Правописание сложных имён существительных

Общие правила правописания сложных слов были изло­жены в § 33. Кроме того, следует иметь в виду ещё некото­рые правила правописания сложных существительных.

1. Слитно пишутся:

а) сложные существительные с первой частью авиа-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, кино-, контр-, мото-, псевдо-, фо­то- и т. п.: авиасъёмка, авиамотор, агротехника, аэросев, гидросамолёт, зоопарк, кинотеатр, контратака, мото­гонки, псевдонаука, фотоснимок; радиотелеателье, авто-мотовелогонки (слитное написание не зависит от количест­ва таких частей в слове).

Примечание.Если в сложных существительных при одинако­вом последнем слове первые две части соединяются союзом и, то

после первого элемента ставится дефис, например: радио- и теле­ателье;

б) сложные существительные, второй частью которых
является -град или -город*. Волгоград, Белгород;

в) сложные существительные с глагольной первой ча­
стью на и: горицвет, держидерево, держиморда, верти­
шейка, вертихвостка, скопидом, сорвиголова (но: перека­
ти-поле).

2. С дефисом пишутся:

а) сложные существительные, обозначающие политиче­
ские партии, их членов (или сторонников): социал-демо­
кратия, радикал-социалист и т. п.;

б) сложные существительные, обозначающие единицы
измерения: человеко-день, грамм-молекула, киловатт-час
и т. п.;

в) сложные существительные, обозначающие промежу­
точные стороны света: северо-восток, юго-запад, норд-ост,
зюйд-вест;

г) существительные, имеющие в составе начальные час­
ти обер-, унтер-, вице-, экс-, лейб-, штаб-, штабе-: обер-мас­
тер, унтер-офицер, вице-адмирал, экс-чемпион, лейб-ме­
дик, штаб-квартира, штабс-капитан.

Через дефис пишется существительное контр-адмирал (здесь элемент контр- не имеет значения «против»),

(О написании сложных слов с первыми частями пол-(половина), полу- см. § 33.)

223. Укажите, из каких частей состоят данные сложные сущест­
вительные. Спишите. Подчеркните первую часть сложных суще­
ствительных одной чертой, а вторую — двумя.

Агроминимум (но: агрикультура), авиапочта, градо­строительство, Звенигород, Новгород, газобаллон, гази­фикация, лесотундра, скопидом, времяпрепровождение, семяпочка, семядоля, социал-демократ, тонно-километр, человеко-час, гектоватт-час, юго-запад, северо-восток, ки­нобудка, мотогонки, фотоэлемент, гидростанция, экс-ми­нистр, обер-кондуктор, унтер-офицер, вице-премьер, Зеле­ноград, контрпроект, мировоззрение, тысячелетие, сорока­летие.

224. I. Спишите и подчеркните первые части данных слов. Устно
укажите их лексическое значение, используя «Школьный сло-

варь иностранных слов» или материал из § 26 этого пособия и слова для справок, данные ниже.

Агрономия, антропология, аэровокзал, монография,мо­нолит, монополия, некролог, панорама,перифраза, прото­тип, псевдоним,радиолокация, философия.

Слова для справок: антроп(о) (греч. antropos) — че­ловек; лит (греч. litos) — камень; лок (лат. lokus) — место, некр (греч. nekros) — мёртвый; ном(ия) (греч. nomos) — за­кон, орама (греч. horama) — вид, зрелище; пан (греч. pan) — всё; радио (лат. radius) — луч; соф(ия) (греч. sophia) — муд­рость.

II. С выделенными словами составьте словосочетания и запи­шите их.

225. Спишите. Подчеркните первые части сложных слов.

Приехать в (аэро)порт, экскурсия в (Уж) город, бюл­летень (гидро) (метео) службы, выступление (теле) и (радио) комментаторов, строительство (тепло) (электро) централи, увлекаться (вело) (мото) спортом, установить регулярную (ави..) связь, доклад (вице) президента Академии наук Рос­сийской Федерации, перейти в (контр) наступление, пере­ехать с (юго) востока на (северо) запад области, овладеть (ки­но) с.ёмкой, поражение (экс) чемпиона, приказ (контр) ад­мирала, (теле) репортаж со стадиона, проплыть (пол) озера, применить (электр..) сварку, (электр..) фикация и (ра­ди..) фикация окрестных сёл, (пол) жизни провести на Севе­ре, до (полу) ночи ожидать поезда на (полу) станке.

226. Спишите, вставляя вместо точек подходящий по смыслу си­
ноним из данных в скобках. Предложения, где возможно исполь­
зование обоих синонимов, выпишите отдельно.

1) Лесн........ , не умолкая, повторяет удары топора. С ка­
ким-то однообразным ... капля за каплей падает с крыш
вода. (Купр.) (отзвук, эхо) 2) Река Вангоу имеет ... горной

таёжной речки. (Аре.) С высоты открывается чудесн.....................

