Цель практического занятия: научить определять стили речи и выработать умение составлять тексты книжных стилей

Задание 1.Является ли данный текст строго научным? Укажите языковые элементы, подчеркивающие научный характер данного текста.

Разное отношение разных народов к животным особенно наглядно проявляется в метафорическом переносе названия животного на человека. Когда мы хотим ласковым словом назвать девушку или ребенка, мы называем их голубками; вороной же мы называем бестолкового и рассеянного человека. Если национальные культуры отличаются значительно, наблюдаются расхождения в зоосравнениях. Так, у казахов чибис ассоциируется с жадностью, сова – с безалаберностью и рассеянностью, пчела – со злобностью и недовольством, черепаха – с ленью и беспечностью. В сознании русского таких ассоциаций нет. Ассоциации, не свойственные другим народам, присутствуют в языковом сознании испанца. Крот у испанца – символ тупости и ограниченности, хорек - назойливого любопытства и нелюдимости. Весьма отличны от других зоосравнения японской этнической традиции. Горная обезьяна ассоциируется с деревенщиной, лошадь – с дураком, собака – с фискалом, утка – с простаком, клещ – с хулиганом.

_____________

Цель практического занятия: научить определять стили речи и выработать умение составлять тексты книжных стилей - student2.ru Методическая справка. Научный стиль имеет подстили. Если строго научный текст не допускает экспрессивности, то для научно-популярного текста эти ограничения снимаются. Научно-популярный стиль используется в тех текстах, которые предназначены для популяризации научных знаний. Поэтому здесь допускаются лирические отступления, призванные заинтересовать читателя. Синтаксис научно-популярного стиля более простой, то же касается и лексики. Непонятные термины обязательно поясняются или описательно, или при помощи синонимов.

Задание 2.В чем состоит нарушение стиля и структуры данной ниже рецензии? Какие нарушения вы обнаружили еще? Устраните найденные недостатки и напишите свою рецензию.

Рецензия для анализа Исправленная рецензия
Рецензируемая работа посвящена актуальным вопросам психолингвистики. В настоящее время психолингвистика – модная наука. И автор обратился к этой теме неслучайно. Работа мне понравилась. Понравилось, что автор сумел доступно рассказать о сложной природе взаимодействия языка и сознания, речи и мышления. Новым является попытка автора посмотреть на данную проблему с житейской точки зрения, с точки зрения человека, далекого от науки, но постоянно задающего вопрос: что же лежит между мыслью и словом? И адресует автор свою работу не только специалистам, но и всем, кто интересуется данной проблемой. А проблема действительно интересная. Я поздравляю автора и желаю дерзать и дальше, разрабатывая данную проблему.  

Цель практического занятия: научить определять стили речи и выработать умение составлять тексты книжных стилей - student2.ru Методическая справка. Рецензия на научное сочинение является научным текстом, который пишется по стандартному плану:

· Указывается предмет анализа (дипломная работа, диссертация, статья, монография и т.д.).

· Формулируется актуальность темы, необходимость ее исследования.

· Дается краткое изложение структуры рецензируемой работы.

· Излагается краткое содержание работы.

· Дается общая оценка результатам исследования.

· Указываются недостатки, обнаруженные в работе.

· Формулируются общие выводы.

При написании рецензии используются речевые клише:

Работа посвящена актуальной теме…….

Центральным вопросом является…..

Автору удалось найти новый подход к… (автор проявил умение…..)

К недостаткам работы можно отнести…..

Недостатки работы носят частный характер…..

Отмеченные недочеты не снижают (не влияют)…..

Работа заслуживает высокой оценки, а автор достоин….

Задание 3.Напишите реферат по статье (выбор предоставляется вам), используя данное ниже клише.

Статья____________________ посвящена вопросам______________________________.

Во введении автор формулирует________

___

Он подчеркивает актуальность ________

______

Автор выдвигает гипотезу: ___________

______

Для доказательства автор _____________

______

В своем исследовании автор опирается на_______________________________

______

Свои выводы автор подтверждает_______

______

Статья завершается утверждением _____

______

Цель практического занятия: научить определять стили речи и выработать умение составлять тексты книжных стилей - student2.ru Методическая справка. Реферат – это изложение основного содержания текста (статьи, книги и т.д.) с выделением темы, проблемы. Реферат включает комментирование, оценку текста и отвечает на вопрос, что нового, существенного содержится в реферируемом тексте. Таким образом, задача реферата – донести до читателя основные идеи, проблемы, основные положения реферируемого текста. Для написания реферата необходимо хорошо знать материал, уметь его передать, анализировать, делать вывод. Реферат дает описание от 3 лица, дает оценку, формулирует проблемы, характеризует структуру работы. Если реферат пишется на основе двух или более источников, дается сопоставление точек зрения, производится осмысление прочитанного. Реферат включает библиографическое описание первоисточника.

