Акцентологическая норма в глаголах прошедшего времени
У глагола есть сквозные грамматические категории – вид, залог.
Есть категории, которые охватывают почти все глагольные формы – время и наклонение. Важны категория лица. А есть категории, которые реализуются только в прошедшем времени в личных формах глагола. Это категория рода. Она есть и у причастий, но все-таки она не сквозная. Она охватывает прошедшее время глагола. Где играет роль для реализации координации между существительным (местоимением) и глаголом.
Много практических трудностей с формами рода и ударением.
У некоторых глаголов ударение как бы не подчиняется общим правилам в форме женского рода и переносится на окончание. Брать, собрать. Во всех формах этого глагола в прошедшем времени ударение падает на корень, а в форме женского рода падает на окончание – собралА.
Возникают трудности регионального характера, особенно на южных территориях, граничащих с Украиной. Подавляющее большинство глаголов русского языка имело в форме прошедшего времени такое ударение как в инфинитиве.
1. 10 глаголов: брать, врать, гнать, драть, ждать, жрать, звать, лгать, рвать, спать. Это частотные глаголы. Каждый из них имеет по несколько приставочных однокоренных глаголов: звать, позвать. У них во всех формах, кроме женского рода, ударение падает на корень. Так, у всех приставочных глаголов, кроме глаголов с приставкой Вы, ударение падает на окончание. В женском роде. Все они начинаются скоплением согласных: лгать, рвать.
И когда от них образуются соответствующие глаголы со значением многократного действия, между ними появляется чередование ноль звука с гласным И или Ы
Приврать – привирать,
Подозвать – подзывать.
2. гнить, плыть, слыть. То же, что и у предшествующей группы, только, хотя они и начинаются скоплением согласных, они не образуют глаголов со значением многократного действия с подобным чередованием.
3. 4 глагола: быть, дать, жить, пить.
Очень частотные глаголы. У них своеобразные правила ударения (и их образований с приставками). В женском роде ударение у них на окончании. Был – была.
Когда к глаголу добавляется приставка, то происходит следующее: ударение в женском роде падает на окончание, а в формах мужского, среднего рода и множественного числа ударение сдвигается на приставку: задать – задалА. Исключение: ВЫ и некоторые индивидуальные исключения.
забыть вообще выпадает из правила, ударение здесь неподвижно: забЫл, забЫли, забЫла и т.д.
Перемещение в мужском, среднем роде на приставку предпочтительно:
прОдал – продАл
Отдал – отдАл.
А в женском роде обязательное перемещение ударения.
дОбыть нет определенной нормы.
добЫл – дОбыл
4. Это своеобразная группа. Она состоит из 14 глаголов: взять, внять, донять, занять, нанять, обнять, отнять, понять, перенять, принять, пронять, разнять, снять, унять.
Какой у них корень? Это корень –ИМ- (ИМАТИ), который благодаря фонетическим изменениям не ощущается сейчас в нашей речи.
Взять – взяла, внять – донять, дОняли. ДонялА, зАнял, ЗанялА. Обнял, рОзнял – рознЯл.
5. вить, клясть, лить.
Эти три глагола ведут себя непоследовательно. В женском роде у них ударение переносится на окончание.
Но в приставочных глаголах наблюдаются колебания, причем на приставку ударение не переносится
прОлил (возможно) – но пролИл (предпочтительно)
нАлил (почти невозможно) – налИл (предпочтительно)
То, что происходит с приставкой, происходит и с отрицанием НЕ.
нЕ был, нЕ жил, нЕ дал, нЕ пил. У них допустимо не жИл, не пИл, не дАл.
6. Мереть, переть с соответствующими приставками.
замереть – он зАмер, она замерлА
пЕремер, а не перемЁр (хотя непривычно для слуха)
зАпер, заперлА
Один глагол относится к продуктивному классу: (4 продуктивный класс на – ИТЬ)
родИл – родилА
В русском языке было громадное большинство глаголов, которые переносили ударение женского рода на окончание: училА, ловилА, а глагол родить – остаток от громадного числа.
7. бить
пробИть, но час прОбил. В женском роде ведет себя как надо.
8. Может быть ударение на окончании, но является архаичным у глаголов ткасть, прясть.
ТкалА, прялА (архаично)
Аффиксация СЯ
При соединении к группам аффикса -СЯ, получают следующую ситуацию.