окрестных гор (панорама, вид). 3) Вдоль реки проходи..

когда-то оборонительн............ Чувство красоты в человеке не

знает ... и рамок. (Ч.) (граница, рубеж) 4) Я снова в тех местах, которые были ... моего детства. (С.-Щ.) Статья не­известного ... носит драгоценную печать истины. (П.) (сви­детель, очевидец) 5) Солдаты шли чётким строем, строго

держа .... Танки, отойдя на приличн.................. , открыли огонь.

(Бек) (дистанция, расстояние)

227. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреб­
лении слов. Исправьте эти ошибки и спишите.

1) Автор сосредоточивает наше внимание на раскрыва­ние психологического состояния главного героя. 2) Ребята младшего отряда ухаживали за телятами-второгодниками. 3) Тургенев пополнил плеяду «лишних людей» ещё одним типом. 4) В сущности у Базарова нет настоящих друзей и сообщников. 5) Ларра является большим индивидуумом. 6) Майданников не сразу преодолел тяготу к частной соб­ственности. 7) Судьба Барона свидетельствует о выраже­нии господствующего класса.

228. Прочитайте и скажите, какие буквы пропущены в словах.
Проверьте по орфографическому словарю. Спишите.

Мон..лог, д..алог, пер..фраза, п..ртрет, беллетристика, био­графия, вариант, д..фирамб, инициатива, публ..цист, п..еса, кульминация, эп..грамма, фель..тон, хрестоматия, ш..девр.

229. Прочитайте. Сформулируйте основные мысли текста. Спи­
шите, расставляя знаки препинания. Составьте схему выделенно­
го предложения.

Незадолго до появления на сцен.. Грозы мы разб..рали очень подробно все произведения Островского... Если чита­тели не забыли мы пр..шли тогда к тому результату что Островский обладает глубоким пониманием русской жизн.. и великим уменьем изображать резко и живо самые суще­ственные её стороны.Гроза вскоре послужила новым дока­зательством справедливости нашего заключения. Мы хоте­ли тогда же говорить о ней но поч..ствовали что нам пр..шлось бы при этом повторить многие из прежних на­ших соображен..й и потому решились молчать о Грозе...

Но теперь снов., встречая п..есу Островского в отдель­ном издани.. и припоминая всё что было о ней написано мы находим что сказать о ней несколько слов с нашей стороны будет совсем не лишне. Она даёт нам повод дополнить кое-что в наших заметках о «Тёмном царств..» провести да­лее некоторые из мысл..й высказанных нами тогда и — кстати — объясниться в коротких словах с некоторыми из критиков... (Н. Добролюбов)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§42. УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

230. Прочитайте. Укажите имена прилагательные и определите
их разряд.

1) В поле уже жарко, жарко, дорога среди высоких и недвижных хлебов узка и пылит. (Бун.) 2) В комнатах за­пахло нежным полевым воздухом. (Бун.) 3) В кабинете от­ца висел старый охотничий кинжал. (Бун.) 4) Длинна зим­няя ночь. (Акс.) 5) Охотничьи заботы и мечты овладели мо­им воображением. (Акс.) 6) Лиса редко вырывает нору сама в таких местах, где есть норы сурочьи или барсучьи. (Акс.) 7) Мать приказала отпереть дедушкин кабинет. (Акс.)

231. Спишите, образуя от данных в скобках прилагательных
сравнительную или превосходную степень (простую или состав­
ную).

I. 1) Смородина (вкусный) крыжовника. 2) Олово
(плавкий) металл, чем свинец. 3) Ключевая вода (чистый)
речной. 4) Твой рисунок (красивый) моего. 5) Малина
(сладкий) брусники. 6) Старая мебель (громоздкий), чем
новая. 7) У младшего брата голос был (звонкий), чем у
старшего.

II. 1) При переходе через горные речки надо соблюдать
(строгий) порядок. 2) Школьник из Липецка был (моло­
дой) участником шахматного турнира. 3) Боксёр одержал
победу в (лёгкий) весе. 4) (Низкий) зимние температуры
бывают у нас в Якутии.

232. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при упо­
треблении степеней сравнения прилагательных. Спишите, ис­
правляя предложения.

1) Наши космические корабли открыли человечеству путь к еще глубшему познанию тайн природы. 2) Речь ба­бушки более ярче и выразительна, чем речь других геро­ев повести. 3) Слова Луки производят на некоторых обита­телей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 4) Ольга была более моложе Татьяны. 5) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 6) Домой мы воз­вращались коротчайшей дорогой.

233. Спишите, образуя по данным образцам краткие формы при­
лагательных.

1. Знойный день. — День зноен.Стройный юноша. Спокойный ребёнок. Достойный уважения человек. — Человек достоин уважения. Недостойный внимания по­ступок.

2. Непреклонный характер. — Характер непрекло­нен.Безукоризненный ответ. Несомненный успех.