Задание 4.Отметьте нарушения в текстах официально-делового стиля. Укажите элементы, присущие только официально-деловому стилю речи.

1. Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию проект господина Жукова. Данный проект выиграл грант правительства области и сулит немалую прибыль. Просим Вас ознакомиться с ним и высказать свои соображения. Можно в письменном виде. Все предложения будут скрупулёзно рассмотрены комиссией, которую возглавит сам губернатор области. Не стесняйтесь, высказывайтесь. Благодарю за внимание.  
2. Приказ. О всеобщей диспансеризации сотрудников учебного заведения. Руководителям всех структурных подразделений довести до сведения своих сотрудников о необходимости прохождения всеобщей диспансеризации. Все должны понять важность данного мероприятия и никто не должен отлынивать. Кто не пройдет – будет наказан. Ректор.  
3. Данная доверенность выдана моему другу Савину Олегу Васильевичу. Я доверяю ему, так как мы друзья с детства, и я доверяю ему получение моей премии.  
4.Заявление. Декану факультета. Я, студент-заочник, прошу продлить срок сдачи сессии, потому что у меня куча проблем, и я не успеваю сдать все экзамены в срок. Заранее Вам благодарен. Студент 3 курса.  
5. Из заявления. Прошу представить место в общежитии, так как я приезжий – постоянно проживаю в деревне, а в городе у меня нет ни родных, ни даже знакомых. Прошу не отказать в моей просьбе, иначе мне придется спать на улице.  

Цель практического занятия: научить определять стили речи и выработать умение составлять тексты книжных стилей - student2.ru Методическая справка. Официально – деловой стиль характеризуется строгостью стиля и не допускает ни разговорных элементов, ни экспрессивных конструкций. Текст заявлений, приказов, распоряжений должен быть лаконичен, содержать только важную информацию. Поэтому ненужные подробности, разговорные обороты в таких текстах являются нарушением стиля. Для облегчения составления различных видов документов существуют стандартные формы, которых и следует придерживаться.

Задание 5.Ознакомьтесь с данными публицистическими текстами. Какие приемы привлечения внимания использованы в них?

1. Как говорит восточная пословица, все дело случая, но случай награждает лишь того, кто его достоин. Можно привести тысячи примеров, когда те или иные исторические памятники и документы были обнаружены случайно, людьми весьма далекими от исторической науки. Но можно ли такие случайные находки называть открытиями? Нет и еще раз нет. Открытие – это всегда то, что трудом и настойчивостью исследователя оказывается связанным во времени и пространстве со всей суммой накопленных знаний, когда та или иная находка осмыслена и заняла свое место в той нескончаемой цепи, которую мы зовем историей человечества.

(Из речи академика А.П.Окладникова)

________

2. Чем различаются между собой речь развлекательная и речь воодушевляющая? Речь информационная и речь убеждающая, призывающая к действию? Какую цель преследует каждая из них? Есть ли общая цель у них? Конечно, общая цель всех видов публицистической речи заключается в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдется без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представлять себе, какая из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь.

(по книге П.Сопера «Основы искусства речи»)

________

Цель практического занятия: научить определять стили речи и выработать умение составлять тексты книжных стилей - student2.ru Методическая справка. Публицистические тексты, целью которых является донести информацию до слушателя или воздействие на слушателя, всегда очень эмоциональны и экспрессивны. Успех выступления зависит от многих факторов, в том числе от умения лектора удержать внимание слушателей на протяжении всего выступления. Многое зависит от начала. Начинать выступление можно с вопросительных предложений, с лирических отступлений, с интересных примеров, с выделения проблемы, основного вопроса и т.д.

