Употребление имен прилагательных, имен числительных, местоимений

Контрольные задания

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

(для студентов первого курса заочного отделения специальности 440201 Дошкольное образование)

Студент: _

Группа __

Составитель: Султанова Земфира Маратовна,

преподаватель русского языка и культуры речи.

Уфа, 2015

Тема 1. Культура речи

Задание: сформулируйте основные понятия

Культура речи –

_________________________

Современный русский язык -

Литературный язык_____________________

Речь –

Язык –

_________________________

Функции языка –

1._______________________________

2. ________________________________

3.________________________________

Тема 2. Нормы русского литературного языка

Задание: сформулируйте основные понятия

Языковые нормы -

_________________________

Грамматические нормы –

___

Лексические нормы –

_________________________

Орфоэпические нормы –

_________________________

Коммуникативные нормы –

_________________________

Этические нормы –

_________________________

Функции норм:

1. ___________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

Коммуникативный аспект изучения культуры речи –

Правильность речи –

_________________________

Точность речи –

_________________________

Ясность речи –

_________________________Логичность речи –

_________________________Выразительность речи –

_________________________

Чистота речи –

_________________________

Уместность речи –

_________________________

Богатство речи –

Лингвистические словари описывают ________________________

Энциклопедические словари описывают ______________________

Ортологические словари являются___________________________

Тема 3. Богатство русской речи

Задание: сформулируйте основные понятия

Многозначные слова –

_________________________

Омонимы –

_________________________

Антонимы –

_________________________

Синонимы –

_________________________

Паронимы –

Архаизмы –

_________________________

Историзмы –

_________________________

Неологизмы –

_________________________

Фразеологизмы –

_________________________

Идиомы –

_________________________

Тема 4. Средства выразительности

Задание: сформулируйте основные понятия

Эпитет – _________________

Сравнение – ______________

Метафора – ______________

Олицетворение – __________

Оксюморон – _____________

Плеоназм – _______________

Тавтология – ______________

Литота – _________________

Гипербола – ______________

Антитеза – _______________

Анафора – _______________

Эпифора – _______________

Структурный параллелизм –

Общее кол-во ошибок____________


Тест №1

Задание 1. Какая характеристика соответствует понятию "культура речи"? Отметьте правильный вариант.

А. Владение нормами русского литературного языка в устной и письменной речи.

Б. Умение воздействовать на слушателя.

В. Умение работать с лингвистическими словарями.

Задание 2. Кого считают основателем современного русского литературного языка? Отметьте правильный вариант.

А. Н.В. Гоголя.

Б. А.С. Пушкина.

В. В.К. Тредиаковского.

Задание 3. Какое высказывание соответствует понятию "норма литературного языка"? Отметьте правильный вариант.

А. Норма – это общепринятое, образцовое употребление языковых элементов.

Б. Языковая норма – явление статичное.

В. Современные орфоэпические нормы полностью соответствуют литературному языку 19-го столетия.

Задание 4. Отметьте норму произношения.

А. Ат{е}лье

Б. Ат{э}лье

Тест №2

по теме «Грамматические нормы русского языка»

Употребление имен существительных

1. Найдите существительные, у которых окончание -у родительного падежа единственного числа используется для обозначения части

а) суп;

б) сахар;

в) кисель;

г) деготь;

д) сок.

2. Подчеркните склоняемые имена и фамилии

а) Эльдар Рязанов;

б) Андре Моруа;

в) Эдит Пиаф;

г) Альберто Моравиа;

д) Маргарет Тэтчер;

е) Мартирос Сарьян.

3. Образуйте форму родительного падежа множествен­ного числа слова простыня –

_______________________

4. Найдите разносклоняемые существительные

а) пальто;

б) время;

в) лосось;

г) семя;

д) воля.

5. Образуйте форму родительного падежа множествен­ного числа слова черешня - –––––––––––––––––––––––––––– .

6. Найдите пары слов, в которых формы множествен­ного числа различаются по значению

а) образы — образа;

б) лагери — лагеря;

в) листы — листья;

г) камни — каменья;

д) сыны — сыновья;

е) редукторы — редуктора.

7. Образуйте форму родительного падежа множествен­ного числа слова будни –

_____________________________

8. Найдите слова, формы множественного числа кото­рых образованы правильно

а) ректора;

б) директоры;

в) диспетчеры;

г) редактора;

д) конструкторы.

9. Найдите существительные женского рода

а) куль;

б) салями;

в) шампунь;

г) тюль;

д) путассу;

е) иваси.

10. Найдите существительные, у которых есть множественное число со значением сорта или разновидности

а) масло;

б) газ;

в) соль;

г) коньяк;

д) табак;

е) шоколад.

11. Найдите существительные среднего рода

а) какао;

б) кофе;

в) кольраби;

г) авеню;

д) сирокко;

е) бра.

12. Найдите разносклоняемые существительные

а) грудь;

б) знамя;

в) путь;

г) салями;

д) дитя.

13. Найдите существительные женского рода

а) мозоль;

б) кольраби;

в) бра;

г) рефери;

д) салями.