Взять - взЯлся, взялОсь, взялИсь, взялАсь
Ударение передвигается на слог, предшествующий аффиксу, в женском, среднем роде, множественном числе, кроме формы мужского рода. Правда, в мужском роде бывают колебания: удАлся, удалАсь.
Это еще осложняется семантикой: запить, зАпила, запилА (согласно норме должно бы). Однако возникают семантические вариации – запИл (лекарство водой)
1. Синонимия форм времени и наклонений глагола, вариантность форм грамматических категорий позволяет говорить о неограниченных стилистических возможностях этой части речи.
Синонимия форм времени связана с употреблением глаголов одного времени в значении другого.
Так, в процессуальных актах, где описываются преступные действия подсудимого, используются глаголы прошедшего времени, чаще совершенного вида. Однако в протоколах допроса и в устной судебной речи в значении прошедшего времени могут употребляться глаголы настоящего времени, что придает речи живость восприятия, изобразительность, в результате чего повышается воздействие судебной речи на слушателей.
2. Временные формы глагола могут различаться степенью употребительности, стилистической окраской, смысловыми оттенками, поэтому нередко возникают трудности, связанные с употреблением некоторых форм времени.
Стилистической окраской различаются параллельные формы у глаголов прошедшего времени с суффиксом – ну (воздвиг – воздвигнул). В женском и среднем роде, а также во множественном числе правильны формы без – ну, в мужском роде в разговорной речи формы с – ну допустимы, но не желательны.
Принадлежностью к различным стилям речи различаются глаголы настоящего времени типа «ослабеть – ослабнуть».
Некоторые глаголы настоящего времени, имеющие параллельные формы, различаются смысловыми оттенками (двигает – движет).
3. Синонимия наклонений глагола связана с наличием у них близких значений. Так, повелительное, изъявительное, условное наклонение могут выражать просьбу, пожелание, условие, поэтому они взаимозаменяемы. Однако следует помнить, что защитительная речь отличается меньшей категоричностью, чем обвинительная, и потому адвокату, если у него нет веских аргументов, чтобы оспорить квалификацию преступления, лучше избегать глагольно-местоименных конструкций типа я заявляю, я хочу, я утверждаю, не допускающих возражений. Лучше заменить их формой сослагательного наклонения, которая менее категорична и вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия или вежливое приглашение к совершению действия.
4. Синонимией форм характеризуется повелительное наклонение. Выбор одной из них обусловлен либо стилистической, либо эмоционально-экспрессивной окраской.
В официально-деловой (юридической) речи категорическое повеление чаще всего выражается глаголом совершенного вида или сочетанием инфинитива с существительным или прилагательным: следователь постановил, возбудить уголовное дело, признать виновным; категоричная просьба передается глаголами совершенного вида в повелительном наклонении: поясните, расскажите; глаголы несовершенного вида часто имеют значение просьбы, совета: проходите, присаживайтесь.
В судебной речи нередко в функции повелительного наклонения используется 1л. мн. числа будущего времени (вспомним, обратимся) или глаголы, обозначающие побуждение к действию (давайте вспомним, давайте обратимся), помогающие судебному оратору сознательно воздействовать на судей, регулировать процесс их восприятия и направлять внимание суда, заставляя думать и рассуждать вместе с ним.
5. Синонимия форм наклонения наблюдается не только при употреблении, но и при образовании некоторых форм повелительного наклонения глаголов (уведомь – уведоми, не порть – не порти). Наличие вариантных форм объясняется их стилистической окраской.
6. Синонимия личных форм глагола связана с особенностями их употребления, образования, правописания.
Экспрессивность устной судебной речи может создаваться в результате взаимозамены личных форм глагола. Чтобы подчеркнуть объективность мнений сторон, участвующих в судебном процессе, используются глаголы 1л. мн. числа будущего времени (рассмотрим, разберемся, обратимся). Эту же функцию выполняют глаголы 3 л. мн. числа, употребленные вместо 3 л. ед. числа (мне могут сказать, могут возразить). Ср: Прокурор может сказать, адвокат может возразить. Использование 3 л. мн. числа вместо 3 л. ед. числа лишает речь излишней категоричности и свидетельствует об уважительном отношении к процессуальному противнику.
Придает речи обобщающий характер и переводит ее в разговорную тональность употребления глаголов 2 л. ед. числа вместо инфинитива (этим не докажешь виновность подсудимого) и 2 л. ед. числа вместо 1 л. ед. числа (когда думаешь о содеянном, приходишь к выводу…)
7. Трудности в употреблении личных местоимений связаны с их образованием и правописанием.