Цель практического занятия: научить определять стили речи и выработать умение составлять тексты книжных стилей - student2.ru

Справочные материалы

Орфоэпический минимум

авизо видение (способность оценивать)
агрессия (ре; допуст.рэ) видение (призрак)
академия (де) втридешева
алкать втридорога
алфавит вязанка (кофта)
амнезия (нэ) вязанка (связка дров)
антенна (тэ) газопровод
аналог гарантированный
анатом гастрономия
апартаменты гегемония
арест генезис
астма (ст) глубокоуважаемый
атлас (вид ткани) гербовый
атлас (карта) гренадер (не гренадёр))
афера (не афёра) группировать
базироваться грушевый
баловать двоечник (шн)
баловаться декан (де, допуст. дэ)
бензопровод демократия
бизнесмен (нэ; допуст. мэ) депо (де; допуст. дэ)
блокировать депрессия (де, ре)
бомбардировать де-факто (дэ)
брюнет (не) диалог
бюрократия диоптрия
бытие(не бытиё)) дипломатия
валовой диспансер (сэ)
верба добыча
вероисповедание договор - договоры
догмат ирис (цветок)
договорённость исповедание
документ исчерпать
донельзя исподволь
досуг каталог
еретик каучук
жалюзи кашлянуть
забронировать (закрепить) квартал
забронировать (покрыть броней) кичиться
завидно кладовая
заговор компрометировать
задолго компьютер (тэ)
заиндеветь констатировать
закупорить корысть
замок (крепость) костюмированный
замок (устройство для запирания) красивее
занять крашение
звонить - звонит кредит (правая сторона счета)
иглистый кредит (ссуда)
ивовый кузен (зэ)
избаловать кухонный лорнет (не, допуст.нэ)
избалованный лавровый (дерево)
изобретение лавровый (венок, лист)
иконопись либерти
индустрия ломота
инженеры ломоть
инструкторы манёвр (не маневр)
инструмент медикамент
инсульт мелисса (с)
интеграл (тэ) металлургия
интеграция (тэ) мышление
интеллект (те) мизерный и мизерный монолог
интерьер (тэ) накликать и накликать
ирис (конфета) намерение
наперчить и наперчить предложить
нацедить предначертать
некролог премированный
никчёмный (не никчемный) премирование
новелла (ве; допуст.вэ) приговор
новорождённый пригубить
обеспечение приданое
облегчение принудить
обсуждённый принять, но принял, приняла
обобщить приобретение
одновременный и одновременный присовокупить
одноимённый произнесённый
опека (не опёка) псевдоним
оптовый пылиться
орган (часть организма) ракурс
орган (муз. инструмент) сажень
осведомить свёкла (не свекла)
осведомлённый свитер ( тэ)
осмысление сессия (се; допуст. сэ)
острота (свойство острого) сливовый
острота (остроумное выражение) современный
остриё(не острие) сосредоточение
отчасти старина (былина)
перегнанный старина(древнее)
переданный таможня
перенятый творог и допуст. творог
пещера (не пещёра) тезис ( тэ)
плавление тембр (тэ)
плесневелый темп (тэ)
пережданный тенденция (тэ;дэ)
подбодрить терапевт (те; допуст.тэ)
позолоченный и позолочённый термин (те)
предвосхитить термос (тэ)
тест (тэ) характерный (о роли, актере)
туфли, туфля характерный (типичный)
уведомить ханжество
уведомленный ходатайствовать
угольный (угловой) ходатайство
угольный (от уголь) шофёр, шофёры
углубить щавель
укупорить экзальтированный
упрочение эксперт
усугубить экспертный
факсимиле экспорт
филистер (не филистёр) экспресс
феномен эскорт
фетиш языковая (колбаса)
фигляр языковая (система)

Лексический минимум

Плеонастические словосочетания

Плеонастические словосочетания Причина ошибки
Биография жизни Биография – описание жизни человека
Большая масса Масса -огромное количество
Будущая перспектива Перспектива – планы, виды на будущее
Взаимно друг к другу Взаимно – значит друг другу
Габаритные размеры Габарит – размер, величина предмета
Моя автобиография Автобиография – описание собственной жизни
Народный фольклор Фольклор– народное творчество
Необычный феномен Феномен – необычное, редкое явление
Огромная махина Махина – огромный, громоздкий предмет
Основание постамента Постамент – основание памятника
Памятный сувенир Сувенир – подарок на память или художественное изделие как память о пребывании в какой-либо стране
Первый дебют Дебют – первое или пробное выступление
Первая премьера Премьера – первый или один из первых публичных показов
Передовой форпост Форпост – передовой пост, передовая позиция
Прейскурант цен Прейскурант – систематизированный сборник цен (тарифов) на услуги и товары
Свободная вакансия Вакансия – незамещенная должность, свободное место в учреждении, учебном заведении
Составной компонент Компонент – составная часть, элемент чего-либо
Хронометраж времени Хронометраж – измерение продолжительности чего-либо или потерь рабочего времени
Чрезвычайные форс-мажорные обстоятельства Форс – мажор – чрезвычайное обстоятельство, которое нельзя предотвратить