234. Прочитайте. Обратите внимание на образование краткой
формы мужского рода данных прилагательных. Составьте 8 не­
больших предложений с этими краткими прилагательными.

Образец. Труд поэта родственлюбому труду.

Бездейственный — бездействен, безнравственный — безнравствен, величественный — величествен, воинствен­ный — воинствен, двусмысленный — двусмыслен, искус­ственный — искусствен, легкомысленный — легкомыслен, многочисленный — многочислен, мужественный — муже­ствен, невежественный — невежествен, ответственный — ответствен, посредственный — посредствен, торжествен­ный — торжествен.

235. Спишите, вставляя вместо точек полную или краткую фор­
му прилагательных, данных в скобках. Расскажите о различиях
кратких и полных прилагательных.

1) Цель похода была ... для всех участников. Погода стояла ..., но ветреная (ясная, ясна). 2) Учебник по физике мне очень .... Журнал «Наука и жизнь» ... и интересный (нужный, нужен). 3) В течение недели брат был ... анги­ной (больной, болен). 4) Тёплый сентябрь ... для Подмос­ковья (обычный, обычен). 5) Наш класс ... за организацию школьной выставки (ответственный, ответствен). 6) Стилю рассказов А. П. Чехова ... лаконизм (свойственный, свой­ствен).

§ 43. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

I. 1. Падежные окончания прилагательных удобнее все­го проверять постановкой вопроса какой? в нужном паде­же, так как окончания прилагательных и вопроса совпа-

дают. Исключение составляет именительный (и сходный с ним винительный) падеж единственного числа мужско­го рода.

2. В именительном падеже единственного числа в муж­
ском роде пишется -ой (при ударении на окончании), -ый

или -ий (при ударении на основе); в женском роде----------------- ая

или -ля; в среднем роде--------- ое или -ее, например: яркий го­
лубой (зелёный) цвет; яркая синяя краска; яркое синее
платье. Во множественном числе всех трёх родов пишется
-ые или -ие, например: яркие голубые (цвета, краски, пла­
тья).

3. В творительном падеже единственного числа прила­гательных мужского и среднего рода пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким?), а в предлож­ном ом или -ем (отвечает на вопрос каком?), напри­мер: пробирались мрачным, дремучим (каким?) лесом; говорили о мрачном, дремучем (о каком?) лесе.

4. В винительном падеже единственного числа прилага­тельных женского рода пишется окончание -ую или -юю

(отвечает на вопрос какую?), а в творительном--------------- ой или

-ей (-ою или -ею) (отвечает на вопрос какой? какою?), например: вижу прекрасную утреннюю (какую?) зарю; любуюсь прекрасной (ою) утренней (ею) (какой? ка­кою?) зарёй.

П. В притяжательных прилагательных на -ий, -ья, -ье (охотничий, охотничья, охотничье) ь пишется во всех формах, кроме именительного (и сходного с ним винитель­ного) падежа единственного числа мужского рода (охотни­чий)^ например: охотничью собаку, охотничьим ружьём, охотничьих приключений и т. д.

III. В краткой форме прилагательных мужского рода единственного числа после шипящих ь не пишется: жгуч, блестящ.

236. Спишите. К именам прилагательным ставьте в скобках во­прос, на который они отвечают. Окончания подчеркните.

Образец. В синем (в каком?) небе звёзды блещут.

I. 1) Летн.. день что зимн.. неделя. 2) Хорош., дело два века живёт. 3) Вчерашн.. дня не воротишь. 4) В согласи.. стаде волк не страшен. 5) Худ., сетью рыбы не наловишь.

6) Бездонн.. бочку водой не наполнишь. 7) На остр., ко­су много покосу. 8) В летн.. ночь заря с зарёю сходится. 9) В колюч., кустарнике не спрячешься.

(Пословицы)

П. 1) Туман прогнало утренн.. ветерком. (Ч.) 2) Сквозь прошлогодн.. бур., листву кое-где растут высокие травы. (Т.) 3) Компания охотников ночевала на свеж., сене. (Ч.)

4) Пахло дождём и свеж., сеном. (Ч.) 5) Бричка взвизги­
вала при малейш.. движении. (Ч.) 6) В поздн.. ночь над
устал., деревнею сон непробудн.. царит, только старуху
столетн.., древн.. не посетил он — не спит. (Н.) 7) По вер­
хушкам леса потянулся гул от пр..утренн.. ветра. (Кор.)
8) С огромн.. силой Нагульнов толкнул лев.. плеч, .м
дверь. (Шол.) 9) Давыдов долго сидел за столом в мрачн..
раздумь.. . (Шол.)

237. Спишите, согласовывая поставленные в скобках прилага­
тельные с теми существительными, к которым они относятся.