В русском языке имеются недостаточные глаголы, от которых невозможно образовать формы 1 и 2 лица. Это глаголы, называющие процессы, происходящие в неживой природе и животном мире (блеять, ржаветь, лаять), и глаголы, от которых не образуются формы 1 л. ед. числа настоящего и будущего времени по фонетико-орфоэпическим причинам (ощутить, убедить).
Наряду с недостаточными глаголами существуют изобилующие глаголы, имеющие двоякие формы настоящего времени: одну - без чередования конечной согласной инфинитива и основы настоящего времени, другую — с соответствующим чередованием. Между ними существуют стилистические, а иногда смысловые различия (колышет – колыхает, движет – двигает)
8. Синонимия форм причастий и деепричастий связана с наличием или отсутствием суффикса –ну у причастий и суффиксов –в, -вши, -а, -я, -ши – у деепричастий.
Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну обычно сохраняют его в причастиях (виснувший, крепнувший)
У деепричастий формы с суффиксом –вши являются устаревшими, хотя сохраняются в некоторых возвратных деепричастиях (убедившись, нагулявшись).
Некоторые деепричастия образуются с помощью суффикса -ши (изрекши, превозмогши).
Из вариантов скрепив – скрепя, положив – положа и подобных второй является устаревшим и сохраняется лишь в устойчивых сочетаниях.
Контрольные вопросы и задания.
1. Каковы функции синонимии форм времени в судебной речи.
2. Прочитайте отрывок из судебной речи. Подумайте, насколько оправдано здесь употребление настоящего времени в значении будущего. Какую окраску придает речи использование настоящего времени?
«Краснов догнал Ольгу Фомину и преградил ей вход в подъезд, затем схватил за рукав пальто, встал лицом к лицу и не дает пройти. Она просит оставить ее в покое. Краснов предлагает ей пойти погулять. Отказ Ольги вызывает в нем волну злобы. Он наносит ей удары по лицу. Она кричит. Краснов зажимает рот девушки ладонью, отрывает руку от ручки двери, стремится стащить со ступенек и силой пойти с ним».
3. От данных глаголов с суффиксом –ну образуйте формы муж., жен., ср. рода, ед. числа и мн. числа прошедшего времени:
Иссякнуть, прибегнуть, мокнуть, вникнуть, опровергнуть, расторгнуть, озябнуть, гаснуть, крепнуть, виснуть, вянуть, гибнуть.
4. С чем связана синонимия наклонения? Каковы способы повелений в судебной речи?
5. Прочитайте предложения. Каковы способы выражения повеления в официально-деловой юридической речи и публичной?
1) Следователь постановил: по факту кражи возбудить уголовное дело. 2) Суд приговорил Сергеева Юрия Петровича признать виновным. 3) Расскажите, что Вы знаете по делу. 4) Материалы следствия вышлите в Отдел внутренних дел Октябрьского района. 5) Обратимся к анализу доказательств виновности подсудимого. 6) Вспомните все, что вам известно по этому делу. 7) Давайте мысленно помолодеем до их возраста, чтобы понять их поступки. 8) Поясните суду, в каких отношениях вы состоите с потерпевшей.
6. Прочитайте предложения, сделайте взаимозамену форм наклонения. Какие дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки вносит такая взаимозамена?
1). Так для чего же приобщен акт экспертизы? Неизвестно. Хорошо было бы, объясни нам это адвокат в своем выступлении. 2) Если бы подсудимый поступил иначе, потерпевшая не получила бы такого тяжкого увечья. 3). Я хочу поставить вопрос иначе. 4). Я просил бы Вас, товарищи судьи, обратить внимание на еще одну нелогичность версии обвинения. 5) Я хочу сказать о том, как характеризуется подсудимый на работе и в быту.
7. Образуйте формы повелительного наклонения ед. и мн. числа от следующих глаголов:
очистить, выбросить, выдвинуть, выкрасить, вымазать, выставить, колыхать, махать, портить, кроить, поить, утаить, уведомить, откупорить, лакомиться, почистить, морщить, плескать, ехать, колебать, бежать, бегать, лечь, выгородить, оклеветать, гнить.
8. С чем связана синонимия личных форм глагола?
9. В данных предложениях объясните уместность использования той или иной личной формы глагола.
