Тема 17. Употребление сложных предложений
Исходные положения
1. Употребление большого количества сложных предложений в деловой юридической речи вызвано прежде всего требованием предельной точности, объективности, необходимостью конкретно представить все обстоятельства дела в из взаимосвязанности, установить временные, причинно – следственные отношения между действиями обвиняемого, между участниками уголовного дела.
2. Ярко выраженная синтаксическая связь в сложных предложениях способствует логичности изложения.
Когда пишущий теряет логические нити, это ведет к загромождению предложений придаточными частями и лишней, ненужной информацией, а в итоге – к нарушению границ предложения.
3. Перегруженность сложных предложений лишней информацией может привести к смещению конструкций. Часто смещение конструкций проявляется в нарушениях синтаксической связи между началом и концом предложения; в отказе от продолжения начатой фразы.
4. Невнимательное отношение к тексту вызывает такую ошибку, как разнотипность частей сложного предложения, когда в качестве придаточных предложений используются второстепенные члены.
5. При составлении юридических документов следует помнить, что а) придаточное определительное предложение должно стоять сразу же за определяемым существительным, иначе создается двусмысленность;
б) неправильное употребление союзов в сложном предложении придает речи простородную окраску.
6. Полному и законченному изложению мыслей помогает использование периода. Период – это синтаксическая конструкция, которая дает возможность выдвинуть положение и доказать его. Период состоит из двух частей. В первой части дается развернутое изложение темы. Тема - та часть высказывания, которая содержит что-то известное и служит отправной точкой для передачи ремы. Рема – главная часть высказывания, ядро, то новое, что сообщает говорящий.
В качестве темы и ремы выступают:
а) условие и следствие;
б) причина и результат;
в) основание и вывод.
Чаще всего период – это сложноподчиненное предложение, в котором главному предложению подчинены несколько придаточных одного вида: условных, временных, уступительных.
Каждое придаточное – это один из аргументов высказывания, включенный в общую тему, за которой следует смысловое ядро (рема), т.е. вывод.
Период позволяет логически аргументировать основную мысль, поэтому широко используется в языке права.
Контрольные вопросы и задания.
1. Каковы функции сложных предложений в языке права?
2. Из данных простых предложений составьте сложные, отразив в них:
а) причинно – изъяснительные отношения: Для дела чрезвычайно важно. Только в зависимости от количества поддельных документов может быть правильно решен вопрос. Может ли Михайлов быть подвергнут уголовному наказанию?;
б) условно – определительные отношения:
Три года со дня совершения преступления истекли. За такое преступление может быть назначено лишение свободы на срок не свыше трех лет. Согласно ст. 48 ч. 2 УК РСФСР лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности;
в) уступительно-изъяснительные отношения: Водитель автомобиля выехал на перекресток на красный сигнал светофора. Стоявший во встречном ряду бензовоз тронется с места и будет делать левый поворот, пересекая путь движения автомобилю. Водитель автомобиля мог и должен был предвидеть это.
3. Какие ошибки могут быть в сложных предложениях?
4. Определите, какие ошибки допущены в сложных предложениях, устраните их. Не забывайте о точности словоупотребления.
1) Ответчику направлена претензия, на которую получен ответ, в котором ответчик старается оправдаться.
2) Подсудимый в своих показаниях пояснил, что взял нож из кухонного стола, которым ударил потерпевшую.
3) Уварова была задержана 8 мая 2002 года в г. Таганроге, при задержании которой было обнаружено 30 тысяч рублей.
4) Здесь, в судебном заседании, много внимания уделялось тому, что какие же причины способствовали совершению данного преступления.
5) Свидетель Крылова подтвердила виновность Сомова, который пьянствовал в рабочее время, грубо обращался с подчиненными, по его вине погиб рабочий.
6) Главное, на чем настаивал адвокат подсудимой, – это на проведении дополнительной экспертизы.
7) Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало осмотру места происшествия.
8) Все силы были направлены, чтобы не поддаться панике.
9) С тех пор, когда он приехал, он ни разу не зашел к матери.
10) Если бы все предложения адвоката были бы приняты, результат приговора был бы иным.
11) Выступающий привел данные, которые, кажется, что уже были опубликованы.
12) Фирсов совершил преступление, которое представляет серьезную опасность и предусмотренное ч.2 ст. 206 УК РСФСР.
5. Прочитайте речь А.Ф. Кони об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем, выделите в ней периоды, установите их функции в речи.
6. Составьте и произнесите судебную речь. Темы могут быть следующие:
Обвинение – клевете (корысти, жестокости, жадности, тщеславию, лживости, равнодушию, лести и т.д.).
Выберите один из человеческих пороков, который вызвал у Вас наибольшее неприятие, посадите на скамью подсудимых, предъявите ему свои обвинения и вынесите приговор. Найдите возможные способы убеждения, проявив гражданский темперамент.