Точность словоупотребления
Тема 1.
Смысловая точность слова (лексическое значение и лексическая сочетаемость слов)
Исходные положения.
1. Основной значимой единицей языка является слово. Точность – главное качество юридической речи – зависит от точного словоупотребления. Чтобы правильно выбрать нужное слово в каждом конкретном случае, надо знать его лексическое значение и смысловые связи с другими словами.
Лексическое значение слова – это соотнесенность его с определенным явлением, исторически закрепленным в сознании говорящего. Основой лексического значения слова является понятие, в котором отражаются существенные признаки предметов.
Толкованию лексического значения слова служат толковые словари русского языка, где каждому слову посвящена определенная словарная статья.
2. Лексическая сочетаемость – это способность слова соединяться с другими словами. Для большинства слов характерна обширная лексическая сочетаемость, например: учинить (разбой, драку, пьянку, хулиганские действия, скандал, надругательство). Однако для слов, употребляющихся в составе юридических терминов, характерна ограниченная лексическая сочетаемость.
3. Слово эффективно воздействует в том случае, когда употребляется в соответствии с присущим ему лексическим значением.
Использование слова без учета его семантики приводит к речевым ошибкам, причем нередко нарушающим логическую структуру предложения. Причиной логических ошибок является нечеткая дифференциация понятий, неоправданное расширение или сужение понятий, возникающее в результате смешения родовых и видовых, конкретных и отвлеченных понятий, несоответствие посылки и следствия.
4. Невнимательное отношение к значению слова вызывает многословие, разновидностью которого являются тавтология и плеоназм.
Тавтология – это повторение одного и того же слова или однокоренных слов. Однако в тексте закона и процессуальных актов тавтология иногда бывает оправдана, т.к. связана с необходимостью повторения терминов (например: выделить в отдельное производство).
Плеоназм – излишнее словосочетание, в котором одно слово включает в себя значение второго. Причиной появления плеоназмов в монологической судебной речи является стремление к уточнению.
Контрольные вопросы и задания.
1. Что называется лексическим значением слова и как Вы понимаете соотношение слово – значение – понятие? Какие, по Вашему мнению, части речи не называют понятия?
2. Определите значение слов по одному из толковых словарей русского языка. (Словарь русского языка в 4-х томах АН СССР или Словарь русского языка С. И. Ожегова).
Апелляция, подсудность, дознание, правосознание, досье, алиби, надзор, мотив, инсинуация, версия, иск, арго, аргумент, беспрецедентный, амнистия, амбиция, эксперт, презумпция, деяние, аффект, прения, арбитраж, протокол, альтернатива, приговор.
3. Что такое лексическая сочетаемость?
4. Подберите примеры лексической сочетаемости слов в составе юридических терминов, используя опорные слова:
предъявить, на поруки, определить, определение, причинить, учинить, обвинение, приговор, показание, удар, сговор, заведомо, от общества, действия, мера, нанести, загладить, возместить.
5. К каким ошибкам ведет употребление слов без учета его семантики? Что такое тавтология и плеоназм?
6. Слова, употребленные без учета их семантики, замените нужными. Отметьте предложения, в которых имеются логические ошибки.
1) В крови пострадавшего найдено значительное количество алкоголя.
2) Я полагаю назначить Степанову меру наказания в виде трех лет лишения свободы (из заявления прокурора)
3) Здесь имеется широкий выбор для создания убедительных психологических догадок.
4) Давая заведомо ложные показания, Петров пояснил, что к этому делу он отношения не имеет.
5) Потерпевшая неоднократно занимала обвиняемой крупные суммы денег.
6) Подросток оказался на скамье подсудимых из-за достаточно плохого воспитания родителей.
7) Из магазина совершена кража фотоаппарата и другого медицинского оборудования.
8) В последнее время достигнут достаточно большой уровень образования.
9) Возвращаясь из рейса, Фомин задремал, что явилось результатом столкновения его машины с ехавшим впереди грузовиком.
10) Можно привести достаточно много примеров злоупотреблений в сфере обслуживания.
11) Рост преступности зависит от того, насколько эффективно ведется борьба с правонарушениями.
12) Данное преступление стало возможно благодаря халатности медперсонала.
13) Будучи допрошенный в качестве обвиняемого, Петухов сказал, что в день совершения преступления его в городе не было.
14) Истец доказывает свои требования бездоказательными доказательствами.
15) Поведение Соколова всегда было чревато хорошими последствиями.
16) Обвиняемый должен быть отлучен от общества и иметь заслуженное наказание.
17) Он неоднократно делал нарушения трудовых обязанностей.
18) Пистолет в ходе следствия установлен не был.
19) Предлагаю, из-за малой тяжести преступления, отдать Короткова на поруки.
7. Устраните плеоназмы и тавтологию. Обратите внимание на предложения, где тавтология оправдана. Найдите слово, использованное в несвойственном ему значении.
1) Догнав Куприянова, Нечаев ножом нанес ему несколько ножевых ран.
2) Уклонение от призыва по мобилизации в Вооруженные Силы преследуется законом.
3) Было 17 часов вечера, когда Федоренко подъехал к дому и увидел толпу народа.
4) В связи с вновь открывшимися фактами необходимо выделить дело в отдельное производство.
5) Главная суть вопроса состоит не только в том, чтобы доказать невиновность.
6) 15 ноября обвиняемый одолжил у потерпевшего 150 рублей денег.
7) С самого первого начала хочу сказать об особенности этого дела.
8) Мой подзащитный ударов не наносил и ногами не пинал.
9) В правовом государстве суд должен иметь право рассматривать любы конфликты любых граждан с любым властями.
10) На лице потерпевшего виден укус зубами в области носа.
11) Продолжительность судебного процесса длилась несколько часов.
12) Оглянувшись назад, потерпевший увидел отъезжавшую машину.
13) Из-за некачественных дефектов товар был забракован.
8. Ознакомившись с приведенными ниже предложениями, определите, что привело к возникновению комического эффекта, неуместного в деловом общении. Исправьте предложения.
1) Я ударил его за то, что он выкрутил болт у моего брата.
2) Подсудимый Фокин продолжал вместе с умершей Фокиной распивать спиртные напитки.
3) Всем студентам, имеющим хвосты, сдать их до 1 марта. (Из распоряжения деканата)
4) Студенты, имеющие хвосты, будут повешены на объявлении у деканата. (Из распоряжения деканата)
5) Библиотекарь обязан принимать книги у читателей и внимательно следить за их поведением. (Выдержка из «Кодекса образцового библиотекаря»)
6) Зоопарку срочно требуются рабочие для кормления хищных животных.
7) Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой.
8) В холодильнике буфета обнаружена баранья голова, принадлежащая буфетчице Смирновой.
Тема 2