Морфология и орфография

1. Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана?

2. Назовите самостоятельные (или знаменательные) и служебные части речи. Приведите примеры.

3. Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи.

4. В чем особенность склонения существительных на –ия, -ий, -ие?

5. Расскажите о правописании частицы не с различными частями речи.

6. Вспомните правила, которые помогут в написании сложных прилагательных.

7. Расскажите о правописании н и нн в прилагательных и причастиях.

8. Расскажите о слитном и раздельном написании числительных.

9. Расскажите о дефисном написании слов различных частей речи. Приведите примеры.

10. Сформулируйте правила правописания –ться и –тся в глаголах.

11. Как пишется частица ни с различными частями речи? Сформулируйте правила, приведите примеры.

12. Вспомните правила правописания личных окончаний глаголов.

Синтаксис и пунктуация

1. Что изучает раздел науки о языке синтаксис?

2. Назовите основные виды словосочетаний. Приведите примеры.

3. В чем отличие простого предложения от сложного?

4. Что такое грамматическая основа предложения?

5. Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.

6. Какие виды сказуемых вам известны?

7. Сформулируйте основные правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

8. Назовите второстепенные члены предложения.

9. Что такое неполное предложение?

10. Что вы знаете об обособленных членах предложения?

11. Расскажите о знаках препинания при цитировании.

12. Назовите основные виды сложных предложений.

13. Какие виды связей между частями сложного предложения вы знаете?

14. Вспомните основные виды придаточных предложений.

Краткий словарь терминов

Фонетика-раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Ударение- это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.

Слог- это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха.

Слог- это наименьшая единица произнесения слова.

Графика- это совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передается на письме.

Орфоэпия- это совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний. В орфоэпии изучается также правила постановки ударения.

Лексика- совокупность всех слов языка.

Лексикология- раздел науки, изучающий словарный состав языка.

Лексикография- раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей.

Лингвистическийсостав- книга, сборник словарных статей, в которых описываются основные свойства слова. Словарные стать в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Фразеология- раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеологизм- Это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом.

Словообразование- раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Морфология- раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

Орфография- это:

1. Раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и не буквенных графических средств;

2. система правил правописания слов.

Орфограмма- это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу или традиции письма.

Пунктуация- это:

1. Система знаков препинания.

2. Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.

Стилистика- это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Список литературы

1. Шанский Н.М. Русский язык. Справочные материалы. - М.,1993.

2. Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 1996.

3. Сухотонская А,В, Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1994.

4. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов на Дону: Феникс, 2001.

5. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. – М.,1998.

6. Соловьева М.Г.Толковый словарь иностранных слов в русском языке. – Смоленск: «Гусич», 2002.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь. – М.,1952.

8. Даль В.Л. Толковый словарь. – М.,1955.

9. Розова В.С. Орфоэпический словарь. – М.,1987.

10. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. – Екатеринбург.: У-Фактория, 2002..

11. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. – СПб.: Фолио-Пресс, 2001.

12. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. – М.: Русский язык.,2001.

13. Семенов А.В. Словообразовательный словарь русского языка. – М.: «ЮНВЕС»,2002.

14. Шанский Н.М., Барова Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. – М.: Дрофа, 2001.

15. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1986.

Приложение

Образец выполнения контрольной работы

Энциклопедия слова

«ЖЕНА»

Содержание

1. План работы........................_.....,.................................... 67

2. Лексическое значение слова.......................................... 68

3. История слова...................................................................70

4. Слова-«родственники».................................................... 71

5. Синонимы слова ..............,............................................... 72

6. Антонимы слова........................................................ …...73

7. Слово во фразеологических оборотах.............................74

8. Слово и слова-рифмы.....,......,.........,.................................75

9.Слово в русском фольклоре..............................................76

10.Соответствия слову в фольклоре народов мира.............79

11 Слово в произведениях литературы.................................80

12.Слово в текстах худ. литературы..................................... 81

13.Слово в названиях и текстах СМИ....................................83

14.Слово в названиях картин художников..,. ........................84

15.Слово в названиях кинофильмов........................................85

16.Слово в детском речевом творчестве............ .....................86

17.Бнблиографический список..................................................88

План.

1. Слово «ЖЕНА» и его лексическое (-ие) значение (-ия).

2. История слова «ЖЕНА».

3. Слово «ЖЕНА» и его «слова-родственники» (однокоренные).

4. Слово «ЖЕНА» и его синонимы.

5. Слово «ЖЕНА» и его антонимы.

6. Слово «ЖЕНА» во фразеологических оборотах.

7. Слово «ЖЕНА» и слова (сочетания)-рифмы.

8. Слово «ЖЕНА» в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в загадках, в скороговорках, в притчах и легендах, в приметах и обычаях, в народных играх, хороводах, в русских народных песнях, в народных сказках.

9. Соответствия слову «ЖЕНА» в пословицах и поговорках

народов мира.

10. Слово «ЖЕНА» в названиях произведений классической и

современной литературы.

11. Слово «ЖЕНА» в текстах художественной литературы.

12.Слово «ЖЕНА» в названиях газет, журналов. рекламных приложений.

13.Слово «ЖЕНА» в названиях картин художников.

14.Слово «ЖЕНА» в названиях художественных и документальных фильмов.

15.Слово «ЖЕНА» в детском речевом творчестве.

Наши рекомендации