1) Днепр серебрился, как (волчий) шерсть среди ночи. (Г.) 2) Удивительные вещи увидели мы на (птичий) базаре. (Аре.) 3) Река Сица считается (хороший, охотничий) местом. (Аре.) 4) Он [Собакевич] опрокинул половину (бараний) бока к себе на тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до (последний) косточки. За (бараний) боком последовали ватрушки. (Г.)

5) Для довершения сходства фрак на нём был совершенно
(медвежий) цвета. (Г.) 6) На другой день, в 8 часов утра, Ан­
на вышла одна из (извозчичий) кареты и позвонила у боль­
шого подъезда своего (бывший) дома. (Л. Т.) 7) Зверолов за­
ранее осматривает (волчий и лисий) тропы. (Акс.) 8) (Вол­
чий) воем пели снасти. (Пауст.) 9) Уж за горой (дремучий)
погас вечерний луч, едва струёй (гремучий) сверкает жар­
кий ключ. (Л.) 10) Усатый (помещичий) егерь, махнув че­
рез ров на (проворный) коне, дорогу у псов отбивает. (Н.)

238. Спишите, заменяя полные формы прилагательных кратки­
ми. Когда (до или после замены) утверждение выражено более ка­
тегорично?

1) Морозец жгучий. — Морозец жгуч. 2) Ветер резкий и свежий. 3) Борщ горячий. 4) Ситец довольно линючий. 5) Мотив песни вялый и тягучий. 6) Ответ остроумный, блестящий.

§ 44. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Для образования имён прилагательных от разных час­тей речи используются различные суффиксы. Наибо­лее употребительными из них являются суффиксы -н-, -они-, -енн-, -ин-, -к-, -ск-, -ое- (степной, станционный, ис-кусственныи, орлиный, веский, городской, березовый и т. д.).

Часть суффиксов прилагательных передаёт дополни­тельные оттенки значения (неполноты качества, ласки и т. д.)» например: беловатый, рыжеватый, старенький, лёгонький.

Правописаниен инн в прилагательных

1.Пишется нн:

а) в прилагательных, образованных при помощи суф­
фикса -н- от существительных с основой на н, например:
лимон — лимонный, машина — машинный;

б) в прилагательных, образованных от существитель­
ных при помощи суффиксов -енн- и -онн-9 например: веще­
ство — вещественный, утро — утренний, солома — со­
ломенный, станция — станционный, лекция — лекци­
онный.

2. Пишется н:

а) в непроизводных прилагательных (не образованных
от других частей речи), например: юный, синий;

б) в прилагательных с суффиксами -ин-, -ан- (ян), на­
пример: орлиный, лебединый, гостиный, кожаный, сереб­
ряный.

Исключения: оловянный^ стеклянный^ деревянный.

Примечания: 1.Следует различать прилагательные вет­реный (= «с ветром»: ветреная погода, ветреный день; ветре­ная девушка), ветряной, ветряный (= «приводимый в движение ветром»: ветряной двигатель, ветряная мельница; см. также название болезни — ветряная оспа). Прилагательное ветреный имеет краткую форму (погода ветрена, девушка ветрена), а вет­ряной, ветряный не имеют.

2. Прилагательное ветреный пишется с одним н, а все при­ставочные образования от слова ветер — с двумя н, например: безветренный, подветренный.

3. В кратких прилагательных сохраняются два «, если они были в полной форме, например: пустынная дорога — дорога пустынна, но зелёные деревья — деревья зелены.

239. Спишите. Обозначьте суффиксы прилагательных.

I. Баше..ый кран, исти..ое происшествие, каме..ая ограда, пламе..ое чувство, име..ой список, племе..ой скот, болезне..ые явления, искре..яя радость, кожеве..ый завод, родстве..ые отношения, станцжк.ый подъезд, дивизио..ый командир, стекля..ая посуда, серебряный портсигар, пес-ча..ая почва, глиня..ая чашка, ю..ые спортсмены, румя..ые яблоки.

П. Ветр..ое утро, безветр..ый день, ветр..ая мельница, платя..ой шкаф, клюкве..ый морс, листве..ая аллея, дис-куссио..ый вопрос, кожа..ый диван, петуши..ый крик, мы­ши..ая возня, маши..ый зал, стари..ый циферблат, коноп­ля..ое семя.

240. Спишите. Устно объясните правописание прилагательных с
пропущенными буквами.

I. 1) Быстро лечу я по рельсам чугу..ым, думаю думу свою. (Н.) 2) Далеко видна жёлтая полоса песча..ого бере­га. (М. Г.) 3) Ледя..ое дыхание ветра напоминало о том, что теперь январь и что мы находимся в море. (Сераф.)

4) Дли..ые чистые сакли с плоскими земляными крышами
и красными трубами были расположены по неровным ка­
менистым буграм. (Л. Т.) 5) Пол почти во всех комнатах
был глиня.-ый. (Г.) 6) Через минуту кибитка остановилась
перед деревя..ым домиком. (П.) 7) Время от времени мы
откачивали воду берестя.,ым ковшом. (Аре.) 8) Около
ветр..ой мельницы босой белоголовый мальчик лет семи
пас гусей. (Шол.)

