Жанры публицистических стилей речи

Лингво-стилистические изменения в публицистике последних десятилетий (постсоветский период). Активные процессы в языке СМИ постсоветского периода. Стилистический энциклопедический словарь под ред. Кожиной: Языково-стилистические изменения….. Составить план-конспект статьи.

Семинар.

12.12.2011.

Публицистический стиль речи.

Тест. 1. Б . 2. а 3. Б 4. С. 5. Д. 6. А 7. А. 8. А. 9. Д. 10. Б. 11. Б. 12. С.

13. б. 14. Б 15. Д. 16. Б. 17. Б. 18. А. 19. А. 20. Б. 21. Д.

Публицистический стиль. Солганик Г.Я. Производно от латинского слова «публикус» «общественный» - один из функциональных стилей, обслуживающих область общественных отношений: политических, экономических, идеологических и т.п. Публицистический стиль используется в политической литературе, в СМИ (печатных и электронных). Публицистика стремится воздействовать на современное общественное мнение, нравы, на политические институты. Для публицистического стиля часто характерна открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, образность, интонации, строй и функции ораторской речи.

Главная коммуникативная задача – это комментирование, оценка фактов и событий. Публицистический стиль реализует функцию воздействия, а также функцию информирования.

Рассчитана на массового адресата, в связи с этим в текстах описываются социально-значимые события. Реализация задачи информирования ведет к употреблению нейтрального слоя словаря, речевых стандартов, так называемой строевой лексики, необходимой для реализации задачи сообщения. Функция воздействия обусловливает наличие оценочной лексики, концептуальной, идеологической, политической. Это наиболее важный лексический ряд публицистического стиля, ключевые слова, которые характеризуют направленность текста. Воздействующая функция обусловливает также большой пласт лексики просто оценочной, не концептуальной.

Подстили

- газетный

- электронных СМИ

- рекламный

Социальная оценочность – главная особенность публицистического стиля речи, которая будет нуждаться не только в назывании фактов, явлений, событий, но и в и интерпретации социальной оценки. Эта стилевая черта определяет основные процессы, которые происходят в языке публицистических текстов.

В 90-е годы действие социальной оценочности сохраняется, но исчезает контрастное противопоставление языковых средств на положительные и отрицательно оценочные, а многие слова вообще меняют свою оценочность на противоположную. Отмечается так же широкое распространение иронии, как средство непрямой оценки, что связывается с отсутствием в обществе четких идеологических ориентиров. Накладывает отпечаток на функционирование языка. Действие социальной оценочности. Прямое выражение автором социальной оценки.

Публицистический стиль в большей степени ориентированный на индивидуально-авторский язык. Отсюда ведущие стилевые черты: открытость, эмоциональность, субъективность. В категории автора обычно выделяют 2 ипостаси, которые будут иметь значение для общей структуры публицистического текста. В публицистическом тексте автор выступает как человек социальный и частный. Отсюда он открыто защищает какую-то точку зрения либо опровергает. Определяет не только стиль конкретных текстов, которые он создает, но и стиль журналистики целого периода.

Современный период нашего развития характеризуется изменениями в структуре категории автора, смещением акцентов. Формируется тенденция к преобладанию человека частного, что объясняется формированием новых общественных идеалов. Авторское, субъективное, документальное, подлинная. Сочетание в разных пропорциях названных граней образа автора формирует многообразие специализации типы авторов публицистического текста. Изменение категории автора стимулирует процессы возникновения новых жанров, развитие системы публицистических жанров в целом. Естественная и типичная форма бытования публицистического стиля – письменная речь, но реализуется и в устной форме. Занимает ведущее место по силе и масштабам влияния на аудиторию, в том числе по силе влияния на формирование вкусов, речевых норм на развитие литературного языка. Журналист должен обеспечить оперативность отзыва.

Язык и речевая культура СМИ.

Фразеологизмы, в радио исключительную роль играет интонация.

Словесный и звуковой ряд. Восприятие затрудняют омофоны – одинаковый по звучанию слова. Скопление согласных и гласных на стыке слов. Повторение одних и тех же звуковых сочетаний.

Интернет речь, адресатом становится конкретный человек. Рунглишь – новые слова, заимствованные из английского и обработанные в русском языке. Сетевой этикет – негрубое общение между пользователями интернета, запрещает пропаганду наркотиков, порнографии и прочего. Устная форма существования электронных СМИ, накладывает отпечаток на синтаксис.

Язык и стиль рекламы.

Ктематоним – словесный компонент торгового знака. Слоган – короткий лозунг, представляющий рекламу товара. До 19 процентов – вы, новый, весьма, ваш, лучший, все перефразируется в слово «купите». Формы повелительного наклонения используются в каждом 4-м рекламном ролике. Синтаксис рекламных текстов ограничивается простыми предложениями, безглагольные, именные предложения. Так же бессоюзные. Оригинальным способом привлечь внимание – использование иноязычных слов в транскрипции. Игра слов – строится на базе прецедентных текстов, на ассоциативном восприятии. На эвфемизмах сленговых слов.

Призывность речи, использование простых предложений, эмоциональная аргументация, Амфиболия – намеренная двусмысленность контекста.

Языковая игра как коммуникативно-стилистическое явление.

Творчески нестандартное использование любых языковых единиц для создания комического характера высказывания.

Обыгрывание языковой нормы, Рече поведенческой, семантической норм.

Анаграмма – тождество звуковых структур при несовпадении смыслов. Палиндром. Паронимическое сближение слов. Использование специальной лексики (спортивной, военной и др.) в обычных будничных ситуациях.

Наши рекомендации