1) Разберемся в объяснениях самого подсудимого. 2) Обратимся к заключению экспертизы. 3) Мне могут сказать, что я мало говорю о противоречиях в показаниях подсудимого. 4). Адвокат может возразить, заявив, что Миронова не знала о совершении кражи. 5) Следователь понимал, что этим не докажешь виновность Подгорного. 6). Рассмотрим первый эпизод в деле, связанный с кражей компьютера. 7). Когда размышляешь над преступлением, совершенным подсудимым, неизбежно приходишь к выводу, что наркомания – зло, которое необходимо искоренять.
10. Какие глаголы и почему называются недостаточными?
11. Образуйте формы 1 лица ед. числа настоящего и будущего времени от глаголов:
роптать, умертвить, учредить, громоздить, ездить, вытереть, обнять, лечь.
12. Что такое изобилующие глаголы?
13. Образуйте формы 3 лица ед. числа от следующих глаголов:
выжечь, изречь, вовлечь, вытереть, колыхать, полоскать, щекотать, рыскать, плескать, мурлыкать, махать, кликать, колебать.
14. Составьте словосочетания с данными глаголами, укажите разницу в употреблении:
двигает – движет, брызгает – брызжет, капает – каплет, метает – мечет, поднимает – подымает.
15.Что Вы можете сказать об употреблении глагольных форм, образованных от слов: класть, хотеть, бежать, бриться, кушать.
16. Определите, какие из перечисленных глаголов являются нормой литературной речи, какие носят разговорно-просторечивый характер. В соответствии с нормами литературного языка образуйте от них личные формы и форму повелительного наклонения:
выстлать – выстелить, брезгать – брезговать, влезать – влазить, дряхлеть – дряхнуть, компостировать – компосировать, сгибаться - сгинаться, мерить – мерять, мучить – мучать, лазить – лазать, прочитать – прочесть, сажать – садить, разостлать – расстелить, похудеть – похудать, натруживать – натружать, свистеть – свистать, слышать – слыхать.
17. Произнесите глаголы в соответствии с нормами литературного языка:
упр…чивать, удост…ивать, проср…чивать, сосред…тачивать, обескр…вливать, удв…ивать, подыт…живать, узак…нивать, усв…ивать, усл…вливаться, обусл…вливать, уполном…чивать, приур…чивать, опор…чивать, отср…чивать.
18. Составьте словосочетания с данными глаголами:
обезлесеть – обезлесить, обезлюдеть – обезлюдить, обессилеть – обессилить, обессмертить, обезболить, обесславить, обезводеть – обезводить, обезземелеть – обезземелить.
19. Определите спряжение глагола, образуйте формы 3 л. ед. и мн. числа настоящего времени и форму прошедшего времени.
Обр.: видит – видят – видел. Бороться, клеить, гнать, лаять, дремать, сеять, сыпать, колоть, зависеть, дремать, выспаться, зиять, каяться, выспаться, колебать, тащить, таять, надеяться, полоскать, шептать, уменьшаться, стлать, молоть, дышать, полоть.
20. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени муж., жен., ср. рода ед. числа и форму мн. числа, поставьте ударение.
Брать, взять, гнать, задать, занять, нанять, начать, отнять, поднять, понять, принять, спать, собрать, сбыться, пролить, догнать, перегнать, прослыть.
Отметьте случаи, когда норма допускает варианты (основной, допустимый, устаревший, разговорный).
21. От данных глаголов образуйте форму 1 л. ед. числа и объясните тем самым свой выбор пропущенной буквы.
Совет..вать, бесед…вать, бич…вать, развед…вать, согр…вать, исповед…вать, навед…ваться, затм…вать, застр…вать, обур…вать, увещ…вать, продл…вать, недоум…вать.
22. Проспрягайте следующие глаголы и поставьте ударения.
Включить, погрузить, винтить, лениться, вручить, сорить, хвалить, шевелить, дразнить, зазубрить.
23. Образуйте причастие с суффиксом –ну от глаголов, данных в задании №3.
24. Образуйте возможные формы действительных и страдательных причастий от глаголов, данных в задании №19.
25. От данных глаголов образуйте деепричастия:
разжечь, изобрести, вознести, внести, мучить, окрестить, опустить, замерить, замерять, взять, снять, накормить, положить, скрепить, сломить, вымести, обрести, вывести, приложить, задремать, окончить.