П. 1) Над Гремячим Логом уже поднимались выше то­полей розовые утре..ие туманы. (Шол.) 2) Вагон остано­вился. Теперь слышались, кроме грачи..ых, человеческие голоса. (А. Н. Т.) 3) Волга была пусты..а. (А. Н. Т.) 4) На громоздком письме..ом столе стояли в шахматном порядке телефо..ые аппараты прямой связи с участками. (В. Аж.)

5) Голубая высь иногда затягивалась сплошным серым туманом, сеющим мелкую водя..ую пыль. (Нов.-Пр.)

6) Ра..им солнечным утром мы опять летим над сереб-

ря..ой лентой реки. (С.-М.) 7) Бесконечная каме..ая ули­ца... была мертва, пуста. (Бун.)

241.Замените выделенные слова именами прилагательными и
напишите словосочетания. Суффиксы прилагательных обозначь­
те. Когда признак выражен более конкретно — до или после за­
мены?

Следы зверя,писк комара,лапы гуся,яйцо голубя,го­лова лошади,гнездо воробья,трели соловья,платье из шерсти,чашки из глины,ложки из серебра,рубашка из полотна,ножи из стали,изделия из железа,дом из дерева,укус муравья,масло из конопли,пуговицы из олова,кры­ша из соломы,сок из клюквы,учение об эволюции,по­стройки при станции,изделия из кожи,день торжества,обязанности похозяйству, день с ветром.

242.От данных слов при помощи суффикса -н- образуйте име­
на прилагательные. Составьте и запишите с ними словосочета­
ния.

Честь, злость, община, корень, идеал, без предела, без призора, без страха, без заботы, под землёй, за рекой, за ру­бежом, по границе, перед выборами, при дороге, при бере­ге, при городе, без времени, без имени, без облаков, перед юбилеем.

243. I. Спишите, ставя данные сочетания во множественном чис­
ле и подбирая к выделенным прилагательным синонимы.

Экстр..ноесообщение. Недюж..ноедарование, Рум..ноелицо. Подл..ныйдокумент. Сокров..ноежелание. Ист..ноепроисшествие. Традици..наявстреча. Багр..ноезнамя.

П. Спишите, подбирая к выделенным прилагательным антонимы с н или нн.

Осе..яяпогода. Вечерняя з..ря. Пожилойшахматист. Обыкновсоеявление. Постоялаяработа. Естестве.,ыепрепятствия. Прогрессивныесилы.

244. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­
ки препинания, раскрывая скобки. Определите стиль речи. Ка­
кие средства выразительности языка использованы в тексте авто­
ром? Какие типы речи сочетаются в тексте? Подберите синонимы
к слову (не)спешно. Дайте толкование слова рушник. В случае
затруднения обращайтесь к словарям. Сделайте морфемный раз­
бор выделенных слов.

В середине лета по Десне закипали сенокосы. Перед тем обычно (в)течени.. нескольких дней стояла (не)докучливая теплынь небо высокое ёмкое и тянутся по нему (в)разброд (не)заст..лая солнца белые кружевные облака. Раза два (три) над обрывистым берегом сходились облака в плотную син..ву и (от)туда, с высот, от деревень (не)спешно выплы­вала на луга туча в серебря..ых окаёмах. Вст..вала она вы­сокая в..личавая в син..х рушниках дождей разгульно и благодатно р..котала и похохатывала громами и вдруг оглушительно весело шарахала в несколько разлом..стых колен и стек л я., ым перезвоном отзывалась Десна под тёшь.ми водя..ыми струями. Поласкались в весёлом спо­ром дожде пр..брежные лозн..ки намокали песча..ые бере­га излучин пили травы пила земля наб..рала про запас вла­гу в кротовые норы и опустив голову покорно и охотно мок­ла среди лугов стреноженная лошадь. А в заречье куда св..лилась туча уже зависала над син..ми лесами оранже­вая радуга. (От)туда т..нуло грибной прелью прямыми запахами.

Лесные зап..хи смеша..ые с медовыми зап..хами лугов становились похожими на зап..х крепко настоя..ого чая от которого делалось хмельно и (не)из..яснимо радос(?)но и молодо на душе. (По Е. Носову)

Прилагательные с суффиксами -к- и -ск-

1. Суффикс -к- пишется:

а) в качественных прилагательных (они имеют краткую
форму), например: дерзкий (дерзок), плоский (плосок);

б) в относительных прилагательных, образованных от
существительных с основой на к, ц, ч, например: рыбацкий
(рыбак), немецкий (немец), ткацкий (ткач). В основе су­
ществительного, от которого образовано относительное
прилагательное, к и ч чередуются с ц,

Примечание. Вотдельных случаях относительные прилага­тельные образуются от существительных с основой на к и ч при по­мощи суффикса -ск-, например: узбекский, угличский (от Углич).

