Употребление имен прилагательных, имен числительных, местоимений
Контрольные задания
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
(для студентов первого курса заочного отделения специальности 440201 Дошкольное образование)
Студент: _
Группа __
Составитель: Султанова Земфира Маратовна,
преподаватель русского языка и культуры речи.
Уфа, 2015
Тема 1. Культура речи
Задание: сформулируйте основные понятия
Культура речи –
_________________________
Современный русский язык -
Литературный язык_____________________
Речь –
Язык –
_________________________
Функции языка –
1._______________________________
2. ________________________________
3.________________________________
Тема 2. Нормы русского литературного языка
Задание: сформулируйте основные понятия
Языковые нормы -
_________________________
Грамматические нормы –
___
Лексические нормы –
_________________________
Орфоэпические нормы –
_________________________
Коммуникативные нормы –
_________________________
Этические нормы –
_________________________
Функции норм:
1. ___________________________
2. _____________________________
3. _____________________________
Коммуникативный аспект изучения культуры речи –
Правильность речи –
_________________________
Точность речи –
_________________________
Ясность речи –
_________________________Логичность речи –
_________________________Выразительность речи –
_________________________
Чистота речи –
_________________________
Уместность речи –
_________________________
Богатство речи –
Лингвистические словари описывают ________________________
Энциклопедические словари описывают ______________________
Ортологические словари являются___________________________
Тема 3. Богатство русской речи
Задание: сформулируйте основные понятия
Многозначные слова –
_________________________
Омонимы –
_________________________
Антонимы –
_________________________
Синонимы –
_________________________
Паронимы –
Архаизмы –
_________________________
Историзмы –
_________________________
Неологизмы –
_________________________
Фразеологизмы –
_________________________
Идиомы –
_________________________
Тема 4. Средства выразительности
Задание: сформулируйте основные понятия
Эпитет – _________________
Сравнение – ______________
Метафора – ______________
Олицетворение – __________
Оксюморон – _____________
Плеоназм – _______________
Тавтология – ______________
Литота – _________________
Гипербола – ______________
Антитеза – _______________
Анафора – _______________
Эпифора – _______________
Структурный параллелизм –
Общее кол-во ошибок____________
Тест №1
Задание 1. Какая характеристика соответствует понятию "культура речи"? Отметьте правильный вариант.
А. Владение нормами русского литературного языка в устной и письменной речи.
Б. Умение воздействовать на слушателя.
В. Умение работать с лингвистическими словарями.
Задание 2. Кого считают основателем современного русского литературного языка? Отметьте правильный вариант.
А. Н.В. Гоголя.
Б. А.С. Пушкина.
В. В.К. Тредиаковского.
Задание 3. Какое высказывание соответствует понятию "норма литературного языка"? Отметьте правильный вариант.
А. Норма – это общепринятое, образцовое употребление языковых элементов.
Б. Языковая норма – явление статичное.
В. Современные орфоэпические нормы полностью соответствуют литературному языку 19-го столетия.
Задание 4. Отметьте норму произношения.
А. Ат{е}лье
Б. Ат{э}лье
Тест №2
по теме «Грамматические нормы русского языка»
Употребление имен существительных
1. Найдите существительные, у которых окончание -у родительного падежа единственного числа используется для обозначения части
а) суп;
б) сахар;
в) кисель;
г) деготь;
д) сок.
2. Подчеркните склоняемые имена и фамилии
а) Эльдар Рязанов;
б) Андре Моруа;
в) Эдит Пиаф;
г) Альберто Моравиа;
д) Маргарет Тэтчер;
е) Мартирос Сарьян.
3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа слова простыня –
_______________________
4. Найдите разносклоняемые существительные
а) пальто;
б) время;
в) лосось;
г) семя;
д) воля.
5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа слова черешня - –––––––––––––––––––––––––––– .
6. Найдите пары слов, в которых формы множественного числа различаются по значению
а) образы — образа;
б) лагери — лагеря;
в) листы — листья;
г) камни — каменья;
д) сыны — сыновья;
е) редукторы — редуктора.
7. Образуйте форму родительного падежа множественного числа слова будни –
_____________________________
8. Найдите слова, формы множественного числа которых образованы правильно
а) ректора;
б) директоры;
в) диспетчеры;
г) редактора;
д) конструкторы.
9. Найдите существительные женского рода
а) куль;
б) салями;
в) шампунь;
г) тюль;
д) путассу;
е) иваси.
10. Найдите существительные, у которых есть множественное число со значением сорта или разновидности
а) масло;
б) газ;
в) соль;
г) коньяк;
д) табак;
е) шоколад.
11. Найдите существительные среднего рода
а) какао;
б) кофе;
в) кольраби;
г) авеню;
д) сирокко;
е) бра.
12. Найдите разносклоняемые существительные
а) грудь;
б) знамя;
в) путь;
г) салями;
д) дитя.
13. Найдите существительные женского рода
а) мозоль;
б) кольраби;
в) бра;
г) рефери;
д) салями.
