III. Неоднозначность подхода к проблемам стилистики в современной науке
Содержание и объем стилистики: этапы становления и развития основных стилистических идей
Слово стилистика используется в филологической науке с XVII в. Стилистика является молодой дисциплиной, так как она начала формироваться как самостоятельная лингвистическая дисциплина примерно с 20 – 30 гг. XX в. На современном этапе развития языка стилистика признаётся особой отраслью теории языка. Как дисциплина, стилистика продолжает развиваться, т.к. ОБЪЕКТ стилистики - язык, зафиксированный в текстах, является живым организмом. В «Школьном этимологическом словаре русского языка. Происхождение слов» [Шанский Н.М., Боброва Т.А. 2004] отмечается, что слово стиль было заимствовано в Петровскую эпоху из французского языка [http://etymological.academic.ru/4917]. Во французский язык слово style (м.р.) было заимствовано из латинского языка, в котором слово stilus обозначало «палочку с одним острым концом для письма по воску и с другим тупым для стирания написанного» [ABBY Lingvo x3]. Со временем палочка для письма вышла из употребления, а словом «стиль» стали обозначать манеру письма, разновидность употребления языка. Стилистика и сама сущность стиля теснейшим образом связаны с коммуникативным аспектом языка, с проблемой его употребления, функционирования.
Основными предпосылками формирования стилистики в качестве особой научной дисциплины явились 3 фактора: 1) а) выдвижение в начале XX века идеи о различении языка и речи; б) и несколько позже, с середины 50-х гг., сфера интересов стилистики сместилась в сторону функционального аспекта 9 языка (функциональные стили): стала активно разрабатываться функциональная стилистика как одно из центральных направлений стилистики; 2) разработка проблематики языка и нормы; 3) идея системности. Кроме того, формирование стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания, идущего от изучения «мелких» единиц (звуков – в фонетике) к все более «крупным», в том числе текстовым, являющимися, прежде всего объектом исследования стилистики. Целесообразно более подробно остановиться на первом факторе: рассмотреть разницу между языком и речью. Основной объект языкознания - естественный человеческий язык в отличие от искусственного языка или языка животных. Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь. Язык - это орудие, средство общения, система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление ПОСТОЯННОЕ для данного периода времени. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление ПЕРЕМЕННОЕ в зависимости от говорящего лица. Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку. Круг интересов исследования современной стилистики широк, но сущностью всех исследований является интеграция всего, что относится к функционированию языковых и речевых средств. Стилистика включает в себя ВСЕ аспекты функционирования языка. II. 4 аспекта функционирования языка. Кратко опишем данные аспекты: 1) коммуникативный - исследование условия эффективности общения; 2) прагматический - воздействие на читателя, зрителя, слушателя; 3) нормативный или ортологический - соответствие языка и речи литературным нормам (ОРТОЛОГИЯ [греч. orthos правильный + logos наука] раздел языкознания, изучающий нормы языка, а также отклонения от этих норм, речевые неправильности); 4) эстетический - литературное качество языка и речи; удовлетворение формой и содержанием языкового сообщения эстетических чувств адресата, слушателя или читателя;благотворное воздействие на эстетическое сознание и другие элементы духовного мира личности, а также на культурное поведение людей в обществе.
III. Неоднозначность подхода к проблемам стилистики в современной науке.
До настоящего времени то или иное толкование стилистических явлений, характеристика структуры стилистики, понимание основных её проблем и категорий разнообразны и связаны, прежде всего, с тем, КАК учёный (или научное направление) трактует язык, его функции, различает его статику и динамику, определяет задачи лингвистики, а отсюда и стилистики. IV. Вклад В.В. Виноградова в развитие стилистики. Академик В.В. Виноградов определил КОНТУРЫ отечественной стилистики [Виноградов В.В., 1963]. Он выделил 3 круга исследований, 3 отрасли этой науки: 1) стилистику языка, изучающую функциональные стили, виды их соотношения, и взаимодействия и исследующую все языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические) с точки зрения синонимики, вариантности, выразительности; 2) стилистику речи, изучающую устойчивые формы устной и письменной речи (речевые жанры); 3) стилистику художественной литературы, анализирующую способы индивидуального и канонизированного (целой писательской школой) использования языка, его стилей и средств.
Содержанием стилистики являются:
1. общие сведения о языковых стилях;
2. оценка экспрессивно-эмоциональной окраски средств языка;
3. синонимия языковых средств.
Для стилистики важны некоторые общие положения:
1) В языке нет абсолютных синонимов, т.е. элементов, не отличающихся один от другого ни значением, ни стилистической или эмоциональной окраской. Справедливо замечание В.Г. Белинского, что «в языке не может существовать двух слов, совершенно равносильных и тожественных в выражении одного и того же понятия».
2) Синонимические варианты не должны выходить за пределы литературной нормы.
3) Основываясь на синхроничные и диахроничные стилистики, возможно проводить синхронное сопоставление синонимов и диахроническое сопоставление.