2. Суффикс -ск- пишется в относительных прилагатель-
ных с другими согласными в основе, например: киргизский
(киргиз), детский (дети), рязанский (Рязань), бунтарский
(бунтарь).

Перед суффиксом -с/с- буква ь пишется только после л {приятельский, уральский), а также в прилагательных, образованных от названий месяца на -нь и -ръ (июньский, сентябрьский, октябрьский и т. д., кроме январский). Бу­ква ъ пишется также во фразеологизме день-деньской (це­лый день).

3. Прилагательные с суффиксом -ск- (-овск-), образо­ванные от собственных имён, пишутся со строчной буквы, например: онежские былины, пушкинские поэмы, левита-новские пейзажи. С прописной буквы такие прилагатель­ные пишутся лишь тогда, когда входят в состав наименова­ний, имеющих значение «имени, памяти», например: Мен­делеевские чтения, Вахтанговский театр.

Примечание.От прилагательных с суффиксом -ск- (-овск-), об­разованных от имён собственных, надо отличать образованные также от имён собственных притяжательные прилагательные с суффиксами -ев , -ое-, ин-, -ый-, пишущиеся с прописной буквы, например: Далее словарь, Олины тетради,

Во фразеологических сочетаниях, в которых уже утратилась связь прилагательного с существительным, употребляется строч­ная буква, например: сизифов труд, ариаднина нить.

245. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Суффиксы обо­значьте, объясните (устно) их правописание.

1) Я вижу низ..ий домик с галереею из маленьких по­черневших деревя..ых столбиков. (Г.) 2) Был ясный ян­варский день, всюду сверкало серебря..ое солнце. (М. Г.) 3) Молодец..ий посвист слышится. (Н.) 4) У крыльца ко-мендан..ого дома казак держал под уздцы прекрас.ую бе­лую лошадь киргиз..ой породы. (П.) 5) За тележкой шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардин..ой трубочки. На нём был офицер..ий сюртук без эполет и черкес.ая мох­натая шапка. Смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказ..им солнцем. (Л.) 6) Вдруг видит бли..кие две тени. (П.) 7) Приятно дер..кой эпиграммой взбесить оплошного врага. (П.) 8) На лугах блестят горо­шинки росы, что бывает только ра..им утром. (Ч.) 9) Дли..ые тени домов, деревьев, заборов ложились кра­сиво по светлой пыльной дороге. (Л. Т.) 10) Дробись, дро­бись, волна ночная, и пеной орошай брега в тума..ой мгле. (Л.)

246. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффик­
сом -к- или -ск-. Запишите их вместе с подходящими по смыслу
существительными.

Матрос, казах, француз, молодец, Одесса, Казань, июль, ткач, казак, богатырь, январь, Русь, гавань, немец, Кав­каз, декабрь, июнь, комендант, октябрь, киргиз, делегат, рыбак, Сибирь, конь, Урал, гигант, село, чех, поляк, инсти­тут, университет, горняк, Рига, кандидат, Прага, пассажир.

247. Спишите. Объясните употребление строчных или пропис­
ных букв.

Замечательная (Л, л)ермонтовская проза, (Г, гоголев­ская сатира, представитель (Ф, ф)амусовского общества, (Ф, ф)едорино горе, (И, и)ваново детство, (Ч, ч)еховский юмор, (Т, т)ургеневские романы, (Л, л)омоносовская пре­мия, (П, п)ушкинские чтения, (С, с)онино счастье, (А, а)хиллесова пята.

Прилагательные с суффиксами -ое-, -ее-, -чив-, -лив-, -ив-, -чат-, -оньк-, -еньк-

1. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс

-ое-, без ударения--------- ев-, например: ежовый, грошовый,

перцовый, плюшевый, ключевой, ситцевый.

2. В суффиксах -чив- и -лив- пишется и, например: за­носчивый, заботливый, настойчивый.

3. Для различения суффиксов -ев- и -ив- следует по­мнить, что суффикс -ив- бывает под ударением, например: игривый, льстивый (но: милостивый, юродивый). Суф­фикс -ев- пишется в безударном положении, например: си­реневый, краевой.

4. Суффикс -чат- пишется с буквой а, например: сту­пенчатый.

Слово дощатый (от доска) необходимо запомнить.

5. В уменьшительно-ласкательных прилагательных по­
сле г, к, х употребляется суффикс -оньк- или -еньк-9 напри­
мер: тихонький — тихенький, лёгонький — лёгенький; в
остальных случаях — только -еньк-, например: беленький.

248. От данных слов образуйте прилагательные с суффиксами. Со­
ставьте по два словосочетания с прилагательными каждой группы.

