ЗАДАНИЕ № 1. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное
1. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.
2. Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить) невооруженным глазом.
3. В Таджикистане родилось еще одно водохранилище – (перегорожено, перекрыто) русло своенравной горной реки Дагансая.
4. В пойме Урала на 60 тысячах гектаров (поместился, разместился, раскинулся) единственный в Казахстане Государственный бобровый заказник. Десять лет назад сюда (доставили, привезли, передали) из Оренбуржья несколько речных бобров. Сейчас в заказнике (набирается, насчитывается) уже 115 поселений.
5. Было (наглядно, предметно) (показано, продемонстрировано), что комплексное (использование, применение) технических средств на занятиях (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) (повышает, увеличивает) (отдачу, продуктивность, производительность, эффективность) (работы, труда) педагога.
6. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, (необходимо, нужно, требуется) (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали.
7. По приглашению друзей мне (довелось, посчастливилось, пришлось, удалось) (побывать, посетить) (в Москве, Москву).
ЗАДАНИЕ № 2. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор (слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения).
Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.
(По С. Маршаку)
Примечание: нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.
ЗАДАНИЕ № 3. Составьте синонимические ряды со словами забавный, изумить, лентяй, вздор, невозмутимо и определите, при каких коммуникативных условиях могут употребляться те или иные слова из синонимического ряда.
ЗАДАНИЕ № 4. Замечательный русский переводчик Н. М. Любимов в течение многих лет собирал синонимы, различные определения одного и того же существительного, речевые средства, характеризующие лес, поле, снег и т.п. Его книга «Лингвистические мемуары» была призвана противостоять оскудению русской речи. Вот фрагмент из нее.
Дождь
Дождичек, дождик. Перепадают дожди, полоса дождей, дождь мелкий, косой, редкий, частый, спорый, крупный, сильный, обложной, проливной, ливень, проливень.
Дождь собирается, накрапывает, моросит (моросило), сеет, сеется, брызжет, побрызгал, припустил, разошелся, зарядил, полил, дождит, льет, поливает, льет ливмя, как из ведра, хлынул, хлещет, лужит, стучит, барабанит (в окна, по крыше), шумит. От дождя заплаканные, слезящиеся окна. «Дождь редел» (И. А. Бунин «Грамматика любви»), стихал, утих, отшумел, прошел, перестал.
Попробуйте построить по тому же плану словник с лексемами буря, туман, снег, иней.
ЗАДАНИЕ № 5. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
Артистичный, артистический | Темперамент, жест |
Гармоничная, гармоническая | Ряд, личность |
Земляная, земная | Насыпь, ось |
Сломить, сломать | Ветка, сопротивление |
Представить, предоставить | Отпуск, доказательства |
Иностранный, зарубежный | Юмор, фильм |
Преодолеть, превозмочь | Препятствие, болезнь |
Наложить, оставить | След, отпечаток |
Губительный, пагубный | Влияние, действие |
ЗАДАНИЕ № 6. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Мотивируйте свой выбор.
1. Стая | Верблюды |
2. Табун | Коровы |
3. Караван | Любопытные |
4. Отара | Демонстранты |
5. Косяк | Овцы |
6. Стадо | Рыбы |
7. Толпа | Пчелы |
8. Колонна | Голуби |
9. Рой | Лошади |
10. Группа | Туристы |
ЗАДАНИЕ № 7. Объясните различия в значении следующих паронимов. В случае затруднения обратитесь к словарю паронимов современного русского языка (см. список рекомендуемой литературы по теме).
Абонент – абонемент, адресат – адресант, бережный – бережливый, восприятие – восприимчивость, деловой – деловитый, демонстрационный – демонстративный, желанный – желательный, командированный – командировочный, конструктивный – конструкторский, надеть – одеть, невежа – невежда, нестерпимый – нетерпимый, обосновать – основать, остатки – останки, осудить – обсудить, понятный – понятливый, скрытный – скрытый, тема – тематика, удачный – удачливый, факт – фактор, эффектный – эффективный.