Г. Лексическое значение какого слова сформулировано неправилно?
1) советник – название некоторых должностных лиц
2) советчик – тот, кто дает советы
3) стекольный – состоящий или сделанный из стекла; застекленный
4) стеклянный – невыразительный, безнадежный взгляд
4.Расположите синонимы по степени возрастания признака, проставив цифры рядом с данными словами или словосочетаниями.
страшная история медленно смеяться неприятный
зловещая черепашьим хохотать омерзительный
жуткая шагом гоготать противный
ужасная неторопливо хихикать отвратительный
чудовищная лениво прыскать отталкивающий
через час по фыркать
чайной ложке
5. Вам предлагаются синонимы слова «сказать». Обратите внимание на пометы в скобках. Там, где пометы отсутствуют, напишите их, объяснив выбор варианта.
Произнести (книжн.), проговорить (нейтр.), выговорить (нейтр.) молвить (_____), изречь (_____), буркнуть (разг.), выпалить (разг. шутл.), ляпнуть (_____), промолвить (______).
Подберите антонимы к данным словам.
Быстрый __________ Дать __________
Оптимизм __________ Порядок __________
Громко __________ Моральный __________
Прогресс __________ Уходить __________
Сначала __________
Обвинить __________
7. В каких значениях слова ленивый и торопливый могут быть антонимами. Покажите это на примерах.
Укажите, какому слову – синониму левой колонки соответствует антоним, стоящий в правой колонке.
Пропасть, исчезнуть, запропаститься, сгинуть – появиться
Сырой, мокрый, влажный, хоть выжми – сухой
Расцвет, подъем, процветание – упадок
Знаток, ценитель, дока, специалист – профан
Обнаружить, найти, отыскать, разыскать – потерять
Почему неудачны следующие предложения?
Часовой завод работает недостаточно хорошо. ___________________________
На столе лежала шкурка. ___________________________
Они разговаривали о новом наряде. ___________________________
Заключение было довольно продолжительным. ___________________________
Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки.________________________
Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные в эксперименте. ___________________
Различайте значение и правописание слов, произносящихся одинаково. Впишите нужную букву. Как называются такие слова?
1. Пр_зирать не уважать
Пр_зирать заботиться
2. Пр_бывать находиться где-либо
Пр_бывать приезжать
3. Пр_ступить к работе
Пр_ступить нарушить закон
Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание данных слов. Как называются слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение и пишутся по-разному?
Ветр…н…й двигатель – ветр…н…й человек
Нефтяная к…мпания – избирательная к…мпания
Масл…ное пятно – масл…ный взгляд
Пр…дать выражение – пр…дать друга
Прим…рял врагов – прим…рял костюм
Пристрел…нное ружье – пристре…нный волк
Пр…ходящая няня – пр…ходящие радости
Посв…тил фонариком – посв…тил стихотворение
Ум…лять зачение – ум…лять о встрече
Определите значение данных паронимов. Заполните пропуски в предложениях, вписав один из паронимов, подходящий по смыслу.
Представить – предоставить
Беженцам __________ временное жилье. Нас __________ друг другу.
Вам __________ право обратиться к адвокату. __________ себе, что вы выиграли автомобиль. __________, пожалуйста, ваши документы.
Адресат – адресант
Извещение не было доставлено вовремя, так как __________ неправильно указал почтовый индекс. В лингвистике и информатике человек, отправляющий информацию, называется __________, а получающий __________.
Лицо - личность
Очень важно в спорте не терять __________. __________ с дипломатическим паспортом неприкосновенно. Он, безусловно, выдающаяся __________.
Подпись - роспись
Без вашей __________ документ недействителен. Фреска – это __________, выполненная по свежей штукатурке.
Деспотичный - деспотический
По характеру он очень __________ человек. Политический режим в этом государстве __________.
Нетерпимый - нестерпимый
Боль была __________. Твое поведение __________ . Ты на редкость __________ человек, никогда не считаешься с чужим мнением.
Практичный - практический
Мне нужен __________ результат. Он очень __________ человек.
Определите разницу в лексическом значении паронимов. Составьте с ними словосочетания.
Самолюбие – себялюбие ___________
Союзник – сообщник _____________
Передний – передовой ____________
Чужой – чуждый _________________
Эффектный – эффективный ________
Гуманистический – гуманный ______
Угодный – угодливый _____________
Наследие – наследство ____________
В приведенных ниже предложениях искажены фразеологизмы.
а) искажен устойчивый оборот
б) допущено смешение двух устойчивых оборотов
в) допущено смешение двух фразеологизмов
1) Качество выполненной работы заставляет желать многого лучшего. ________________________________
2) Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи. ________________________________
3) Юрий Сенкевич заслужил широкую известность как замечательный путешественник – гуманист. ________________________________
Составьте синонимичные ряды из приведенных ниже фразеологизмов. Укажите, чем различаются фразеологизмы-синонимы.
Между двух огней, кровь от крови, хоть плачь, ни в коем случае, хоть караул кричи, ни под каким видом, между молотом и наковальней, кость от кости, между Сциллой и Харибдой, плоть от плоти.
Выделите среди указанных фразеологизмов антонимичные пары.
Через час по чайной ложке, семимильными шагами, ходить вокруг да около, черепашьим шагом, брать быка за рога, воды в рот набрал, семи пядей во лбу, единым духом, рта не закрывает, олух царя небесного.
________________________________
Установите происхождение и объясните значение следующих крылатых фраз. (В случае затруднения см. ключи на стр.34). Почему подобные фразеологические выражения называют «крылатыми словами»?
Ахиллесова пята | Значение: |
Происхождение: | |
Вавилонское столпотворение | Значение: |
Происхождение | |
Волк в овечьей шкуре | Значение: |
Происхождение: | |
Драконовские законы (меры, наказания) | Значение: |
Происхождение: |
18. Отметьте знаком «+» правильные варианты. Объясните, какая речевая ошибка допущена.
1. Брат с удовольствием одел 1. Брат с удовольствием надел
на руку подаренные часы. на руку подаренные часы.
2. Он всего лишь описал случай, 2. Он всего лишь описал случай,
который произошел с его другом. который случился с его другом.
3. Состоялся обмен опытом. 3. Состоялся обмен имеющимся
опытом.
4. Художник мастерски давал 4.Художник мастерски описывает
портреты внешности своих внешность своих героев.
героев.
5. Он учился в консерватории. 5. Он учился в музыкальной
консерватории.
19. Укажите, какие лексические ошибки допущены в следующих предложениях:
1) неточное знание лексического значения слова
2) двусмысленность
3) речевая избыточность
4) смешение разных по назначению слов
5) нарушение лексической сочетаемости
6) использование логически несовместимых понятий
7) видоизменение фразеологизма
А) В этом году мы были свидетелями острейших дуэлей футбольных команд страны.
Б) Он попросил друга принести свои рассказы.
В) В последние годы отношение электората избирателей к выборам заметно изменилось.
Г) Мы немедленно предприняли меры к нормализации отношений в коллективе.
Д) Эта выставка обогатит ваш кругозор.
Е) Будьте осторожны при знакомстве с незнакомыми людьми.
Ж) Изучение новых материалов дает свои плоды.