Чередование гласных о-а при образовании глаголов несовершенного вида на –ива, -ыва в корнях видовых пар глаголов
Корневая гласная о сохраняется:захлопнуть - захлопывать, озаботить – озабочивать, опорочит – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить – узаконивать, уполномочить – уполномочивать.
Глаголы, требующие чередования о-а:выхлопотать – выхлопатывать, заболотить – заболачивать, заморозить – замораживать, застроить – застраивать, обработать – обрабатывать, облагородить – облагораживать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, удостоить – удостаивать, усвоить – усваивать.
Ошибки в употреблении возвратных форм на –ся и –сь
Если у глагола нет собственно-возвратного значения ( действие не возвращается на субъект), формы на –ся ошибочны.
НЕЛЬЗЯ: ребенок играется, подметается, стирается.
Иногда при употреблении –ся возникает двусмысленность: Огурцы моются под струей холодной воды (при консервировании). Надо: Огурцы моют…
Нельзя злоупотреблять формами на –ся, которые имеют просторечно-разговорный характер: умывалася, одевалася, причесывалася, мылася, обувалася и т. д.
Запомните употребление следующих глаголов: класть (неправильно ложить), подстричься (неправильно постричься), поскользнуться (неправильно подскользнуться), взвесить (неправильно свешать), есть (неправильно кушать), насмехаться (неправильно надсмехаться).
Контрольные тестовые задания к разделу
«Морфологические нормы»
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, именительный падеж).
1. В нашем таксопарке работают только квалифицированные… . | А. шофера Б. шоферы |
2. … нашего отдела получили премию. | А. бухгалтеры Б. бухгалтера |
3. В тайге водятся красивые … . | А. соболя Б. соболи |
4. На побережье Черного моря находятся оздоровительные … . | А. лагери Б. лагеря |
5. На совещании присутствовали … ведущих вузов страны. | А. ректоры Б. ректора |
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, родительный падеж).
6.В ближайшем магазине большой выбор… . | А. туфлей Б. туфель |
7.Босоножки лучше носить без … . | А. носков Б. носок |
8.Мать приготовила вкусный салат из … . | А. помидоров Б. помидор |
9.В нашем вузе учится группа … . | А. осетинов Б. осетин |
10.В настоящее время на Двинской улице нет … . | А. рельсов Б. рельс |
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме прилагательных (употребление степеней сравнения).
11.Левый берег реки … , чем правый. | А. круче Б. более круче |
12.Этот перевал наиболее … . | А. опаснее Б. опасный |
13.Такие ошибки легко … . | А. устранимые Б. устранимы |
14.Я не смог выполнить задания, потому что был … . | А. болен Б. больной |
15. Он всегда был очень … . | А. легкомысленен Б. легкомыслен |
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме числительных.
16. Год приблизительно равен … . | А. триста шестьдесят пяти Б. тремстам шестидесяти пяти |
17. Олимпиада в Сочи состоится в … году. | А. две тысячи четырнадцатом Б. двухтысячи четырнадцатом |
18. В походе участвовало около … человек. | А. полтораста Б. полутораста |
19. В спектакле заняты … знаменитых актрис. | А. пятеро Б. пять |
20. Город расположен по … сторонам дороги. | А. обеим Б. обоим |
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме местоимений.
21.Мария попросила меня принести … конспект. | А. свой Б. ее |
22. Благодаря … мы выиграли соревнование. | А. нему Б. ему |
23. … турист должен иметь эту инструкцию. | А. каждый Б. всякий |
24. Трудно было узнать в ней ту девушку, … она была еще два года назад. | А. которой Б. какой |
25. Сдай хоть … зачеты. | А. какие-либо Б. какие-нибудь. |
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме глагола.
26. Я обязательно … его в своей правоте. | А. убедю Б. должна убедить |
27. Ночью шел дождь, поэтому белье долго … на балконе. | А. сохло Б. сохнуло |
28. Из-под копыт лошади во все стороны … грязь. | А. брызгает Б. брызжет |
29. Наш котенок всегда громко … . | А. мяукает Б. мяучит. |
30. Вас никто не … делать подобные заявления. | А. уполномачивал Б. уполномочивал |
Список литературы
1. Большой орфографический словарь русского языка. – М., 1993.
2. Бучкина Б. З. Орфографический словарь русского языка: Слитно? Раздельно? Через дефис? Впервые с грамматическими формами, толкованиями и примерами употребления. – М., 1998.
3. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976.
4. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М., 1994.
5. Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1993.
6. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике. – СПб.,1997.
Синтаксические нормы
Синтаксиспредставляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, и в то же время – раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения и правила.
Синтаксические нормы, так же как и другие нормы, исторически изменчивы, но не в такой степени, как орфоэпические или лексические.
Синтаксические нормы – это сфера речевой культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений), предусмотренных системой языка.
Чтобы овладеть синтаксическими нормами, недостаточно научиться правильно строить словосочетания и предложения; необходимо учитывать значение конструкции, связи синтаксиса и лексики, синтаксиса и морфологии. Взаимодействие это бесконечно многообразно, потому что лексика языка практически неисчерпаема, да и разнообразие морфологических форм и синтаксических моделей в русском языке весьма велико.
Нарушения синтаксических норм можно разделить на две категории:
1) нарушения правил построения синтаксических конструкций в сложных случаях, связанные с наличием вариантов в строе языка (согласование и управление);
2) грамматически правильно, но неудачно построенные конструкции, вызывающие нежелательный результат.