила от гостиницы
(И.С.Тургенев) – в этой фразе три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова, так как сочетания в ту же и от гостиницы имеют одно словесное ударение и образуют одно фонетическое слово.
4. Фонетическое слово делится на слоги.
Слог определяется как волна сонорности (звучности). Звучность – это слышимость звука на расстоянии.
5. Слоги состоят из звуков.
Звук речи – это кратчайшая, далее не делимая единица речевого потока.