Эволюция пейзажной лирики

Особенности пейзажной лирики поэта.

« К морю» , «Погасло дневное светило», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча», «Редеет облаков летучая гряда», «В поле чистом серебрится», «Вновь я посетил…»

Типы пейзажей А.С. Пушкина

Психологический пейзаж («На холмах Грузии лежит ночная мгла…»)

Философский пейзаж («Евгений Онегин»)

Социальный пейзаж («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»)

Эволюция пейзажной лирики.

1. 10-е годы (преобладание пасторали, изображение идеальной природы: “вечный полдень”). В раннем творчестве прослеживаются черты сентиментализма. Пейзаж играет роль фона для изображения чувств лирического героя («Осеннее утро»). Образы природы не индивидуализированы. Так, в главном шедевре ранней пейзажной лирики – “Деревне” (первая часть) – на первый план выходят не конкретные приметы или признаки природы, а обобщающий эпитет: “сень пленительных дубрав”, “беспечный мир полей”.

2. Первая половина 20-х годов (преобладание элегии). В творчестве периода южной ссылки видим черты романтизма. Это значит, что описание природы становится выражением внутреннего состояния лирического героя. Элегический пейзаж (стихотворения 1820–1824 годов) контрастирует с пасторальным “вечным полднем”: солнце затемняется, затуманивается (1820 год: “Погасло дневное светило; // На море синее вечерний пал туман”; “Редеет облаков летучая гряда; // Звезда печальная, вечерняя звезда, // Твой луч осеребрил увядшие равнины”). Природа становится фоном одиночества, печали, грустных воспоминаний (для этого подходят одинокая звезда, одинокая тёмная скала, пустынный берег и т.д.).

Переломное стихотворение – “К морю” (1824); в нём Пушкин прощается с олицетворённой “свободной стихией”. Олицетворение природы, уподобление поэта стихии, а стихии поэту – таковы черты романтической поэтики; вот и Пушкин говорит с морем как равный с равным: как с другом, с товарищем-заговорщиком.

3. Вторая половина 20-х и 30-е годы (“открытие” русской природы). В позднем творчестве основной метод в изображении природы – реализм. Мы видим гармонию лирического героя с природой. («Вновь я посетил…»).

Принципы поздней пейзажной лирики – предметная конкретность и поэтизация обыденного. Появились картины русского леса, зимней бури с её народным чудесным; поэзия русской деревни”. Основные стихотворения этого ряда – “Зимний вечер” (1825), “Зимнее утро” (1829), “Осень” (1833).

Мы с ранних лет привыкли к стихам о русской природе: “Не шуми ты, рожь, // Спелым колосом…” (А.Кольцов); “Чародейкою зимою // Околдован, лес стоит…” (Ф.Тютчев), “Я пришел к тебе с приветом // Рассказать, что солнце встало, // Что оно горячим светом // По листам затрепетало” (А.Фет), “Вот уж снег последний в поле тает, // Тёплый пар восходит от земли” (А.К. Толстой); “Белая берёза под моим окном…” (С.Есенин). Стихи о русской природе настолько привычны, что кажется, будто её воспевали всегда. Но это не так: Пушкин был первым.

« К морю» (1824)

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал... я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я...

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы...

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец.

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел... Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Первоначальный вариант стихотворения «К морю» был написан Пушкиным в южной ссылке, в Одессе. Возвратился к этому посланиюпоэт уже в новой ссылке — в Михайловском, в 1824 году. Это стихотворение завершало собой романтический периодтворчества Пушкина.

В этом произведении весьма ощутимы элегические мотивы. Причем в элегическом разочаровании у Пушкина соединяются три различные жизненные сферы — философская, историческая и конкретно-биографическая, и взаимопроникновение этих сфер сохраняется в каждой строчке стихотворения.

В начале стихотворения преобладает личностный, конкретно-биографический аспект. Элегический мотив грусти возникает у поэта при расставании с морем:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Во второй части стихотворения Пушкин развивает тему свободолюбивой личности, душа которой подобна морской стихии. Здесь возникают образы Наполеона и Байрона. Вторая часть начинается с риторических вопросов («О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил?»). Здесь также есть точные, выразительные эпитеты («путь беспечный», «торжественная краса»), анафоры («Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим»), перифразы («гробница славы», «Он был, о море, твой певец»), обращение(«о море»), сравнение(«как бури шум»), инверсии(«Он духом создан был твоим»). Кроме общеупотребительной лексики, поэт использует слова высокого стиля («почил», «властитель наших дум», «венец») и славянизмы(«хладный», «могущ»).

Во второй части стихотворения также встречаются аллитерации и ассонансы: здесь часто повторяются шипящие «ш», «щ», «ч», протяжные гласные «у» и «о», звонкий «р». Перекличка этих звуков напоминает однотонный, заунывный ропот моря.

Исследователи неоднократно отмечали нарушение грамматических норм в обращении поэта к морю. «Ты ждал, ты звал...» — Пушкин обращается «к морю», используя мужской род, хотя существительное «море» — среднего рода. Убедительное объяснение этому дает Е. Маймин. Исследователь замечает, что море ассоциируется в сознании поэта с другом «и ощущается как друг», поэтому «неправильное» словоупотребление внутренне оправданно.

В этом стихотворении мы можем выделить и третью часть. Поэт погружается в философские раздумья о человеческой судьбе, а затем вновь обращается к образу моря. И чувство безнадежности здесь уравновешивается этим обращением. В третьей части используются обращения («Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?», «Прощай же, море!»), эпитеты («пустыни молчаливы», «торжественной красы»), многосоюзие(«И блеск, и тень, и говор волн»), риторический вопрос («Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?»). Пушкин использует высокую лексику («тиран», «благо»).

Кроме того, здесь также есть аллитерации и ассонансы:

В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.

Наши рекомендации