Фонетическое членение речи
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Омский авиационный техникум имени Н.Е.Жуковского»
Часть II
Преподаватель Ржаницына Т.Л.
Омск, 2006
1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Основные понятия фонетики
Речевое общение обычно протекает в двух формах – устной и письменной. Письменность – явление довольно позднее. Устная же форма с момента возникновения языка есть способ его существования как средства выражения мысли и как средства общения.
Невозможно поэтому представить себе науку о языке без изучения его «природной материи» - звуков. Кроме того, - и это главное - звучащая речь располагает своими, специфическими звуковыми средствами, имеющими прямое отношение к выражению содержания в языке. К таким средствам относятся фраза, интонация, речевой такт (синтагма), фонетическое слово, слог, ударение. Вместе со звуками они составляют содержание понятия «звуковой строй языка». Изучение звукового строя языка и есть предмет изучения фонетики как науки.
Фонетическое членение речи
Наша речь фонетически представляет собой звуковой поток, или цепь звучаний. Эта цепь распадается на звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами. Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это фразы, такты (синтагмы), фонетические слова, слоги и звуки.
Фраза – это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой.
Например:
Позвякивает оружие, консервные банки,//кто-то бормочет во сне,// негр, прикрыв глаза, выстукивает на кружке сложный ритм.//
Произнося это предложение, мы в определенных местах делаем паузу. Кроме того, паузы после слов банки и во сне не случайны: они имеют прямое отношение к выражению мысли. Попробуйте сделать паузы в других местах, и смысл предложения исказится или не будет понятен:
Позвякивает оружие, консервные// банки кто-то бормочет // во сне негр, прикрыв глаза, выстукивает на кружке сложный ритм//
Речевой такт – часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности:
Позвякивает оружие,/ консервные банки//
Фонетическое слово – часть речевого такта (или фразы), объединенная одним ударением:
Жара в пути помехою была не основною.
Слог – это часть фонетического слова (звук или несколько звуков), произносимая одним выдыхательным толчком воздуха:
Ко-мпью-тер, ме-не–джер, бу-хга-лтер, те-хник.
Фонетические слоги часто не совпадают с морфологическими частями слова и с правилами переноса на письме:
Фонетическое деление на слоги Ла-вка Со-гла-сный | Деление по составу Лавк-а Со-глас-н-ый | Перенос слова Лав-ка Со-глас-ный |
Слог бывает открытым, если оканчивается на гласный, и закрытым, если оканчивается на согласный, в том числе Й.
Русский фонетический слог строится по закону восходящей звучности:
глухой согласный – звонкий согласный – гласный.
Поэтому открытых слогов в русской речи больше.
Звук – наименьшая единица звучащей речи, произносимая за одну артикуляцию[1]:
Компьютер [кăмпjутър] – 9 звуков
ЗВУК И ФОНЕМА
Легко заметить, что в формах слова сова и сов на месте одних и тех же букв произносятся разные звуки: [сава], [соф]. Мы пишем о, а произносим [о] и [а], пишем в, произносим [в] и [ф] . Предлог с в речи представлен разными звуками: [с] – с отцом, с матерью, [с‘] – с сестрой, [з] – с братом, [з‘] – с дядей, [ж] – с женой, [ш] – с шурином, [ш‘] – с чадом. Если вслушаться в звуки, произносящиеся на месте р в формах слова Петр, Петра, Петру, то можно обнаружить, что звуки эти не одинаковы. В форме Петр обычно произносится глухой согласный, образованный без голоса. Еще ярче это проявляется, когда р оказывается между двумя глухими согласными: Петр Первый. В транскрипции, точной передаче звуков, он обозначается так: [р^]. Перед [у] в форме Петру произносится углубленный звук [р°]. При его образовании губы вытянуты и напряжены. Произнесите отдельно [р] с ненапряженными губами и [р°] с напряженными и вытянутыми в трубочку как при произнесении [у], и вы услышите разницу между этими звуками.
Внимательно прислушиваясь к звучанию слов, можно увидеть, что за одними и теми же буквами в разных словах или разных формах одного и того же слова часто скрываются разные звуки. Отсюда следует, что наши буквы обозначают не звуки, как часто говорят для простоты, а некие множества звуков. Эти множества звуков называются фонемами.
Фонемы существуют в нашем языковом сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимися к одной фонеме, отождествляют их. Что же заставляет нас так поступать? Может быть, в одну фонему объединяются звуки близкие, похожие?
В словах мир, мирок, мировой фонема <и> реализована разными звуками: ударный [и] длительнее безударного и произносится при более верхнем положении языка. Такая же разница между двумя [и] в словах визгливый, искрить. Но для русских эта разница ничтожна незаметна. Чтобы ее увидеть, нужны особые усилия. Для англичан же ничего не стоит узнать эти звуки в разных словах: read [ri:d] «читать» и rid [rid] «освобождать». В английском языке звуки [i:] и [i] – представители разных фонем, в русском языке похожие звуки объединяют в одну фонему.
Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков.
Фонемы бывают двух типов. Одни фонемы представлены непересекающимися множествами звуков. Весь ряд позиционно чередующихся звуков относится к одной, и только одной, фонеме. Так, в русском языке звуки [л] [л°] [л]– представители только фонемы <л>. Фонема <у> представлена звуком [у] под ударением и более краткими и более близкими к [о] звуками без ударения: к сундуку. Эти фонемы ни с какими другими фонемами никогда не совпадают, не нейтрализуются. Другой тип фонем – это пересекающиеся множества звуков. Так, фонема <т> может быть реализована звуками [т] (от Ани) – [т°] (от Оли) – [т‘] (от Тёмы) – [д] (от Бори) – [д‘] (от Димы) – [ц] (от Славы) – [ч’] (от Чука). Некоторые звуки, входящие в это множество, входят и в другие множества звуков – фонемы. Так, [д] может представлять фонему <д>, [д'] — <д'>, [ц] — <ц>, [ч'] — <ч>. В русском литературном языке почти все фонемы образуют пересекающиеся множества звуков.
Если один и тот же звук может относиться к разным фонемам, то как узнать, к какой фонеме он относится в данном конкретном случае? Ответ дают позиционные чередования. Звуки [д] и [т] могут чередоваться в одной и той же морфеме: пере[д] Аней -пере [д] Борей — пере[т] Колей, о[т] Ани— о[д] Бори — о[т] Коли. В предлоге перед этот ряд чередующихся звуков относится к фонеме <д>, а в предлоге от — к <т>. Об этом нам сказала позиция, где эти фонемы различаются,— позиция перед гласным.
Итак, фонема – это языковая единица, представленная в речи разными позиционно чередующимися звуками и служащая для различения и отождествления слов и морфем. Звук в сильной позиции – это способ определить морфему. Для гласного сильной позицией является её положение под ударением, для согласного – перед гласным или сонорным согласным (р, м, н, л, j).
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает фонетика?
2. Назовите фонетические единицы.
3. Какая фонетическая единица крупнее – такт(синтагма) или фраза?
4. Что такое фонема?
5. Чем отличается звук от фонемы?