Фоника как раздел стилистики. Понятие благозвучия. Звукопись в художественной речи. Стилистические недочеты в звуковой организации нехудожественной речи
Фоника – раздел стилистики, изучающий звуковую сторону речи. В отличие от фонетики – раздела языкознания, изучающего способы образования и акустические свойства звуков того или иного языка, фоника – наука об искусстве звуковой организации речи.
Фоника:
§ даёт оценку особенностям звукового строя языка
§ исследует разнообразные приёмы усиления фонетической выразительности речи
§ учит наиболее совершенному и стилистически целесообразному выражению мысли
§ изучает эстетическую роль фонетических средств языка, что включает:
1.анализ звуковой организации поэтической речи (центральное место)
2.проблему звуковой выразительности художественной прозы и некоторых видов публицистики
Под фоникой понимают также:
§ саму звуковую организацию речи, т.е. отбор и употребление языковых средств фонетического уровня с определённым стилистическим заданием. В этом смысле о фонике говорят как о компоненте стиля того или иного писателя, поэта.
§ стилистически значимые средства фонетического уровня. При этом говорят о фонике того или иного произведения, исследуя фонику какого-либо произведения, поэмы, стихотворения.
Наиболее общее стилистическое требование, предъявляемое к фонетической стороне речи – требование благозвучия. Благозвучие предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха, с точки зрения говорящих на данном языке. Всё, что не свойственно языку, производит впечатление какофонии («дурное звучание»). Для русского человека, например, благозвучна строка «У лукоморья дуб зелёный», здесь нет труднопроизносимых сочетаний звуков, короткие слова чередуются с длинными, интонация гармоническая и плавная. Неблагозвучна строка: «вдруг взгрустнулось другу: вскоре | снова встретит он врага». Неблагозвучные сочетания вдр, взгр, др, встр, повторение одних и тех же звуков (у, в, р) и подобных (д-т, з-с) навязчиво и неприятно, вызванная переносом пауза лишает речь плавности.
Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием гласных и согласных звуков и незначительным употреблением консонантных сочетаний, т.е. сочетаний нескольких согласных. В русском языке консонантные сочетания чаще всего двучленны (друг, брат), иногда трёхчленны (взрыв, стройка). Сочетание четырёх и более согласных, которое может возникнуть на стыке слов, нарушает благозвучие речи (конкурс взрослых). Для создания благозвучия важно:
§ сколько звуков входит в консонантное сочетание.
§ какие это звуки.
§ какова их последовательность.
§ в начале, середине или конце слова они находятся.
В русской лексике сочетание согласных в основном подчиняется законам благозвучия. Но есть и неблагозвучные слова, в которых согласных больше средней нормы или нарушена их последовательность (взвизгнуть, встрепенуться, взрыв, встряска). Обычны сочетания двух согласных в начале и середине слова (снег, весло, добрый). Появление между такими согласными беглых гласных возвращает речи благозвучие (интересный – интересен). Преобладают сочетания согласных, в которых шумный согласный предшествует сонорному (гр, др, см, зн). Русскому языку свойственна тенденция к сокращению в речи консонантных сочетаний: при стечении близких по качеству согласных один из них в устной речи выпадает (поздно, солнце).
Существует мнение, что чем больше в речи гласных, тем она благозвучнее. Это неверно. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными. Слияние нескольких гласных, или «зияние», затрудняет артикуляцию. Зияние может быть внутренним (радиоузел) и внешним (у Тани и у Оли). Неблагозвучные сочетания возникают обычно при соединении слов, следовательно, можно избежать неблагозвучия, подчиняя фонетическую организацию речи законам сочетания звуков.
В работе писателя над стилем произведения более высокой ступенью, чем достижение благозвучия, является использование фоники для создания особой выразительности, образности речи. Применение различных фоностилистических приёмов для усиления звуковой выразительности речи называется звукописью. Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи. Стройное повторение созвучий придаёт речи особую красоту.
§ звукоподражание – употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от воображаемого явления.
§ выразительно-изобразительная функция: повторение отдельных звуков и сочетаний звуков (конь скакал: ко-ка-ка – стук копыт).
Повторы — самое яркое экспрессивное средство звукописи:
Аллитерацией — повторение одинаковых или сходных согласных (Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят — бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят — Тютч.). Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль.
Ассонансом — повторение гласных (Пора, пора, рога трубят… - П.).В основе ассонанса обычно оказываются толь ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто значительно изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.
Анафора — Повторение начальных согласных в словах (Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона… - Ес.). При смежной анафоре созвучные слова стоят рядом (как в приведенном примере), при раздельной они не следуют непосредственно друг за другом (- Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики. - Цв.).
Эпифорой — Повторение конечных звуков в словах (Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали… — Бальм.). Как и анафора, эпифора может быть смежной и раздельной. При смежной эпифоре созвучные слова обычно грамматически зависимы: они согласуются (Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. - Ес.). Особую музыкальность придает стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры. Злоупотребление аллитерациями, ассонансами приводит к навязчивому, а порой противоестественному усилению фонетической стороны речи.
Звукоподражание: — это употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
Функции:
1. создание гармонии, музыкального звучания речи
2.выразительно-изобразительная
3.эмоционально-экспрессивная
4. смысловая (подчеркивание важных слов)
5. композиционная (сходное звучание смысловых отрезков фраз)
В текстах, в которых фоника, как правило, не выполняет экспрессивной функции, необычная звуковая организация речи отвлекает внимание от содержания, мешает чтению. Поэтому если автор не стремиться использовать звуки речи в определенных стилистических целях, он должен позаботиться о том, чтобы фоника не вступала в конфликт с содержанием. Случайные звуковые повторы в том случае становятся серьезным недостатком стиля