14. Найдите существительные мужского рода
а) куль;
б) дурь;
в) шампунь;
г) тюль;
д) путь;
е) медаль.
15. Найдите существительные, не имеющие форм единственного числа
а) вилы;
б) столы;
в) припасы;
г) белила;
д) берега.
Употребление имен прилагательных, имен числительных, местоимений
1. Найдите правильный вариант употребления числительного в предложении
У меня нет 546 рублей.
а) пятьсот сорока шести рублей;
б) пятисот сорока шести рублей;
в) пятьсот сорок шесть рублей;
г) пятиста сорока шести рублей.
2. Образуйте форму творительного падежа числительного 898._________
3. Найдите местоимения 3 лица, которые употреблены правильно
а) наподобие него;
б) сзади него;
в) после нее;
г) у ней;
д) по поводу ее.
4. Найдите формы степеней сравнения прилагательных, которые образованы правильно
а) более интенсивнее;
6) высоченный;
в) наилучший;
г) более умный;
д) строже.
5.Числительное полтораста в творительном падеже имеет форму _________________ .
6. Найдите формы степеней сравнения прилагательных, которые образованы правильно
а) более прогрессивный;
б) наиболее прогрессивный;
в) умнейший;
г) красившее;
д) самый наикратчайший.
7. Найдите прилагательные, которые образуют простую сравнительную степень
а) хромой;
б) красивый;
в) деловой;
г) громадный;
д) легкий;
е) долгий.
8. Числительное полтора в творительном падеже имеет форму __–––––––––––– .
9. Найдите числительные, которые употреблены правильно
а) стоимость пальто от девятиста пятидесяти рублей;
б) к двумста сорока пяти рублям;
в) без шестисот восьмидесяти девяти километров;
г) достаточно четырехсот шестидесяти восьми килограммов;
д) обратиться к восьмисот девяносто двум зрителям.
10. Найдите правильные сочетания
а) обоих братьев;
б) по обеим сторонам;
в) у обоих ворот;
г) обеим подругам;
д) обоих чашек.
11. Найдите правильно образованные формы степеней сравнения
а) более лучший;
б) самый наилучший;
в) самый хороший;
г) лучший;
д) более хороший.
12. Найдите числительные, которые употреблены правильно
а) дом с четырьмя комнатами;
б) дом находится в полутора километрах от станции;
в) бесконечный;
г) жадный;
д) могучий;
е) спелый.
Употребление глаголов
1. Найдите ненормативные грамматические формы 1 лица глаголов
а) избегаю;
б) наврежу;
в) навредю;
г) дужу;
д) сознаваюсь.
2. Найдите нормативные грамматические формы глаголов
а) бдеть;
б) бдить;
в) виснул;
г) вис;
д) выздоровею;
е) выздрровлю.
3. Найдите нормативные грамматические формы 1 лица глаголов
а) посвятю;
б) теку;
в) посвящу;
г) киплю;
д) сержусь.
4. Найдите глаголы, у которых отсутствуют формы 1 лица
а) защитить;
б) победить;
в) разобрать;
г) махать;
д) затмить.
5. Найдите нормативные грамматические формы глаголов
а) ложи;
б) поклади;
в) ехай;
г) поезжай;
д) сотри.
6. Найдите глаголы, у которых отсутствуют грамматические формы 1 лица ед.ч.
а) убедить;
в) выкипеть;
г) давать;
д) обежать;
е) велеть.
7. Найдите глаголы, у которых отсутствуют грамматические формы 1 лица ед.ч.
а) создаться;
б) залечь;
в) атаковать.
8. Найдите ненормативные грамматические формы глаголов
а) рыскает;
б) рыщет;
в) пылесосю;
г) пылесошу;
д) запрячь;
е) запречь.
9. Найдите формы глагола, образованные с помощью суффиксов страдательных причастий
а) склонившийся;
б) склоняемый;
в) прощающий;
г) торопящийся;
д) проливаемый;
е) навеваемый.
10. Найдите глаголы, имеющие грамматические формы 1 и 2 лица
а) светает;
б) жжет;
в) греется;
г) знобит;
д) смеркается;
е) надеется.
11. Определите, какого падежа зависимого существительного требует глагол завидовать .
12. Найдите глаголы, которые образуют грамматическую форму 1 лица единственного числа будущего времени
а) бросить;
б) победить;
в) завязать;
г) убедить;
д) получить;
е) насесть;
ё) родиться.
13. Найдите глаголы, имеющие вариантные грамматические формы лица
а) задавать;
б) внимать;
в)оторвать;
г)колыхать;
д) захотеть.
14. Найдите глаголы, имеющие вариантные грамматические формы лица
а) капать;
б) уплатить;
в) страдать;
г) обратить;
д) проехать.
15. Найдите глаголы, имеющие вариантные грамматические формы повелительного наклонения
а) выбросить;
б) выкрасить;
в) отдавать;
г) отставать;
д) убеждать.