Тема: А.П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа
Цель:рассказать о детстве, начале литературной деятельности А.П. Чехова; дать понятие сатиры и юмора; научить учащихся находить черты юмористического на примере рассказа А.П. Чехова «Хирургия»; осмеяние глупости и невежества героев рассказа.
Ход урока.
1 Чтение статьи учебника о детстве и юности А.П. Чехова + метод. пособие Ерёмина 5 класс стр. 190. (возможна презентация «Детские и юношеские годы А.П. Чехова»)
2 Чтение учителем рассказа А.П. Чехова «Хирургия» (возможно прослушивание фонохрестоматии 5 класс)
3 Теория литературы. Юмор, сатира (см. учебник стр. …)
4 Беседа по рассказу «Хирургия»
Учитель объясняет, что земская больница – это больница, организованная земством. Земства – это органы местного самоуправления, организованные в 1864 году в губерниях и уездах. Земства занимались строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах и больницах был один учитель, один врач.
Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием. Дьячок – низший церковный служитель в православной церкви, причётник, псаломщик. Фамилия «Вонмигласов» происходит от восклицания «Вонмем», часто повторяющегося во время церковной службы. Такие фамилии часто давались ученикам в бурсах.
- Как выглядела земская больница? Кто её пациенты? ( Земская больница не описана Чеховым подробно. В земский больницах обычно были палаты для больных и приёмное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал один доктор. В приёмной стоит шкаф, в котором инструменты, ав бутылке карболовый раствор. Пациенты – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.
- О чём нам говорит фамилия фельдшера – Курятин? ( Курятин курит зловонную сигару. Фамилия фельдшера автором выбрана специально. Она говорит о том, что герой много курит. Может быть, фамилия связана со словом «курятина». Есть такое обидное прозвище «курицын сын», то есть глупый трусливый человек.
- Какими предстают перед нами фельдшер и больной? (И фельдшер, и больной предстают перед нами людьми невежественными, невоспитанными. Сначала они оба называют друг друга на «вы» и по имени и отчеству, а потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают». Дьячок рассказывает о глупых способах, которыми он пытается унять боль в зубе. Курятин хвастается своим мастерством, которого на самом деле нет. Они оба смешны, но дьячок вызывает больше сочувствия. Чеховский рассказ вызывает смех и чувство возмущения хвастовством фельдшера.)
- Прочитайте реплики фельдшера и описание его действий. О чём говорит герой и что хочет сказать нам автор? ( Фельдшер говорит: «Хирургия – пустяки… Тут во всём привычка, твёрдость руки… Раз плюнуть…» Герой хочет сказать, что но легко сумеет сделать хирургическую операцию. Автор даёт понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, что он плохо знает своё дело и храбрится перед операцией. Действия фельдшера говорят читателю, что у него не хватает знаний, чтобы выбрать подходящий инструмент, и он выбирает его наугад. На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом о важности своей работы, о том, что все необразованные, он один всё понимает, и рассказывает, как лечил помещика Египетского. Речь Курятина бессвязная, отрывистая, в его лексиконе мало слов. Он ругается и препирается с пациентом. Фельдшер в этом рассказе – человек с низким уровнем культуры, плохо знающий своё дело.)
- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему? ( Можно, юмор в нём основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков. Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает недостатков, и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту).
- О какой хирургии рассказывает Чехов? ( Которой на самом деле не должно быть. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдаёт себя за опытного врача).
5 Выразительное чтение рассказа по ролям.
6 Д/з. выраз чтен. Рассказа.
Тема: Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Образы весны, лета, осени и зимы. Устный анализ стихотворений.
Тема: Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений.
Тема: Внеклассное чтение. И.А. Бунин Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.
Тема: В.Г. Короленко: детство, начало литературной деятельности. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.
Цель:знакомство с писателем В.Г. Короленко; дать понятие форм эпического произведения (рассказ, повесть, роман), сюжета и композиции литературного произведения, I, II главы повести «В дурном обществе» как экспозиция повести. Образ города, взаимоотношения Васи и отца.
Ход урока.
1 Знакомство с жизнью и творчеством В.Г. Короленко (см. учебник стр. 49-50 + метод пособие Ерёмина стр.205-207).
2 Теория литературы (см. метод. пособие Ерёмина стр. 208 -209)
Рассказ – малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.
Повесть – средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.