1) -ое- или -ев-: свинец, кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плюш, изразец, глянец, холст, вещь;

6 —В.Ф.Греков 161

2) -чив- или -лив-: доверять, расчёт, услужить, заду­мать, изменить, устоять, засуха, угодить, увёртываться, уклониться;

3) -ев- или -ив-: поле, бой, огонь, лень, спесь, ложь, червь, яблоня, отрасль, никель (расставьте в прилагатель­ных ударение);

4) -чат-: бревно, взрыв, узор, веснушка, рассыпать.

249. Спишите примеры, вставляя вместо точек нужные суффик­
сы {чив-, -лив-, -чат-, -ое-, -ев-, -оньк-, -еньк-, -ск-, -к-, -енн-, оват-
или -еват-). Суффиксы обозначьте и объясните (устно) их право­
писание. Найдите метафоры и эпитеты.

I. 1) Взгляд Лизы теперь был просящий, мягкий, а вме­
сте с тем довер..ый, ласк..ый. (Дост.) 2) Женщины оказа­
лись на редкость привет..ы, словоохот..ы. (Г. Н.) 3) У нас
чиновник плох..ий и тот полов не выметет. (Н.) 4) Зимою
здесь общество сер..ое, неинтересное. (Ч.) 5) У самых две­
рей стоял простой тесовый стол, покрытый син.-ою скатер­
тью. (Дост.)

II. 1) В сентябр..ие вечера бывают какие-то особенные,
задум..ые закаты. 2) На рыж..ую щетину сжатых полей
падает первый снег. 3) Синеватый утр..ий свет пробивался
в продолг..ые щели сарая. 4) Петя был сметный и разго­
вор..ый мальчик. 5) Мороз разукрасил окна причуд..ыми
узорами. 6) Пройдя Риж..ий залив, теплоход вышел в от­
крытое море. 7) Мы переехали по бревен..ому мосту че­
рез уз..ую речонку. 8) На склад привезли берёз..ые и
осин..ые дрова. 9) Стадо охранялось сторож..ыми собака­
ми. 10) У каждого за плечами был вещ..ой мешок.

250. Прочитайте, укажите уменьшительные существительные и
прилагательные, определите их стилистическую роль. Спишите,
расставляя недостающие знаки препинания.

1. Илья Ильич проснулся в своей маленькой постельке. Ему только семь лет... Какой он хорош..нький кра­сивенький полный... Щёчки такие кругл..нькие что иной шалун надуется нарочно а таких не сделает. (Гонч.)

2. — Но что такое господин Бенковский? — Он чер­нее..нький слад..нький тих..нький. У него есть ус.ки губки ручки и скрипачка. Он любит нежные песе..ки и варень.ще. Мне всегда хочется потрепать его по морд..чке. (М. Г.)

3. (Не)смотря на то что минуло более восьми лет их суп­ружеству из них всё ещё каждый пр..носил другому или кусоч..к ябло..ка или конфетку или ореш..к и говорил тро­гательно-нежным голосом Разинь душе..ка свой ротик я те­бе пол..жу этот кусоч..к. Само собой разумеется что рот..к раскрывался при этом случае очень грациозно. (Г.)

251. Спишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу прила­гательные, данные в скобках.

1) Одна из дверей была завешена огромными ... портье­рами из пунцового бархата. (Дост.) Фома унёс с собой от старика ... чувство: Щуров и нравился ему, и в то же время был противен. (М. Г.) (двойной, двойственный) 2) Я уви­дел небольшого человека средних лет, с ... немного болез­ненным лицом. (В. К.) Ярко светились голубые ставни трёх окон и ... решётчатая ставня чердачного окна. (М. Г.) (ор­динарный, одинарный) 3) Мой приятель был самый про­стой и ... человек, хотя и стихотворец. (П.) Карл Иванович с очками на носу и книгой в руке сидел на своём ... месте. (Л. Т.) (обычный, обыкновенный) 4) Вокруг одиноких кус­тов саксаула возвышались ... холмики. (С.-М.) Левинсон наблюдал, как возится в коре крепкоголовый, ... цвета жу­чок. (Ф.) (песчаный, песочный) 5) «Былое и думы» — за­мечательный памятник ... литературы XIX века. На мно­гих зданиях Москвы установлены ... доски (мемуарный, мемориальный). 6) После войны я решил пойти на ... ра­боту. (Перв.) Варвара Дмитриевна оказалась женщиной чуткой и .... (Ф.) (дипломатичный, дипломатический) 7) ... репертуар театра пополнился новой пьесой. Он [Вер-нер] пришёл в такое отчаяние и ... волнение, что я реши­тельно не мог совладать с душившим меня смехом. (Л.) (ко­медийный, комический)

§45. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1. Слитно пишутся сложные прилагательные:

а) образованные от сложных существительных, пишу­
щихся слитно, например: паровозный (паровоз), электро­
моторный (электромотор);

б) образованные от таких сочетаний слов, в которых од­
но слово связано с другим по способу подчинения (согласо-

6* 163

вания, управления, примыкания), например: голубоглазый (голубые глаза), общенародный (общий для народа), рельсо­прокатный (прокатывающий рельсы), глубокоуважаемый (которого глубоко уважают).