14. Найдите существительные мужского рода

а) куль;

б) дурь;

в) шампунь;

г) тюль;

д) путь;

е) медаль.

15. Найдите существительные, не имеющие форм единственного числа

а) вилы;

б) столы;

в) припасы;

г) белила;

д) берега.

Употребление имен прилагательных, имен числительных, местоимений

1. Найдите правильный вариант употребления чис­лительного в предложении

У меня нет 546 рублей.

а) пятьсот сорока шести рублей;

б) пятисот сорока шести рублей;

в) пятьсот сорок шесть рублей;

г) пятиста сорока шести рублей.

2. Образуйте форму творительного падежа числительного 898._________

3. Найдите местоимения 3 лица, которые употребле­ны правильно

а) наподобие него;

б) сзади него;

в) после нее;

г) у ней;

д) по поводу ее.

4. Найдите формы степеней сравнения прилагатель­ных, которые образованы правильно

а) более интенсивнее;

6) высоченный;

в) наилучший;

г) более умный;

д) строже.

5.Числительное полтораста в творительном падеже имеет форму _________________ .

6. Найдите формы степеней сравнения прилагательных, которые образованы правильно

а) более прогрессивный;

б) наиболее прогрессивный;

в) умнейший;

г) красившее;

д) самый наикратчайший.

7. Найдите прилагательные, которые образуют простую сравнительную степень

а) хромой;

б) красивый;

в) деловой;

г) громадный;

д) легкий;

е) долгий.

8. Числительное полтора в творительном падеже имеет форму __–––––––––––– .

9. Найдите числительные, которые употреблены правильно

а) стоимость пальто от девятиста пятидесяти рублей;

б) к двумста сорока пяти рублям;

в) без шестисот восьмидесяти девяти километров;

г) достаточно четырехсот шестидесяти восьми кило­граммов;

д) обратиться к восьмисот девяносто двум зрителям.

10. Найдите правильные сочетания

а) обоих братьев;

б) по обеим сторонам;

в) у обоих ворот;

г) обеим подругам;

д) обоих чашек.

11. Найдите правильно образованные формы степеней сравнения

а) более лучший;

б) самый наилучший;

в) самый хороший;

г) лучший;

д) более хороший.

12. Найдите числительные, которые употреблены правильно

а) дом с четырьмя комнатами;

б) дом находится в полутора километрах от станции;

в) бесконечный;

г) жадный;

д) могучий;

е) спелый.

Употребление глаголов

1. Найдите ненормативные грамматические формы 1 лица глаголов

а) избегаю;

б) наврежу;

в) навредю;

г) дужу;

д) сознаваюсь.

2. Найдите нормативные грамматические формы глаголов

а) бдеть;

б) бдить;

в) виснул;

г) вис;

д) выздоровею;
е) выздрровлю.

3. Найдите нормативные грамматические формы 1 лица глаголов

а) посвятю;

б) теку;

в) посвящу;

г) киплю;

д) сержусь.

4. Найдите глаголы, у которых отсутствуют формы 1 лица

а) защитить;

б) победить;

в) разобрать;

г) махать;

д) затмить.

5. Найдите нормативные грамматические формы гла­голов

а) ложи;

б) поклади;

в) ехай;

г) поезжай;

д) сотри.

6. Найдите глаголы, у которых отсутствуют грамматические формы 1 лица ед.ч.

а) убедить;

в) выкипеть;

г) давать;

д) обежать;

е) велеть.

7. Найдите глаголы, у которых отсутствуют граммати­ческие формы 1 лица ед.ч.

а) создаться;

б) залечь;

в) атаковать.

8. Найдите ненормативные грамматические формы глаголов

а) рыскает;

б) рыщет;

в) пылесосю;

г) пылесошу;

д) запрячь;

е) запречь.

9. Найдите формы глагола, образованные с помощью суффиксов страдательных причастий

а) склонившийся;

б) склоняемый;

в) прощающий;

г) торопящийся;

д) проливаемый;

е) навеваемый.

10. Найдите глаголы, имеющие грамматические фор­мы 1 и 2 лица

а) светает;

б) жжет;

в) греется;

г) знобит;

д) смеркается;
е) надеется.

11. Определите, какого падежа зависимого существи­тельного требует глагол завидовать .

12. Найдите глаголы, которые образуют грамматическую форму 1 лица единственного числа будущего времени

а) бросить;

б) победить;

в) завязать;

г) убедить;

д) получить;

е) насесть;

ё) родиться.

13. Найдите глаголы, имеющие вариантные граммати­ческие формы лица

а) задавать;

б) внимать;

в)оторвать;
г)колыхать;
д) захотеть.

14. Найдите глаголы, имеющие вариантные граммати­ческие формы лица

а) капать;

б) уплатить;

в) страдать;

г) обратить;

д) проехать.

15. Найдите глаголы, имеющие вариантные грамматические формы повелительного наклонения

а) выбросить;

б) выкрасить;

в) отдавать;

г) отставать;

д) убеждать.

Наши рекомендации