Речевой аппарат. Его работа при образовании звуков речи. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека

Речевой аппарат состоит из пяти главных частей: 1) дыхательного аппарата, 2) гортани, 3) надставной трубы (полости рта и полости носа), 4) органов произношения, 5) центральной нервной системы (см-рис. 1).

Речевой аппарат. Его работа при образовании звуков речи. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека - student2.ru

Речевой аппарат. Его работа при образовании звуков речи. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека - student2.ru

§ 59. Слог. Когда мы говорим, то выдыхаем воздух не сразу, а маленькими толчками. Сколько мы сделаем при произнесении слова таких толчков, на столько частей, или слогов, оно и разобьётся; например, в слове и-дут – два слога, в слове ма-ши-ны – три слога, в слове стол – один слог.

С л о г – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

В слоге может быть один или несколько звуков. Как правило, в слоге имеется гласный звук, поэтому число слогов в слове соответствует количеству гласных звуков; например, в слове ученик три гласных звука и, следовательно, три слога (у-че-ник).

По числу слогов слова разделяются на односложные (я, мы, жар), двусложные (ау, ура, море) и многосложные (рыбаки, воодушевление).

Слог, который кончается гласным звуком, называется о т к р ы т ы м (мы, ры-ба-ки); слог, который кончается согласным звуком, называется з а к р ы т ы м (мор-ской, мель-ник).

§ 60. Ударение. Когда мы говорим, то одни слоги произносим с большей силой и долготой, с более значительным напряжением органов речи, чем другие; например, в слове урагáн произносится с большей силой третий слог (-ган).

Более сильное произношение слога называется у д а р е н и е м, и этот слог называется у д а р я - е м ы м или у д а р н ы м.

На письме ударение обозначается знаком ´, который ставится над буквой, обозначающей гласный звук. Этот знак употребляется только в случае необходимости, чтобы не ошибиться при чтении, например: недоúмка, портфéль, мукá (сравните: мука). Над буквой ё, которая бывает только в ударном слоге, знак ударения не ставится, например: молодёжь.

В русском языке ударение разноместное, т. е. в одном многосложном слове оно может быть на первом слоге (выписать), в другом – на последнем слоге (разыгрáть), в третьем–на слоге в середине слова (купáться, уважáемый). Кроме того, русское ударение подвижное, т. е. в некоторых словах при их изменении ударение передвигается с одного слога на другой, например: рука (им. п. ед. ч.) – руку (вин. п. ед. ч.), окна (род. п. ед. ч.) – окна (им. и вин. п.мн. ч.).

В потоке речи не все слова имеют ударение. Обычно ударение имеют самостоятельные слова и некоторые служебные, состоящие из двух или нескольких слогов, например:

/) Когдá идёт пéрвый снéг, приятно видеть бéлую зéмлю, бéлые крыши. (Ч.) 2) Обóз нéсколько задержáлся вслéдствие снéжных занóсов. В этих двух примерах ударение имеют все самостоятельные слова, а также двусложный союз когдá и трёхсложный предлог вслéдствие. 3) Дверип е р е д нею отворúлись нáстежь. (П.) В этом предложении двусложный предлог перед не имеет ударения.

Обычно не имеют ударёния односложные служебные слова, например: Вúктор не знáл, что у товарища бóлен отéц. В этом предложении частица не, союзчто и предлог у произносятся без ударения.

Однако иногда односложные предлоги и частицане произносятся с ударением, и тогда следующее за ними самостоятельное слово теряет своё ударение, например: Отцá н é было дóма. Брáт н é дал мне

кнúги. Мáть взялá ребёнка н á руки.

Как правило, слово имеет одно ударение; однако есть слова (чаще всего сложные), которые имеют два ударения: одно более отчётливое, основное, и другое – второстепенное, например: грязелечебница, идолопоклóнник, чёрносморóдиновое (в этих словах имеется второстепенное ударение на первом слоге).

Разноместность и подвижность русского ударения позволяет использовать его:

во-первых, для различения слов, например: замок и замок, полы и полы, пропасть и пропасть, уже и уже;

во-вторых, для различения грамматических форм слова, например:

1) нет окна (род. п. ед. ч.), окна раскрыты, (им. п. мн. ч.); 2) срезать (соверш. вид глагола), срезать (несоверш. вид глагола); 3) любите (2-е лицо мн. ч.), любите (повелит, наклонение).