Сложные прилагательные, первая часть которых образо­вана от наречий, имеют книжный характер и часто явля­ются терминами, обозначая единое, цельное понятие, на­пример: высокохудожественный (рассказ), высокообразо­ванный (человек), вышеуказанный (пример), легкораство­римый (материал, вещество), малозначащий (факт), много­обещающий (эксперимент), нижеследующий (отзыв), тя­желораненый (офицер), узкопрактический (интерес).

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых вхо­дит наречие, не следует смешивать с обычными сочетаниями из наречия и прилагательного (или причастия), пишущимися раз­дельно, например: диаметрально противоположный, детски на­ивный, окончательно уничтоженный и т. п. В этом случае пер­вая часть сочетания выступает в качестве отдельного члена пред­ложения, отвечая на вопросы как? каким образом? в какой степени?

В качестве первой части подобных словосочетаний обычно выступают наречия абсолютно (абсолютно точный), жизнен­но (жизненно важный), исконно (исконно русский), истинно (истинно человеческий), подлинно (подлинно научный), прямо (прямо противоположный), резко (резко отрицательный), смер­тельно (смертельно опасный), строго (строго последовательный) и др.

Раздельно пишутся в составе словосочетаний наречия на -ски-, например: рабски услужливый, дьявольски коварный, ис­торически неизбежный.

2. С дефисом пишутся сложные прилагательные:

а) образованные от имён существительных, пишущихся
с дефисом, например: дизель-моторный, северо-западный;

б) образованные из таких сочетаний слов, которые свя­
заны по способу сочинения, как равноправные понятия, на­
пример: выпукло-вогнутые стёкла (стёкла выпуклые и во­
гнутые), русско-немецко-французский словарь (русский,
немецкий и французский), синебело-красный флаг (синий,
белый и красный) (в этих случаях между словами, входя­
щими в состав сложного прилагательного, можно вставить
союз и или но);

в) обозначающие оттенки цветов, например: бледно-ро­
зовый, светло-синий, тёмно-фиолетовый, ярко-зелёный,
изжёлта-красный, серебристо-белый, коричнево-красный,
зеленовато-голубой, пепельно-серый;

г) первая часть которых образована от иноязычных
слов и оканчивается на -ико-, например: химико-лабора­
торный, физико-технический, механико-машинострои­
тельный (но: великорусский, великосветский).

Примечание.С дефисом пишется ряд сложных прилагатель­ных, части которых обозначают неоднородные признаки, напри­мер: народно-освободительное движение (народное освободитель­ное), научно-популярный журнал (научный популярный), учеб­но-производственные мастерские (учебные производственные).

Следует иметь в виду, что среди сложных прилагатель­ных много традиционных написаний, например: всемир­но-исторический (но: всемирно известный), народно-по­этический. Поэтому при сомнениях в их написании следу­ет обращаться к орфографическому словарю,

3. В первой основе сложных прилагательных пишется од­но к, если она образована от существительного на н, и пишет­ся нн, если она образована от прилагательного с нн, напри­мер: вагоноремонтный завод (завод по ремонту вагонов), но вагонно-паровозный парк (парк вагонный и паровозный).

4. Сложные прилагательные, первой составной частью которых являются числительные, пишутся слитно: соро­каградусный, двадцатипятиметровый.

252. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагатель­ные и запишите их вместе с существительными (сложные прила­гательные везде ставьте перед существительными).

1) Машина (которая очищает хлопок); 2) трубка (кото­рая проводит пар); 3) бумага (чувствительная к свету); 4) завод (где строятся корабли); 5) фабрика (на которой прядут шёлк); 6) выработка (средняя за год); 7) культура (Древней Руси); 8) ветер (с северо-запада); 9) рабочие (фабрик и заводов); 10) словарь (русский и французский); 11) промышленность (кожевенная и обувная); 12) литера­тура (по сельскому хозяйству); 13) секция (шахматная и шашечная); 14) завод (где ремонтируют вагоны); 15) депо (вагонное и паровозное).

253. От данных слов образуйте сложные прилагательные.

(Тёмный) коричневый костюм, (светлый) зелёная ткань, (бледный) лиловый цвет, (яркий) красный ситец, (иссиня) чёрные волосы, (изжёлта) оранжевый мандарин, (розова­тый) жёлтые плоды, (белый) снежная скатерть, (синева­тый) голубое небо, (матовый) бледное лицо, (серебристый) серый песец, (васильковый) синие глаза, (янтарный) жёлтые лимоны.

254. Спишите, образуя сложные прилагательные.

Наши рекомендации