Задание 42. Найдите и подчеркните в пословицах и поговорках местоимения. Определите их разряд
1. Всё хорошо, что хорошо кончается.
2. Всем сестрам по серьгам.
3.Правда прямо идет, с нею не разминешься.
4. Всяк про правду трубит, да не всяк правду любит.
5. За чем пойдешь, то и найдешь.
6. Знай сверчок свой шесток.
7. Каковы сани, таковы и сами.
8. Чем богаты, тем и рады.
9. На всякого мудреца довольно простоты.
10. Не тот живет больше, чей век дольше.
11. Чует кошка, чьё мясо съела?
Задание 43. Подчеркните правильный вариант ответа. Почему вы выбрали именно этот вариант?
1. Внешне брат выглядел гораздо моложе (неё, её), хотя они были ровесники. 2. Навстречу (ему, нему) выбежала маленькая девочка. 3. Вокруг (их, них) разгорелся спор. 4. Все выполнили задание за исключением (её, неё). 5. (Их, ихние) книги я не брал. 6. Высчитав мой заработок, бухгалтер назвал соразмерно (ему, нему) сумму налога.
Задание 44. Укажите устно семантико-стилистические различия между синонимичными вариантами выделенных местоимений.
1. Я люблю мою дочь. __Я люблю свою дочь. 2. Всякий это знает.__ Каждый это знает. __ Любойэто знает. 3. Здесь жил некто. __ Здесь жил кто-то. 4. Иной не стал бы этим заниматься.__ Другой не стал бы этим заниматься. 5. Я знаю кое-что.__ Я знаю что-то. 6. Расскажи что-либо. __ Расскажи что-нибудь. 7. Мне интересен самыйфакт. __ Мне интересен сам факт. 8. Он любит сам себя. __ Он любит самого себя. 9. Она сама себе нравится. __ Она самойсебе нравится. 10. У неёсобралось много народу. __ У ней собралось много народа.
Задание 45. Устраните ошибки, допущенные в употреблении притяжательного местоимения свой. Напишите правильный вариант. Какое правило вы вспомнили?
1. После рекламы мы ждем вас у своих телевизоров. ______________
________________________________
2. Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. ________________________________
3. Банкам может быть отказано в расширении своих операций
________________________________
4. Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат. ________
________________________________
5. Я попросила подругу получить свою зарплату _________________
________________________________
6. Они не могут заставить его забыть свою любовь _______________
________________________________
7. Врач попросил пациента заботиться о своем здоровье ___________
________________________________
Задание 46. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении местоимений в сложных предложениях.
1. Когда в институт приходит новое пополнение, они показывают разный уровень подготовки.
(_______________________________)
2. Перед нами рисунок к рассказу, который я сейчас опишу.
(_______________________________)
3. Мой друг пошел в цирк: он скоро уезжает из нашего города.
(_______________________________)
4. Погода ветреная, которая бывает обычно в это время года.
(______________________________)
5. Больному стало хуже, и он попросил сестру налить себе воды.
(_______________________________)
Задание 47. В предложении Всякий реальный газ близок по своим свойствам к идеальному газу замените местоимения всякий синонимами все, каждый,любой. Объясните, как изменяется высказывание стилистически.
Все реальные газы ________________
Каждый реальный газ _____________
Любой реальный газ ______________
Задание 48. Объясните употребление местоимения таков в следующих примерах.
1. За дерзость такову я голову с тебя сорву (И.А. Крылов).
2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова (И.А. Крылов).
Задание 49. Какой оттенок значения вносит местоимение мы в следующие высказывания?
1. Сегодня мыпознакомимся с творчеством А.С. Пушкина.
2. Ну, как мы себя чувствуем?
3. Мы намерены исследовать эту проблему.
Задание 50. Из заключенных в скобках местоимений выберите подходящие по смыслу. Подчеркните их и объясните выбор варианта.
1. «Этот человек знает своё дело» – так говорят о людях, владеющих (своим, каким-то, каким-нибудь, каким-либо) ремеслом лучше других.
2. Левитан видел в осеннем унынии (какой-то, некий) оттенок торжественности.
3. (Кое-кому, кому-то) выгодно бросить тень на традиционно добрые отношения между Россией и Грузией.
4. У Гоголя есть (нечто, что-то) такое, что заставляет не замечать небрежность его языка – есть слог.
Задание 51. Составьте предложения с указанными словами. Объясните, почему различно их написание.
Потому – по тому ___________
________________________________
Затем – за тем _______________
________________________________
Поэтому – по этому __________
________________________________
Тоже – то же ________________
________________________________
Притом – при том ___________
________________________________
Причем – при чем ___________
________________________________
Задание 52. Откройте скобки. Напишите местоимения в правильной форме.
1. Я (не – ни, с) ___________ кем не встречался.
Мне не – ни, с) ___________кем встречаться.
Ей (не – ни, с) ____________каким человеком не надо встречаться.
Ему (не – ни, у)____________спрашивать разрешение.
Мы должны (с, кое-кто) _________договориться о деловой встрече.
Сегодня они (от, кое-кто) ________________получат необходимые сведения.
2. Это был (не – ни) кто__________ иной, как Петров.
(Не – ни) кто __________ иной не смог бы так поступить.
(Не – ни) что __________ иное его не интересовало.
Справочные материалы к теме «Местоимение»
Местоимение – это знаменательная часть речи, включающая слова, указывающие на лицо, предмет, признак, количество.
Разряды местоимений
1. Местоимения – существительные:
а) личные (я, ты, он, она, мы, вы, они)
б) вопросительные и относительные (кто, что)
в) отрицательные (никто, ничто, некого, нечего)
г) неопределенные (кто-то, кто-либо, что-нибудь, кое-кто, некто, нечто и др.)
д) возвратное – себя
2. Местоимения – прилагательные:
а) указательные (тот, такой, таков, этот)
б) вопросительные и относительные (какой, чей, который)
в) отрицательные (никакой, ничей)
г) неопределенные (некоторый, какой-то, какой-нибудь и др.)
д) определительные (весь, всякий, каждый, самый, сам)
е) притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой)
3. Местоимения – числительные:
а) указательное – столько
б) вопросительное или относительное – сколько
в) неопределенное – несколько
Слова – местоимения употребляются вместо «имени», поэтому изучаются после всей группы «имен» – существительных , прилагательных, числительных.