Некоторые слова имеют двоякое ударение, например: творог – творог, далеко – далёко, под мостом – под мостом.

В некоторых случаях употребление слова то с одним, то с другим ударением не связано ни с какими добавочными значениями и оба варианта употребляются в литературном языке, например: А дружок мой милыйдалек о, далёк о. (А. К. Т.) В иных случаях употребление слова с одним ударением указывает на современное произношение, а с другим – на произношение несколько устарелое, например: /) Носкалы, и тайные мели, и бури ему [кораблю] нипочём. (Л.) (современное произношение); 2) Дробясь о мрачныескалы,шумят и пенятся валы. (П.) (устарелое произношение).

Упражнение 61. Прочтите вслух с указанными ударениями; затем укажите, сколько слогов в каждом слове. Запомните правильное произношение этих слов.

Красивее, свободнее, рассердился, звонит, жестоко, цыган, столяр, ступень, ремень, кремень, кожух, случай, верба, средства, злоба, убранство, единство, ходатайство, добыча, крапива, молодёжь, сирота, ненависть, изредка, недоимка, наковальня, пепелище, намерение, предмет, алфавит, террор, шофёр, партер, роман, процент, портфель, квартал, колосс, гектар, магазин, каучук, инструмент, документ, аргумент, диспансер, километр, техникум, атмосфера, президиум.

62. Прочтите вслух с указанными ударениями; укажите: 1) где изменение места ударения служит для различения слов; 2) где – для различения грамматических форм слова; 3) где оно не связано с изменением значения слова.

Козлы – козлы, орган – орган, угольный – угольный, верхом – верхом, пахнуть – пахнуть, досыпать – досыпать, бегом– бегом, уже – уже, подрезать – подрезать, избы – избы, гоните – гоните, издалёка – издалека, иначе – иначе, казаки – казаки.

63. Прочтите вслух отрывки из стихотворений. Поставьте над словами знак ударения; укажите количество слогов в каждой строчке.

1) Смелый к победе стремится,

Смелым – дорога вперёд,

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берёт.

(А. С у р к о в.)

2) Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

(К. Р ы л е е в.)

64. Спишите следующий отрывок из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Поставьте над словами знак ударения.

Ямщик поск...кал но всё погляд...вал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от час... становился сильнее. Облачко обр…тилось в белую тучу которая тяжело подымалась р..сла и постепенно обл...гала небо. Пош...л мелкий снег – и вдруг пов...лил хлопьями. В одно мгновение тёмное небо см...шалось со снежным морем. Всё и...чезло. Ну барин закричал ямщик беда: буран!

Я выгл...нул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой св...репой выразительностью что казался одуш...влё...ым, снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

§ 61. Понятие о фонетической транскрипции. Для точной передачи устной речи на письме каждый звук изображается одной строго определённой буквой, например: звук а изображается только буквой а (д[а]р, в [а] да вместо вода); звук о–только буквой о (д[о]м, ш[о]л вместо шёл), т. е. каждая буква является однозначной. Точная запись устной речи, при которой каждому звуку соответствует одна буква, называется ф о н е т и ч е с к о й т р а н с к р и п ц и е й. Слово в фонетической транскрипции записывается в квадратных скобках. Так как звуков в русском языке больше, чем букв, то в фонетической транскрипции, с одной стороны, употребляются добавочные буквы (например, буква j), с другой стороны, буквы нашего алфавита употребляются с добавочными знаками, например: мягкий согласный звук изображается буквой с дополнительным знаком ', который ставится наверху, справа от буквы: [кон'] (конь).

Букваъ, которая в обычном алфавите не имеет собственного звукового значения, в фонетической транскрипции используется для обозначения звука, произносимого на месте а и о после твёрдых согласных во всех неударных слогах, кроме первого предударного: [плáвът'] (плавать), [въдавóс] (водовоз).

Буква ь обозначает в фонетической транскрипции звук, произносимый в заударных и не первом предударном слогах на месте буквя, е после мягких согласных: [пьтачóк] (пятачок), [кóл΄ьт] (колет). Подробнее об этом см. § 74.