Паронимы

Абонемент Документ, предоставляющий право на пользование чем-либо Абонент Лицо, пользующееся абонементом, а также клиент АТС
Адресат Тот, кому предназначается сообщение Адресант Тот, кто отправляет сообщение
Быт Жизненный уклад, повседневная жизнь Бытие Совокупность условий материальной жизни общества
Гарантийный Относящийся к гарантии, содержащий гарантию Гарантированный Поддержанный законом, обеспеченный
Гигиенический Относящийся к гигиене, основанный на гигиене Гигиеничный Удовлетворяющий правилам гигиены
Гипотеза Научное предположение, достоверность которого еще не доказана опытным путем Гипотетичность Предположительность
Главный Самый важный, существенный Заглавный Относящийся к заглавию
Гуманизм Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку Гуманность Мягкое, доброе отношение к кому-либо, человечность
Двуликий Имеющий два лица, заключающий в себе два противоречивых начала Двуличный Лицемерный, неискренний
Действенный Способный активно действовать, эффективный Действительный Существующий на самом деле, реальный
Деловитый Толковый, умелый, предприимчивый Деловой Связанный с делом, работой
Инженерный Технический, связанный с деятельностью инженера Инженерский Относящийся к инженеру или свойственный ему
Личностный Относящийся к личности, индивидуальности Личный Принадлежащий данному лицу
Методический Относящийся к методике как совокупности методов, приемов Методологический Относящийся к методологии как учению о методе научного исследования
Надеть Натянуть, надвинуть (одежду, обувь) Одеть Облечь кого-либо в какую-либо одежду
Националистический Основанный на идеях национальной обособленности и исключительности своей нации, недоверии к другим нациям Национальный Относящийся к нации, связанный с интересами нации
Невежа Грубый, невоспитанный человек Невежда Необразованный, несведущий человек
Недостаток Отсутствие кого-чего-либо в достаточном количестве Недостаточность Неспособность удовлетворить потребность. Нужду в чем-либо
Нестерпимый Такой, который невозможно стерпеть Нетерпимый Такой, который нельзя терпеть, с которым нельзя мириться
Обосновать Подкрепить доказательствами, привести убедительные доводы в пользу чего-либо Основать Положить начало чему-либо, создать
Обсудить Всесторонне рассмотреть, обдумать, оценить, делясь своими соображениями в пользу чего-либо Осудить Признав виновным, вынести приговор
Освоить Научиться пользоваться Усвоить Сделать привычным для себя что-либо новое, перенять у кого-либо, понять. запомнить
Поступок Действие Проступок Поступок, нарушающий обычный, признанный обязательным порядок
Почтенный Достойный почтения, уважения Почтительный Оказывающий почтение, относящийся с почтением
Практический Относящийся к практике Практичный Хорошо разбирающийся в жизненных делах; выгодный
Предоставить Дать возможность обладать, распоряжаться чем-либо Представить Дать, вручить для ознакомления, осведомления; познакомить, предложить  
Реалистический Учитывающий условия жизни, действительности Реальный Существующий на самом деле, действительный, подлинный
Рекомендательный Содержащий в себе рекомендации Рекомендованный Снабженный рекомендацией, имеющий о себе благоприятный отзыв
Снискать Найти, добыть, прилагая усилия, старания Сыскать Найти, обнаружить, отыскать
Типичный Часто встречающийся, характерный, обычный для кого-чего-либо Типовой Являющийся образцом, моделью для чего-либо, сделанный по определенному образцу
Требование Обращение с просьбой сделать что-либо в категорической форме Требовательность Строгость, взыскательность, настойчивость
Факт Истинное, действительное событие; реальность, действительность Фактор Причина, необходимое условие какого-либо процесса, явления
Человеческий Относящийся к человеку Человечный Внимательный, отзывчивый, гуманный
Экономический Относящийся к экономике Экономичный Дающий возможность что-либо сэкономить, выгодный в хозяйственном отношении
  Экономный Бережливый
Эффективность Действенность, результативность Эффектность Способность производить впечатление своим видом или действием
Эффективный Приводящий к нужным результатам Эффектный Производящий сильное впечатление, эффект
Явный Не скрываемый, совершенно очевидный, несомненный Явственный Хорошо различающий зрением, слухом, обонянием; ясный

Ответы к тестам.

Лекция 1. Лекция 2.

1. а 11. c 1. а

2. b 12. b 2. b

3. d 13. d 3. b

4. c 14. a 4. c

5. b 15. b 5. d

6. d 16. c 6. c

7. a 17. c 7. d

8. b 18. b 8. b

9. b 19. d 9. d

10. d 20. b 10. a

Контрольная работа

Наши рекомендации