Управление. Выбор формы управляемого слова
11. Соберите предложения из рассыпанных слов. Если составите правильно, топрочитаете строки из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Подчеркнитете словосочетания, которые связаны способом управления.
1. Луну, он, уединенье, и, полюбил, ночь, густые, звезды, и, рощи, тишину, и.
2. Часто, в, моей, блуждающий, я, разлуке, о, горестной, Москва, в, думая, тебе, судьбу, как.
3. Во, вершины, спят, тьме, горные, ночной.
4. И, облака, в, ней, колебала, шумя, отраженные, крутясь, река.
12. Определите, к какому типу относятся следующие словосочетания. Заполните таблицу.
1.Ваза из стекла. 2. Два приятеля. 3. Кто-то из нас. 4. Чтение книги. 5. Стояла на столе 6. Ходить по лесу. 7.Из белого шелка. 8. Вечернею порой. 9. Лес весной. 10. Приехавший вчера. 11. Четыре года. 12. Ездил за город. 13. Идущий в школу.14. Сообщил в редакцию. 15. Вечер перед праздником. 16. Внимательный к друзьям. 17. Некоторые из людей. 18. Бледный от страха. 19. Второй с краю. 20. Поющий песню. 21.Песня без слов. 22. Увлекаться поэзией. 23. Написать письмо. 24. Пятеро друзей. 25. Способствовать успеху.
Тип словосочетания | Номера примеров |
Глагольные Субстантивные Адъективные Количественные Местоименные |
13. Определите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов. Напишите правильный вариант ответа.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
1. В книге дается характеристика современному очерку. | |
2.Михайлов недаром был удостоен высокой наградой. | |
3.Цель смотра – устранить все причины, тормозящие подъему производительности труда. | |
4.Такое поведение заслуживает награду. | |
5.Ради спасения друга он готов жертвовать свою жизнь. | |
6. Выполненная работа удовлетворяет все требования заказчика. | |
7.Занятия бегом всегда придают мне бодрость и силу. | |
8. Я вынужден искать у тебя защиту и поддержку. | |
9.Мы должны обеспечить всех детей возможностью учиться. | |
10. Чтобы бороться с лишним весом, нужно ограничивать себя едой. |
Определите различие в смысловых оттенках, приведенных ниже словосочетаний. Составьте с ними предложения.
Интересный всем _________________
Интересный для всех______________
Нужный многим__________________
Нужный для многих_______________
Понятный каждому_______________
Понятный для каждого____________
Ехать поездом____________________
Ехать на поезде___________________
Идти по полю____________________
Идти полем______________________
Шли лесом_______________________
Шли по лесу_____________________
Работать вечерами________________
Работать по вечерам_______________
Из боязни не сделать______________
Из-за боязни не сделать____________
В автомобильной катастрофе_______
При автомобильной катастрофе_____
Стрелять в противника_____________
Стрелять по противнику___________
Меры к осуществлению____________
Меры для осуществления__________
Лекции на объявленные темы ______
Лекции по всем объявленным темам_
15. Определите характер синтаксических различий приведенных ниже словосочетаний. Зачеркните те варианты, которые являются просторечными и устарелыми.
Говорит за то – говорит о том.; заискивать в ком-нибудь – заискивать перед кем-нибудь; идти по грибы – идти за грибами; стол о трех ножках – стол на трех ножках.
Почему следует различать употребление предлогов в следующих синонимичных рядах? Укажите значение предлогов.
1. Разговоры о поездке – про поездку – насчет поездки – относительно поездки – касательно поездки ______
2. У дома – при доме – около дома – возле дома – подле дома – вблизи дома – рядом с домом. ____________
3. Среди людей – между людьми____
17. Впишите правильный вариант окончания. Объясните ваш выбор.
1. Согласно распоряжении.. ректора всем преподавателям и студентам необходимо пройти флюорографию.
2. Она очень упряма и действует всегда вопреки здрав.. смысл.. .
3. Благодаря случа.. я получил хорошую работу.
4. По окончании.. переговоров состоялась пресс-конференция.
5. Не забудьте по приезд.. из командировки сдать документы в бухгалтерию.
6. Наперекор вол.. отца она вышла замуж за друга детства.
7. Согласно указ.. президента будет повышена минимальная оплата труда.
8. На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить по краю обочины навстречу движении.. транспорта.
Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства). Укажите семантико-стилистическое различие между синтаксическими парами.
Ручаться – гарантировать ________________________________
Начать – приступить ________________________________
Спрос – потребность ________________________________
Беспокоиться – тревожиться ________________________________
Примириться – смириться ________________________________
Вера – уверенность ________________________________
Тормозить – препятствовать ________________________________
Поражаться – удивляться ________________________________
Предупреждать – предостерегать ________________________________
19. Определите, в каких из ниже приведенных словосочетаний нарушены нормы управления. Зачеркните неправильный вариант. С вариантами, соответствующими норме литературного языка, составьте предложения.
Беспокоиться за мать – беспокоиться о матери ________________________________
Упрекать в грубости – упрекать за грубость ________________________________
Потребность еды – потребность в еде ________________________________
Тормозить подъем – тормозить подъему ________________________________
Оплатить проезд – оплатить за проезд ________________________________
Гордиться сыном – гордиться за сына ________________________________
Контроль исполнения – контроль за исполнением ________________________________
Тревожиться о брате – тревожиться за брата ________________________________
Слыть отличником – слыть за отличника ________________________________
Говорить о возможности – говорить за возможность ________________________________
Радоваться успехам – радоваться за успехи ________________________________
Определите различия между приведенными ниже предложениями. В чем они заключаются?
Зритель ищет места в зале – зритель ищет свое место в зале.
Дай хлеб – дай хлеба.
Не пей молока – не пей молоко.
Он выпил воду – он выпил воды.
Купи свеклу – купи свеклы.