Долгие согласные, произносимые, например, на месте двойных н, м, с, д и т. д. или на месте сочетанийс ш, з с, д т и под., обозначаются чертой над соответствующей буквой: ванна = [ванъ], ссылка = [сылкъ], с шумом = [шумъм], подтолкнуть = [пъталкнут’] и т. д.

Знак ц используется для обозначения звука j не перед ударной гласной: [6'элъць чацкъ] ( = белая чайка); в положении перед ударной гласной в фонетической транскрипции пишется буква j.

Упражнение65. Затранскрибируйте следующие слова:

Пароход, главный,затемно, сшить, гамма, отталкивать, косьба, наволочка, синего.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

§ 62. Образование согласных звуков. При образовании одних согласных звуков либо язык плотно прижимается к зубам (т, д) или к нёбу (к, г), либо губы плотно смыкаются (п, б). Струя воздуха, выходя наружу, разрывает плотно сомкнутые органы речи, отчего получается мгновенный шум, напоминающий взрыв. Согласные, которые образуются смыканием органов речи и взрывом воздуха при быстром их размыкании, называются с м ы ч н ы м и; в русском языке это звуки б, г, д, к, п, т.

Звукил, м, н называются смычно-проходными. При образовании звука л передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые воздух и выходит. Поэтому звук л называют боковым. При образовании звука м плотно смыкаются губы, а при образовании звука н язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не получается, так как воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуким и н называются ещё носовыми.

При образовании других согласных звуков органы речи образуют узкий проход, напоминающий щель. Например, при звуке хщель образуется между задней частью языка и нёбом; при звуке с щель образуется между передней частью языка и верхними зубами;при звуке ф – между нижней губой и верхними зубами; При трении струи воздуха о края щели получается шум. Согласные, которые образуются трением воздуха о края щели, называются щелевыми, например:в, ж,з, с, ф, х, ш.

Звуки ц и ч образуются следующим образом: сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке ц) или с передней частью нёба (при звуке ч), затем воздух с лёгким взрывом размыкает органы речи, отчего образуется щель, через которую воздух с шумом и выходит наружу; поэтому звук ц состоит как бы из слитых вместе т и с, а звук ч – из слитых вместе т' и ш'(мягких звуков т и ш). Вот почему звуки ц и ч называются слитными.

При образовании звука р шум получается от дрожания кончика языка; поэтому звук р называется дрожащим.

Следовательно, по способу образования согласные могут быть: 1) смычными; 2) с м ы ч н о-проходными; 3) щ е л е в ы м и; 4) слитными и 5) дрожащими.

По участию губ и языка для образования преграды согласные делятся на следующие группы: 1) губные–б, п, м, в, ф (при образовании б, п, м нижняя губа смыкается с верхней, при образовании в, ф нижняя губа приближается к верхним зубам, отчего получается щель); 2) переднеязычные –д, т, н, ц, ч, з, с, ж, ш, щ, л, р(при образовании одних звуков кончик языка или передняя часть языка смыкается с зубами или с передней частью нёба, при образовании других происходит сближение тех же органов); 3) заднеязычные– г, к, х (образуются смыканием или сближением спинки языка с мягким задним нёбом).

Знания о месте и способе образования согласных звуков необходимы учителю начальных классов при обучении младших школьников правильному произношению звуков, особенно таких, которые могут быть трудны для усвоения: [ш], [ш'], [ч], [ц] и др.

Важно иметь точное представление, какие именно части артикуляционного аппарата (языка, нёба и т. д.) участвуют в образовании звуков, например чем произношение звуков [р], [л] отличается от произношения их мягких соответствий [р'], [л'].

§ 63. Звонкие и глухие согласные. Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: б – п, г – к, д – т, з – с и т. д. Звуки л, м, н, р всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков и называются сонорными согласными. Звуки х, ц, ч всегда глухие.

Звонкие согласныеб, в, г, д, ж, з оглушаются, т. е. превращаются в глухие, если оказываются на конце слова или в середине слова перед глухими согласными, например: дубы –дуб(п), низы – низкий(с).

Глухие согласныек, п, с, т, ф, ш озвончаются, т. е. превращаются в звонкие, если оказываются перед звонкими согласными б, г, д, ж, з, например: молотить – молотьба(д), просить – просьба.(з).

На письме, как правило, оглушение и озвончение согласных не отражается, например: возы – воз, возка; косить – косьба.

Наши рекомендации