Выразительность как ККР и тропы и фигуры речи
В 20 веке отечественные исследователи ввели понятие коммуникативных качеств речи, которые обеспечивают целесообразность письменных и устных текстов, затрагивая реальные свойства и формальные стороны речи.
Выразительность – это коммуникативное качество, которое усиливает эффект речи, которая поддерживает интерес слушателей / читателя.
Выделяют:
- Выразительную
- Акцентологическую
- Интонационную
- Лексическую
- Словообразовательную
- Морфологическую
- Синтаксическую
Еще в античности были введены
· Тропы
· Фигуры речи
Тропы и фигуры речи – отдельные фигуры, но они похожи и вызывают дискуссии.
Тропы – это термин греческих авторов. В античной теории языка и стиля, тропом называли перенос наименования, в результате которого словосочетанием и предложили традиционно называть какой-либо фрагмент действительности. В данном отрывке текста используется для называния другой сущности, связанной с первой какими-либо семантическими средствами.
В современном понимании троп – это совмещенный язык единицы двух семантических планов, коллективного языкового, который соответствует буквально его значению и окказионального, относится к данному случаю.
Они используются в беллетристике, художественных стилях, редко в деловом, научном.
· Метафоры – это переносное наименование. Существуют метафоры, на которые наше сознание не реагирует, не воспринимает как метафору (пузатый чайник, погасить ссору). В художественных произведениях существуют индивидуальные, авторские метафоры (горит восток зарею новой (Пушкин), в наших жилах кровь, а не водица, мы идем сквозь револьверный лай (Маяковский))
· Метонимия - перенос наименования предмета или явления по смежности на ближайший предмет или явление, в результате одно и то же название получают два предмета или явления, соседствующие, тесно связанные друг с другом.
По смежности
Лит. штампы
# черное золото
второй хлеб
Авторские
# и вдруг глаза ее, мокрые, заплаканные, брызнули такой неудержимой зеленой радостью (Ф. Абрамов)
· Синекдоха.Некоторые относят к метафоре и метонимии, некоторые считают отдельным тропом. Это приём, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними сходства.
2 разн-ти:
– перенос с части на целое
# тенор: голос, человек
– с целого на часть
# груша: дерево, плод
# А писать он был великий мастер: его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии (Гончаров)
· Олицетворение –называниенеживого живым
# Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит. (Лермонтов)
«В спину хохочут и ржут канделябры» (Маяковский)
· Эпитет -образное определение свойства или качества некого объекта действительности
# «У народа умер звонкий забулдыга подмастерье» (Маяковский)
«Белый запах нарциссов, счастливый, белый, весенний запах» (Толстой)
Для фольклора характерно постоянное использование эпитетов:
# молодец добрый
Девица красная
· Сравнение -сопоставление объектов или процессов с целью художественного описания.
# Подводной лодкой пошел ко дну взорванный Петербург (Маяковский)
· Гипербола -образное выражение, состоящее в преувеличении силы, размеров, значения описываемых событий.
# Мою любовь, широкую, как море, Вместить не могут жизни берега (Толстой)
· Литота -преуменьшение.
# Ваш шпиц прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)
· Мейозис – преуменьшение интенсивности проявления действий и процессов. С помощью М. преуменьшается объективно нормальное или превышающее качественную норму состояние. М. служит для смягчения, эвфемизации ситуации:
Как учишься? – Ничего. (хотя отличник)
Иногда прямая номинация качества или интенсивности феномена невозможна по этическим соображениям:
Её трудно назвать красавицей.
Оставшимся временем шахматист распорядился неудачно.
· Антономасия – употребление имени собственного в качестве обозначения лица, обладающего схожим характером/положением: Отелло (ревнивец), Тартюф (ханжа), Хлестаков (хвастун).
Что может собственных Невтонов и быстрых разумом Платонов российская земля рождать.
Мы все глядим в Наполеоны.
