Объем диктанта и текста при списывании

Проверка и оценка знаний, умений и навыков по грамматике, правописанию.

Проверка и оценка устных ответов

Устный опросявляется важным способ учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

3) последовательность изложения и культура речи.

Полный ответ ученика, особенно 2-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звуко - буквенного, по составу, морфологического) и предложений.

Уже в начальной стадии формирования речи младших школьников их устные ответы должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).

Оценка “5” ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.

Оценка “4” ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки “5”, но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

Оценка “3” ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.

Оценка “2” ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применить их на практике.

Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.

Проверка и оценка письменных работ

В 1-м классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных прописных и строчных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений с рукописного и печатного шрифтов.

В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему текстов.

Количество и виды контрольных письменных работ во 2-4 классах определяются необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам программы или в целом по небольшой теме.

Общие итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы. (см. табл.1).

Таблица 1

  КЛАССЫ  
  1-й 2-й 3-й 4-й
  I полуг. II полуг I полуг. II полуг I полуг. II полуг I полуг. II полуг  
Диктанты (с грамматичес. заданием) --  
Списывание текста --  
Изложение -- - - -  
Примечание: Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ  

Для диктантов (списывания) целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспитательный, познавательный характер, быть доступными по содержанию и структуре учащихся данного класса.

Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изученные правила. Для 1-го класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением. Если же в текстах диктантов

(1-4-е классы) встречаются слова или знаки препинания на правила, которые не изучаются на доске или четко проговариваются учителем.

Объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим.

1-й класс. В I полугодии - 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов.

В конце года - текст из 15 слов для диктанта, текст из 15 слов для списывания.

Во 2-4 классах объем диктанта и текста для списывания должен быть таким (см. табл.2).

Таблица 2

Объем диктанта и текста при списывании

  Четверти
Классы I II III IV
2-й 20-25 слов 25-30 слов 30-35 слов 35-40 слов
3-й 40-45 слов 45-50 слов 50-55 слов 55-65 слов
4-й 60-65 слов 65-70 слов 70-75 слов 75-80 слов

На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводится 35-40 минут.

Диктант

В 1-м классе используется только словесная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы. Работа может быть признана удовлетворительной, если количество недочетов не превышает пяти как при письме под диктовку, так и при списывании текста.

При оценке диктанта во 2-4 классах следует руководствоваться следующими критериями.

Оценка “5” ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии (соблюдение правильного начертания формы букв, одинаковой высоты, наклона, равного расстояния между буквами и др.). Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы и т.п.).

Оценка “4” ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико - графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и

2 пунктуационных ошибок.работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.

Оценка “3” ставится за диктант, в котором допущено от 3до 5 орфографических (фонетико - графических) ошибок в следующих вариантах:

а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные,

б) 4 орфографические и 2 пунктуационные,

в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка.

Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.

Оценка “2” ставится за диктант, в котором допущено 6 и более орфографических (фонетико- графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьезных отклонений от норм каллиграфии.

Ошибкой в диктанте следует считать:

- нарушение правил орфографии при написании слов,

- пропуск и искажение букв в словах, замена слов;

- отсутствие знаков препинания (в пределах программы данного класса),- неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;

г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

За одну ошибку в диктанте считают:

а) два исправления орфографического или фонетико - графического характера;

б) две однотипные пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове НОЖИ дважды написано в конце Ы;

г) две негрубые ошибки. Негрубыми считают следующие ошибки:

· повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель),

· при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена,

· дважды написано одно и то же слово в предложении.

Оценивание итогового диктанта ( за 2, 4 периоды и год)

Оценка выполнения учащимся итогового диктанта строится по принципу:

· «не справился»,

· «справился на базовом уровне»,

· «справился на повышенном уровне».

Результат написания диктанта учащимся оценивается:

- как «справился на базовом уровне» (допустил не более шести ошибок с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило»),- как «справился на повышенном уровне», если учащийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и то же правило).

При проверке итогового диктанта следует руководствоваться следующими критериями:

1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку.

2. Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы.

3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.

В тексте диктанта встречаются орфограммы, которые не изучаются в начальной школе, эти орфограммы выделены в тексте диктанта подчеркиванием. В зависимости от принятой в таких случаях в классе формы работы учитель либо четко проговаривает написание этих орфограмм, либо записывает данные слова на доске

Тестовые работы

Тестовые работы проводятся в качестве текущих контрольных работ.

При оценке тестов используются следующие критерии:

“5”- 100-90% правильных ответов “4”- 89-75% “3”- 74-50%.

Для учащихся 2-3 классов в тестовой работе должно быть не более 12 заданий, в 4 классе не более 16 заданий.

В тестовых работах учащимся предлагается 3 варианта ответов для выбора одного правильного.

Примерные оценки:

12 заданий “5”- 11-12 заданий “4”- 9-10 “3”- 7-8 “2”- 6 и менее заданий 16 заданий “5”- 15-16 заданий “4”- 12-14 “3”- 9-11 “2”- 8 и менеезаданий

Списывание текста

Текущие и итоговые проверочные работы типа списывания (списывание текста из учебника, с доски и т.д.) оцениваются по следующим критериям (см. табл. 3).

При оценке работ типа списывания текста учитывается так же, как в диктантах, соответствие письма каллиграфическим требованиям по критериям, указанным в разделе оценки диктантов.

Таблица 3

Наши рекомендации