Приезжают в столицу смиренно и бойко молодые Есенины в красных ковбойках.
· Тропеический синкретизм – совмещение нескольких оснований для переноса значения. Например, гиперболическая метафора: И ничего не разрешилась весенним ливнем бурных слез.
Метонимическая метафора: В его голосе был лед.
Фигуры речи – отступление от нейтрального способа изложения с целью эмоционального или эстетического воздействия.
1. АНТИТЕЗА – противопоставление фрагментов действительности.
Любить – это с простынь бессовестно рваных срываться, ревнуя к Копернику,
Его, а не мужа Марьи Ивановны, считая своим соперником.
На нашей стороне сражаются чувства чести, на той – наглость, здесь – стыдливость, там – разврат, здесь верность, там обман, здесь доблесть, там преступление, здесь непоколебимость, там неистовство, здесь честное имя, там позор.
2. ПЕРИФРАЗА – описательный оборот, употребляемый вместо кого-либо слова для косвенного подчеркивания каких-либо качеств или признаков феномена:
Третий Рим – Москва. Страна озер – Карелия.
Хотя мы знаем, что Евгений
Сыздавна чтение любил,
Однако несколько творений
Он из запаса исключил.
Певца Гяура и Жуана
И с ним еще 2-3 романа.
3. ГРАДАЦИЯ – стилистическая фигура, подразумевающая такое расположение слов, каждое из которых усиливает значение предыдущего. Благодаря этому впечатление нарастает.
Восходящая градация: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю.
Нисходящая: Дама, не боящаяся самого дьявола, и даже мыши.
4. ЭЛЛИПСИС – пропуск структурно необходимого члена предложения. При этом конструкция приобретает легкость и динамичность:
а) пропущен глагол интенсивного действия:
Татьяна в лес, медведь за ней.
Я за свечку, свечка в печку.
б) пропущен глагол нахождения, замещение существительного:
Над этим островом, какие выси, какой туман,
И апокалипсис здесь был написан,
И умер Пан.
в) слово вводится один раз и больше не повторяется:
Только усталый достоин молиться богам, только влюбленный – ступать по весенним лугам.
5. Зевгема – слово, образующее однотипное словосочетание, употребляется только один раз. В зависимости от места его актуализации различают:
- Протозевгему – в начале конструкции (Один ведерком черпает, другой - шапкой, третий – горстями)
- Мезозевгему – в середине конструкции
- Гипозевгему – слово употребляется в последней конструкции (Петр – домой, Иван – на работу, а Дмитрий пошел в университет)
6. Анафора – повтор отдельных слов / конструкций в начале каждой из частей, входящих в сложное синтаксическое целое
a. Лексическая анафора – повтор слов
b. Синтаксическая анафора – повтор конструкций.
Это искусственное вычленение, т.к. часто они совпадают
#, Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза
7. Эпифора – единый конец (Мне хотелось бы знать отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник? (Гоголь)).
8. Симплока – сочетание анафоры и эпифоры (Этот человек сделал все, чтобы увидеть вас, это человек специально приехал, чтобы встретить вас (Симонов)).
9. Оксюморон (остроумно-глупое (греч.)) - сочетание несовместимых признаков, при том, что возникает абсурд, но он раскрывает противоречивую природу какого-либо фрагмента действительности (красноречивое молчание, живой труп).
10. Апосиопеза (фигура умолчания) – умышленная незавершенность высказывания, которая дает возможность домысливания (Вот он вернется, и тогда….).
11. Хиозм – перемена позиции начального и конечного компонента конструкции (Мышка боится мишки, мишка боится мышки).
12. Период – сложное единство, которое состоит из двух частей:
a. Протазис – задаются условия (времени действия, действующее лицо, явление)
# когда душе моей сойдет успокоенье, когда…. и бла, бла, бла!)
b. Аподазис – вывод
13. Парцеляция – расчленение синтаксической конструкции для повышения значения (надо все-все записать для себя. А может и для Данечки).